Карнет АТА – международный документ, используемый в качестве таможенной
декларации при помещении товаров (кроме транспорта) под режим временного вывоза.
A.T.A - аббревиатура начальных букв французского словосочетания «Admission
Temporaire» и английского - «Temporary Admission», что в переводе с этих языков
- «временный ввоз». Карнет АТА позволяет участникам ВЭД минимизировать время таможенного оформления
товаров и сократить расходы, связанные с уплатой таможенных платежей и
таможенным оформлением. С 2012 года в России стало возможным использование карнета АТА в качестве
таможенной декларации для временно вывозимых товаров.
Преимущества использования карнетов АТА:
• Заменяет таможенную декларацию и освобождает декларанта от необходимости
подачи электронной декларации. • Обеспечивает ускоренное таможенное оформление, которое
сводится к тому, что сотрудник таможни делает специальные отметки на
соответствующих листах карнета. • Освобождает декларанта от уплаты таможенных
платежей, в т.ч. сборов за таможенное оформление, обеспечения уплаты таможенных
платежей.
• Является международной финансовой гарантией уплаты таможенных платежей (гарантом
выступает Торгово-промышленная палата России). • Дает возможность посещать до 10 стран в течение всего
срока действия документа (одного года). • Помогает преодолеть языковой барьер, поскольку отпадает
необходимость заполнения таможенных документов на незнакомом языке.
• Позволяет использовать один тип документа на протяжении
всего маршрута, независимо от количества пересекаемых границ (при условии, что
страны по пути следования являются участницами Конвенции о временном ввозе).
Следует иметь в виду, что использование карнетов
АТА не освобождает от обязанности представлять разрешительные документы на
ввозимые товары. Поэтому по вашему выбору вы можете либо обратиться в российские
компетентные органы за получением соответствующих разрешительных документов.
Международная система АТА:
В систему АТА входит 74 страны, из них 28 стран-членов Евросоюза. Ежегодно в
мире оформляется более 165 тысяч карнетов АТА. Российская Федерация является
участницей таможенной конвенции о временном ввозе по карнету АТА с 1995 г.
В России функции выдающей и гарантирующй карнеты АТА ассоциации выполняет
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, что связанно со сложившейся
международной практикой, согласно которой ассоциациями - гарантами
функционирования системы АТА в странах-участницах таможенных конвенций
выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную
гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП).
С 2006 года ряду региональных Торгово-промышленных палат России делегированы полномочия выдающей ассоциации.
Нормативно-правовая база:
Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от декабря 1961
года
Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 года
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 года № 1084 "О присоединении
Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза
товаров и Конвенции о временном ввозе"
Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении
методических рекомендаций о применении карнета АТА " (скачать doc.1 Mб)
Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 18.03.2014 №480 "Об установлении
компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами,
перемещаемыми с применением карнетов АТА".
Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного для
контроля временного ввоза для тех категорий товаров, которые регулируются
следующими приложениями Конвенции 1990 г., к которым она присоединилась, а
именно:
Приложение B.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках,
ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»
Приложение B.2 «О профессиональном оборудовании»
Приложение B.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах,
ввезенных в связи с коммерческой операцией»
Приложение B.5 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных
целей.
Документы для получения карнета АТА:
1. Сопроводительное письмо по типовой форме с просьбой выдать карнет АТА (с
печатью и подписью руководителя организации-заявителя).
2. Заявление-гарантия по типовой форме (за подписью руководителя
организации-заявителя и лиц, надлежащим образом уполномоченных представлять
интересы держателя карнета)
3. Доверенность на предоставление права подписи Заявления-гарантии (оригинал) и
представления интересов карнетодержателя в Торгово-промышленной палате.
4. Доверенности на предоставление права подписи карнета АТА и прав осуществления
действий от имени карнетодержателя в таможенных органах (на английском и русском
языках).
5. Копии документов, подтверждающих правовой статус заявителя:
• Копия устава, нотариально заверенная;
• Копия свидетельства о регистрации, нотариально заверенная.
6. Копии документов, на основании которых ввозится/вывозится товар за подписью и
печатью руководителя организации-заявителя (контракт, приглашение на выставку и
т.п. с переводом на русский язык).
7. Документы, подтверждающие действительную коммерческую стоимость товара
(счет-проформа, копия накладной, счета, прайс-листы или иные документы,
определяющие или подтверждающие стоимость товара (за подписью и печатью
руководителя организации-заявителя и главного бухгалтера).
