Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» На пути оптимизации и упрощения
31 мая 2016 | Новости таможни

На пути оптимизации и упрощенияВ 2015 году Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) был выполнен комплекс мероприятий, позволивший достичь значительного упрощения и автоматизации совершения таможенных операций и связанного с этим сокращения времени их совершения. Об итогах деятельности в прошедшем году и об основных задачах на 2016 год рассказывает начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Дмитрий ЖУКОВ.

Портал и его преимущества

В 2015 году основная деятельность ГУОТОиТК была сосредоточена на реализации мероприятий, формирующих направления совершенствования и оптимизации таможенных технологий.

Постоянно проводилась работа по сокращению сроков совершения таможенных операций, оптимизации проведения государственного контроля в пунктах пропуска, увеличения их пропускной способности при сохранении надлежащего уровня контроля.

В автомобильных пунктах пропуска в результате проведенной работы время совершения таможенных операций в отношении товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, сократилось до 19 минут (при установленном значении 20 минут), а в отношении товаров, подлежащих иным видам государственного контроля – до 31 минуты (при установленном значении 38 минут).

Положительная динамика сокращения сроков совершения операций наблюдается в железнодорожных, воздушных и морских пунктах пропуска.

Одним из приоритетных направлений деятельности является оптимизация совершения таможенных операций в морских портах.

Проводимые ФТС России с 2014 года работы по созданию единого информационного пространства для обеспечения взаимодействия всех участников обработки грузов в морских портах (проект «Портал Морской порт») позволили решить задачу по сокращению времени оформления товаров. За время работы портала в пяти портах (Владивосток, Находка (Восточный), Усть-Луга, Калининград и Новороссийск) оформлено более 8000 судозаходов 119 участниками ВЭД, которые зарегистрированы на портале.

Важно, что ФТС России удалось обеспечить совместную работу с другими ведомствами – Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Пограничной службой, ФСБ России, администрациями морских портов. Сегодня ФТС России находится на следующей, достаточно масштабной стадии – внедрения новой версии портала. В ней учтены предложения, поступившие от участников его экспериментального тестирования, и распоряжением ФТС от 29 октября 2015 года № 334-р «Об определении объектов пилотной зоны для проведения опытной эксплуатации комплекса программных средств «Портал Морской порт». В состав участников проекта включены Феодосийский, Керченский и Евпаторийский порты Крымской таможни.

В результате проведенных мероприятий среднее время нахождения товаров в морских портах сократилось до шести суток в 2015 году (семь суток в 2014 году и десять суток в 2013 году).

Задача 2016 года – дальнейшее внедрение проекта в портах Российской Федерации.

В соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2015 г. № 158 с 1 апреля 2017 года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным видом транспорта.

ФТС России проводит работы по созданию организационной, технологической и информационно-технической основы по внедрению обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте в рамках практической реализации международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок (e-Freight). Работы проводятся в рамках экспериментов по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля воздушных судов ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» на базе Шереметьевской таможни.

Для успешного внедрения обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте и, как следствие, элементов механизма «единого окна», потребуется реализация всех необходимых технологических аспектов в программном обеспечении.

Введение обязательного предварительного информирования на ж/д виде транспорта (2014 год) и результаты реализуемого на 100 станциях и 14 пунктах пропуска совместно с Российскими железными дорогами (ОАО «РЖД») пилотного проекта по обмену электронными документами и сведениями при проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, позволили отказаться от продолжения эксперимента и перейти к штатной организации работы в этом формате. Результатом такой работы станет сокращение времени оформления товаров и транспортных средств в ж/д пунктах пропуска до двух часов.

Число участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, близко к 100 процентам (78 тысяч – 99,81 процента). Практически весь декларационный массив подан в электронном виде (3,7 миллиона – 99,93 процента). Логическое развитие совершенствования процесса декларирования и выпуска – автоматизация принимаемых решений.

Количество автоматически зарегистрированных ДТ в 2015 году почти в три раза превысило результаты 2014 года. При этом с июля 2015 года также реализована технология автовыпуска в отношении экспортируемых товаров. За год автоматически выпущено более 1500 ДТ, а в настоящий момент ежемесячно решение принимается автоматически в среднем в отношении 950 ДТ.

В 2016 году будет расширено применение технологии автовыпуска товаров в таможенной процедуре экспорта. Завершены работы по разработке и внедрению технологии автовыпуска ввозимых товаров.

Акценты на упрощении

В 2015 году продолжалась работа по совершенствованию применения технологии удаленного выпуска товаров (ТУВ) по направлениям усиления контроля за применением технологии, в том числе в части доработки алгоритма, и совершенствования самой технологии, за счет развития Центров электронного декларирования (ЦЭД) и концентрации в них таможенного декларирования.

