Федеральная таможенная служба России
(ФТС) запустила обновленную версию единой информационной платформы,
объединяющей стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы, -
портал «Морской порт». Начальник Главного управления организации
таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков
рассказал об электронном взаимодействии бизнеса с государственными
структурами, сокращении бумажных документов, новом портале, его значении
для всех участников грузовых перевозок в морских портах, а также
перспективах развития.
- Дмитрий Борисович, в рейтинге
Doing Business учитывается количество документов для международной
торговли. Сократилось ли количество документов, необходимых для
растаможки товаров?
- Мы целенаправленно, на
плановой основе, вносим в таможенное законодательство нормы по переводу
взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) исключительно в электронную форму. При этом учитываем
аргументы бизнеса, совместно решаем первостепенные задачи.
Одним из результатов этой
работы стала отмена необходимости представления многих документов в
бумажной форме. Благодаря внедрению информационных технологий уже не
нужно представлять контракт и документы, подтверждающие полномочия лица,
подающего декларацию в электронной форме, не нужно подтверждать уплату
таможенных платежей. Таможня не требует транспортные перевозочные
документы для вывозимых товаров, которые не облагаются вывозными
таможенными пошлинами, а также документы, подтверждающие соответствие
требованиям технических регламентов, соблюдение запретов и ограничений.
Такая работа проводится, в
том числе в целях повышения позиции России в рейтинге Всемирного банка
«Doing business» по показателю «международная торговля».
- В 2015 году ФТС России также
проводила эксперимент по электронному декларированию транзитных товаров.
Удалось ли сократить число бумажных документов?
- В целом, электронное декларирование
транзита позволит обеспечить однократное представление участником ВЭД
документов, необходимых для совершения таможенных операций, а также
использование представленных документов на всех этапах таможенного
оформления.
Чтобы отменить использование бумажных
документов, ФТС России выпустила порядка 20 приказов, которые прошли
регистрацию в министерстве юстиции России. Благодаря межведомственному
электронному взаимодействию таможня и федеральные органы исполнительной
власти разработали полсотни технологических карт, позволивших упростить
работу бизнеса. В частности, теперь декларанту не нужно предоставлять в
таможенные органы те документы, которые уже есть в электронном виде.
Достаточно указать их реквизиты в соответствующей графе декларации на
товары.
Кроме того, ФТС России совместно с
бизнесом определила сферы деятельности, где нужно сокращать количество
бумаг в первую очередь. А именно – необходимо повышение грузооборота в
морских портах и содействие развитию свободных экономических зон.
- По мнению бизнеса, ситуация с
сокращением бумаг в портах далека от идеальной. Участники ВЭД жалуются,
что бумажный носитель не просто по-прежнему необходим, но и в ряде
случаев приходится вручную вносить информацию для подачи на портал, или
невозможно внести изменения. Что ФТС России предпринимает для решения
подобных вопросов?
- Неоднократное предоставление
документов, в том числе на бумажных носителях, объясняется тем, что
контрольные операции в морских портах совершают не только таможенники,
но и должностные лица других государственных контролирующих органов и
администрации морских портов.
Для решения этой задачи ФТС России
создала единое информационное пространство для обеспечения
взаимодействия всех участников обработки грузов (товаров) в морских
портах - портал «Морской порт». Он основан на принципах и механизмах
«единого окна», а также общепринятого международного опыта и практики.
Единая информационная платформа
объединяет стивидоров, морских перевозчиков и контролирующие органы.
Подключиться к порталу может любой участник, имеющий доступ в Интернет,
пройдя регистрацию в «личном кабинете». С помощью портала можно
представить в электронном виде предварительную информацию о прибывающих
товарах и водных судах, которая анализируется одновременно должностными
лицами таможни и иных контролирующих органов. Такое решение позволяет
заблаговременно, до прихода судна в порт, спланировать проведение
необходимых контрольных мероприятий, а также ускорить движение грузов и
оптимизировать загрузку железнодорожных составов.
Первая версия портала в виде макета-
прототипа работает с февраля 2014 года в пяти крупнейших морских портах
России - Дальневосточном, Северо-Западном и Южном округах (Владивосток,
Находка (Восточный), Усть-Луга, Калининград и Новороссийск). В течение
этого времени в системе зарегистрировано около 9 тыс. судозаходов.
В настоящий момент мы находимся на
следующей стадии - внедрение новой версии портала, в которой учтены
предложения, поступившие от участников тестирования прототипа. Мы
расширяем область его внедрения на три крымских порта - Керчь, Евпатория
и Феодосия.
Таким образом, на смену прототипу приходит его полная версия, обладающая расширенными возможностями и новым функционалом.
- Почему в эксперименте не участвуют крупные порты, например, порт Санкт-Петербурга?
- Порт Санкт-Петербурга обладает
разноплановой инфраструктурой, а мы осторожно относимся к экспериментам в
пунктах пропуска с серьезной нагрузкой. Например, в Новороссийском
порту, тоже крупном, участвует только один пост – Юго-восточный. Мы
выбирали для эксперимента посты, где есть интересные особенности, чтобы
отработать различные варианты, и в то же время не создать чрезмерную
дополнительную нагрузку. В ходе внедрения «обновленной» версии портала
планируется поэтапное увеличение количества российских морских портов,
где начнет работу система. Например, в первой половине 2016 года
планируется расширение пилотной зоны, чтобы внедрить систему в
таможенных органах – морских пунктах пропуска. В частности, перечень
дополнится морскими портами Дальневосточного региона и
многофункциональным морским перегрузочным комплексом «Бронка».
- Каковы функциональные особенности «обновленного» портала?
- Новая версия интегрирована с другими
программными средствами таможенных органов, а также с информационными
системами Пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и
Роспотребнадзором. Информация, необходимая контролирующим органам,
поступает на портал и становится доступной для анализа и принятия
решения.
Кроме того, усовершенствован способ представления заинтересованными лицами информации через их личный кабинет.
- Особые экономические зоны
считаются одним из инструментов стимулирования деловой и инвестиционной
активности в экономике. Сократятся ли административные барьеры на таких
территориях в 2016 году?
- В 2015 году появились территории
опережающего социально-экономического развития (ТОР) и Свободный порт
Владивосток, которые предусматривают возможность применения на их
территориях таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ).
В настоящий момент ФТС России
разрабатывает нормативные правовые акты, обеспечивающие применение
таможенной процедуры СТЗ на данных территориях, в том числе,
определяющие порядок ввоза и вывоза товаров, ведения учета товаров,
обустройство и оборудование территорий в целях таможенного контроля. При
этом закладываются нормы, позволяющие автоматизировать процессы
таможенного администрирования при взаимодействии заинтересованных лиц и
таможенного органа.
Уже в 2016 году в пунктах пропуска
свободного порта Владивосток при осуществлении таможенного и иных видов
контроля начнет работу механизм «единого окна», позволяющий сократить
административные барьеры для участников ВЭД.
Такой подход соответствует
международному опыту функционирования наиболее успешных аналогичных
территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная
Корея, Китай и Сингапур.
Можно сказать, что 2016 год – это год
создания наиболее благоприятных условий ведения деятельности участников
ВЭД в особых экономических зонах, а также в регионах Дальнего Востока в
рамках проекта Свободного порта Владивосток, а также на территориях
опережающего социально-экономического развития.
Источник: газета "Гудок"
азете «Гудок» от 20.01.2016