8. Уведомление–заявление по страхованию рисков связанных с выдачей карнета АТА.
9. Общий список товаров, в том виде, в каком он будет указан на обороте обложки
карнета АТА (в печатном виде и электронном виде). Общий список представляется
отдельно на английском и русском языках.
10. Квитанция об оплате услуг ТПП по выдаче карнета АТА.
Товары, в отношении которых может
применяться система карнетов АТА
1. Профессиональное кинематографическое
оборудование и оборудование прессы, радио и телевидения, включая дополнительные
принадлежности.
2. Оборудование для монтажа, испытаний, запуска, контроля, проверки,
технического обслуживания или ремонта оборудования или транспортных средств и
т.д.
3. Оборудование, необходимое для деловых целей (например, персональные
компьютеры, аудио-/ видеоустройства).
4. Медицинские приборы и инструменты.
5. Оборудование, необходимое для поездок с целью осуществления фотосъемок
(фотоаппараты любых типов, кассеты, экспонометры, объективы, треноги,
аккумуляторы, приводные ремни, устройства для зарядки батарей, мониторы,
осветительное оборудование и т. п.).
6. Товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках,
конгрессах или других подобных мероприятиях.
7. Контейнеры и другая многооборотная тара.
Страны – участницы системы карнетов АТА
Карнет АТА действует только
в странах,
подписавших Конвенцию о временном ввозе (Стамбул, 1990).
Как действует карнет АТА?
Карнет необходимо предъявлять на таможне каждый
раз при ввозе, вывозе или транспортировке товаров по территории страны. Карнет
состоит из обложки и отрывных листов (ваучеров) для использования при въезде и
выезде из каждой страны – участницы Конвенции. На обложке указаны имя владельца,
адрес, целевое назначение товара, список стран, на территории которых может быть
использован карнет, и срок его действия.
Будьте внимательны при внесении этой информации
в карнет и убедитесь в том, что имя (название) держателя карнета АТА и его
представителя, описание товаров, их количество, стоимость и другая информация
указаны верно. Следует иметь в виду, что вам необходимо указать точное
наименование организации – держателя карнета АТА, которая перемещает товары и
будет выступать в качестве декларанта (например, «спортивная федерация», а не
«команда»).
Сопровождающее товары лицо, имя которого указано
в графе В карнета АТА в качестве представителя держателя карнета (или если графа
В не содержит четкого указания на такое лицо, а имеется запись «любое
уполномоченное лицо»), должно иметь доверенность или разрешительное письмо от
держателя карнета АТА.
Вы должны представить карнет АТА вместе с
временно ввозимыми товарами в таможенный орган, расположенный в месте прибытия
на территорию России. Если пограничный таможенный орган уполномочен принимать
карнеты АТА, то на отрывном листе (ваучере) белого цвета («Importation
counterfoil») карнета АТА сотрудник таможенного органа поставит свою подпись.
Это означает, что ваши товары прошли таможенное оформление и могут быть
доставлены в пункт назначения.
Если пограничные таможенные органы не
уполномочены принимать карнеты АТА, то отрывной лист (ваучер) голубого цвета
(«Transit counterfoil») карнета АТА вместе с транспортными и коммерческими
документами используется в качестве транзитной декларации. В этом случае
таможенный орган отрывает лист голубого цвета и возвращает карнет вам. После
этого товары могут быть доставлены в соответствующий внутренний таможенный
орган, которому представляется отрывной лист (ваучер) белого цвета («Importation
counterfoil») для завершения оформления ввоза товаров с применением карнета АТА.
После завершения использования
временно ввезенных товаров в соответствии с заявленными целями, вам необходимо
оформить их для вывоза с применением карнета АТА. При вывозе таможенное
оформление может производиться в любом таможенном органе, уполномоченном
принимать карнеты АТА.
Обращаем внимание на то, что карнет АТА не
принимается в качестве транзитного документа, если товары пересекают белорусский
участок границы ТС. По этой причине рекомендуем выбирать другие маршруты
следования товаров с применением карнета АТА. Если в силу каких-либо
обстоятельств товары все-таки будут перемещаться через территорию Беларуси,
пожалуйста, проконсультируйтесь со своим экспедитором о таможенных операциях и
(или) гарантиях уплаты таможенных платежей, которые необходимо осуществить для
пересечения белорусской границы и доставки товаров до внутреннего таможенного
органа на территории России.