Статистика свидетельствует о росте доли деклараций на товары, оформленных с применением данной технологии в 2015 году по сравнению с 2014 годом. За 2015 год было оформлено 569 060 ЭДТ с применением технологии удаленного выпуска. Это на 27 процентов больше по сравнению с 2014 годом, оформление по ТУВ в котором составило 448 251 ЭДТ.

Удельный вес деклараций, оформленных с использованием ТУВ в 2015 году, составил 15 процентов от общего количества оформленных ЭДТ (3 766 255 штук), за 2014 год – десять процентов (от 4 288 459 штук).

Для совершенствования технологии удаленного выпуска товаров проводятся мероприятия по концентрации таможенного декларирования в ЦЭД. Итоги этой работы показывают, что процент концентрации таможенного декларирования в ЦЭД в целом по региональным таможенным управлениям достаточно высок – в среднем 76 процентов декларационного массива соответствующей таможни. По информации из региональных таможенных управлений, серьезных технологических проблемных вопросов при проведении Эксперимента не возникало.

В дальнейшем эту работу необходимо проводить постепенно, с учетом организационно-структурных преобразований в таможенных органах, без резкой смены сложившегося порядка взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Это позволит избежать усложненной схемы таможенного администрирования и создаст условия для исключения фактов использования технологии удаленного выпуска товаров недобросовестными участниками ВЭД и минимизации рисков нанесения ущерба бюджету Российской Федерации.

Значимым направлением деятельности Главного управления является работа по оптимизации и сокращению числа документов, представляемых в таможенные органы при декларировании товаров. Работа строится на основе использования технологий электронного взаимодействия с иными федеральными органами, в том числе с помощью системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ).

В результате этой работы, при декларировании ввозимых товаров в среднем требуется шесть документов, а при их вывозе – четыре документа, с учетом того, что «дорожной картой» «Совершенствование таможенного администрирования» установлено шесть документов при импорте и шесть – при экспорте.

Указанная работа и накопленная практика совершения таможенных операций при декларировании товаров позволили включить в проект нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза нормы, отменяющие обязательность представления документов при подаче деклараций на товары в пользу запросной технологии их получения на основе анализа рисков несоблюдения требований таможенного законодательства.

Внедрение и совершенствование новых информационных таможенных технологий, введение обязательного предварительного информирования и элементов электронного документооборота позволили достичь сокращения общего времени помещения товаров под таможенные процедуры при экспорте товаров в среднем до 51 минуты (0,85 часа) и импорте – до одного часа 44 минут (1,73 часа).

ГУОТОиТК особое внимание уделяет оптимизации и упрощению оформления процедуры таможенного транзита.

В 2015 году российскими таможенными органами было оформлено более одного миллиона трехсот тысяч транзитных деклараций (1 316 855 ТД) в связи с помещением товаров под процедуру транзита, а также свыше одного миллиона и восьмисот тысяч транзитных деклараций (1 818 915 ТД) в связи с ее завершением.

В сравнении с 2014 годом эти показатели, в связи с падением объемов ввоза товаров, снизились на 17 и 19 процентов соответственно (открыто – 1 588 837 ТД, завершено – 2 244 373 ТД).

Недоставка товаров в российские таможенные органы назначения, как и прежде, остается на стабильно низком уровне. Она составляла в 2015 году менее 0,01 процента от общего количества партий товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой транзита. В истекшем году была продолжена успешная реализация эксперимента по упрощению допуска добропорядочных российских перевозчиков к процедуре таможенного транзита без внесения обеспечительных мер. Такое разрешение получили 158 транспортных компаний, которые совершили более 27 тысяч перевозок в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Разработана и реализована технология электронного декларирования процедуры транзита. В прошедшем году в 66 таможенных органах было успешно оформлено почти 1300 (1297) электронных транзитных деклараций. На нынешнем этапе этот перечень расширен до 105 таможенных постов.

Задача 2016 года – распространить такую технологию на все таможенные органы.

Заглядывая в завтра

В рамках общих процессов формирования Единого экономического пространства проводится работа по созданию единой транзитной системы Таможенного союза для реализации более благоприятных условий развития внешнеэкономической деятельности. Указанная работа одобрена Правительством РФ и проводится во взаимодействии с партнерами по Таможенному союзу.

В российских и белорусских таможенных органах в рамках Союзного государства с 1 ноября 2015 года начат эксперимент по использованию сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под процедуру таможенного транзита на принципах электронного документооборота. Для реализации эксперимента во взаимодействии с ГУФТДиТР, ГУОТОиТК был разработан Временный порядок действий должностных лиц, а также обеспечена доработка программных средств из состава АСКТТ-2.

Указанные механизмы позволяют сместить акцент в обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых товаров от перевозчика к получателю, что создает более благоприятные условия для осуществления международных перевозок.

Кроме того, имея экономическую направленность, Единая транзитная система, регулируемая законодательством Таможенного союза, обеспечит независимость принимаемых РФ решений от финансовых институтов Европейского союза.

В 2015 году прорабатывался вопрос о возможности создания единой транзитной системы на пространстве СНГ. Был подготовлен Меморандум о взаимопонимании между таможенными службами государств – участников Содружества Независимых Государств по созданию условий для взаимной интеграции национальных транзитных систем. Руководителями таможенных служб большинства государств – участников СНГ принято решение СРТС СНГ от 10.12.2015 № 13/62 и подписан Меморандум.

Большее значение в РФ приобретает институт особых экономических зон. В настоящее время функционирует 22 таких зоны.

В 2015 году начала функционировать СЭЗ, созданная на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь. В прошлом году резиденты СЭЗ стали применять процедуру СТЗ, оформлено 19 товарных партий.

Начали развиваться территории опережающего социально-экономического развития, создан Свободный порт Владивосток. Такие территории приравнены к особым экономическим зонам, где применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В целом, основная задача таможенных органов в этой связи – обеспечить качественное администрирование на таких территориях. Для достижения цели предусмотрена разработка и внедрение автоматизированной информационной системы учета товаров. Это отражено в Детальном плане мероприятий по реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

Применение автоматизированной системы учета упростит действующий порядок оборудования и обустройства, в том числе территорий ОЭЗ. Система позволит оптимизировать таможенные операции и проведение таможенного контроля.

В 2015 году Главным управлением подготовлены предложения в федеральные законы по определению требований к ведению учета товаров на таких территориях и по установлению ответственности за несоблюдение порядка его ведения. В 2016 году будет продолжена работа по подготовке нормативной базы, направленной на установление такой системы учета.

Сформирована нормативная правовая база, необходимая для применения таможенной процедуры СТЗ на территориях опережающего социально-экономического развития (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»). Изданы приказы ФТС России, определяющие порядок совершения таможенных операций на таких территориях (ввоза и вывоза товаров на такие территории в соответствии с таможенной процедурой СТЗ, порядок ведения учета товаров, обустройство и оборудование таких территорий в целях таможенного контроля – приказы ФТС России от 30.07.2015 № 1526, 09.06.2015 № 1116, 13.10.2015 № 2034).

Подготовлена нормативная правовая база для обеспечения деятельности в Свободном порте Владивосток. Для реализации положений Федерального закона «О свободном порте Владивосток» ФТС России подготовила 13 проектов актов. Издание актов должно обеспечить возможность применения резидентами специального правового режима на территории Свободного порта Владивосток, в том числе применение таможенных процедур свободной таможенной зоны и таможенного транзита.

Большое внимание было уделено Особой экономической зоне в Калининградской области. ФТС России подготовлена нормативная правовая база, необходимая для обеспечения перехода на новые условия хозяйствования в Калининградской области с 1 апреля 2016 года.

В 2015 году совместно с УТС и структурными подразделениями ФТС России велась активная работа в рамках международного сотрудничества в соответствии с планами международных связей ФТС России, которую планируется продолжить в 2016 году. В настоящее время информационное взаимодействие между таможенными службами иностранных государств и ФТС России ведется по нескольким перспективным направлениям: в части проектов «Зеленый коридор», в рамках взаимного признания результатов таможенного контроля, а также обеспечения безопасности цепи поставок при контейнерных перевозках.

В 2015 году активно прорабатывался вопрос по организации проектов «Зеленый коридор» в отношении ряда стран-участниц Европейского союза (в частности, Германии и Эстонии), а также в отношении таможенных служб Аргентины, Уругвая, Египта, Ирана, Сирии, Туниса, Японии.

В настоящее время практической реализации достиг проект «Зеленый коридор» между таможенными службами России и Китая, России и Италии.

Также в течение 2015 года состоялось подписание многих нормативных документов, заложивших основу реализации активного международного сотрудничества.

В качестве задач на 2016 год в части сотрудничества между таможенными службами России и зарубежных государств можно выделить следующие: реализация перспективных проектов информационного взаимодействия между таможенными службами России и зарубежных государств в рамках реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути» и развитие взаимодействия таможенных служб по обеспечению безопасности цепи поставок в рамках Международного транспортного коридора «Север – Юг».

 

Источник: Журнал Таможня  № 11 [394] июнь 2016

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Итоги и прогнозы
  • Безбумажная система
  • ФТС - итоги и перспективы
  • Упрощая администрирование
  • Таможенники оптимизируют работу в морских портах

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.