Специализированные таможенные органы
Обращаем ваше внимание на то, что не все
российские таможенные органы уполномочены принимать карнеты АТА, поэтому, если
вы намерены ввозить товары на территорию России с использованием карнета АТА, мы
рекомендуем вам заранее узнать, включен ли таможенный орган, куда вы планируете
обратиться, в перечень таможен, уполномоченных осуществлять таможенное
оформление с применением карнета АТА. Некоторые таможни, которые обладают
полномочиями принимать карнеты АТА, отмечены в Приложении.
Дополнительную информацию о карнетах АТА и
практические рекомендации по его использованию можно получить в
Торгово-промышленной палате Российской Федерации на сайте www.tpprf.ru
Приложение
Контактная информация таможенных органов
Таможни в аэропортах:
Сочинская таможня
A-355, Аэропорт Сочи, Сочи, 354355 Телефон: +7
(8622) 49-74-78 Факс: +7 (8622) 42-12-46
*принимает карнеты АТА
Краснодарская таможня (аэропорт)
ул. им. Евдокии Бершанской 355, Краснодар,
350912 Телефоны: +7 (861) 227-54-71, +7 (861) 227-66-92 Факс: +7 (861) 219-93-07
*принимает карнеты АТА
Шереметьевская таможня
Шереметьевское ш., стр. 7, Химки, Московская
область, 125445 Телефоны: +7 (499) 728-72-27; +7 (495) 578-21-21 Факс: +7 (495)
578-56-83 Адрес эл. почты:
sheremetyevo_po@ca.customs.ru
*принимает карнеты АТА
Домодедовская таможня
Аэропорт Домодедово, Домодедовский район,
Московская область, 142015 Телефоны: +7 (495) 967-83-52; +7 (495) 258-53-61; +7
(495) 967-83-63 доб. 2-80-52 Факсы: +7 (495) 787-86-04; +7 (495) 258-53-71
*принимает карнеты АТА
Пулковская таможня
ул. Стартовая, д. 21, Аэропорт «Пулково-2»,
Санкт-Петербург, 196240 Телефоны: +7 (812) 740-25-28, +7 (812) 740-24-61, +7
(812) 740-25-29 Факс: +7 (812) 740-25-61
*принимает карнеты АТА
Внуковская таможня
ул. Центральная, д. 2/1, Москва, 119027
Телефоны: + 7 (495) 736-90-27, +7 (495) 736-90-28 Факс: +7 (495) 736-90-29
*принимает карнеты АТА
Таможни в морских портах:
Сочинская таможня
ул. Войкова, д. 1, Центральный район,
Краснодарский край, Сочи, 354000 Телефон: +7 (8622) 60-98-30 Факс: +7 (8622)
62-26-38
Балтийская таможня
Канонерский остров, 32А, Санкт-Петербург, 198184
Телефоны: +7 (812) 380-37-27; +7 (812) 380-37-28 Факс: +7 (812) 713-99-40
*принимает карнеты АТА
Новороссийская таможня
ул. Свободы, д. 1, Новороссийск, Краснодарский
край, 353900 Телефоны: +7 (8613) 25-27-16; +7 (8613) 29-22-77 Факс: +7 (8613)
25-71-79
*принимает карнеты АТА
Краснодарская таможня
ул. Гагарина, д. 25, Туапсе, Краснодарский край,
352800 Телефоны: +7 (861) 677-13-73, +7 (861) 677-14-64 Факс: +7 (861) 677-16-91
*принимает карнеты АТА
Таможни для оформления товаров, перемещаемых автомобильным транспортом:
Сочинская таможня
ул. Гагринская, д. 12, Краснодарский край, Сочи,
354002 Телефон: +7 (8622) 62-05-64 Факс: +7 (8622) 69-32-29
ул. Урожайная, 216 км, Адлерский район, поселок
Веселое, Краснодарский край Телефон: +7 (8622) 42-12-79 Факс: +7 (8622) 42-12-67
*принимает карнеты АТА
**может выполнять
таможенное оформление автомобилей, ввозимых физическими лицами
Московская областная таможня
Проезд 4806, стр. 10, Южная промзона,
Зеленоград, Москва, 124460 Телефоны: +7 (499) 720-86-28; +7 (499) 788-10-10, +7
(499) 720-86-27 Факс: +7 (499) 720-86-29
*принимает карнеты АТА
Санкт-петербургская таможня
9-я линия, д. 10, Васильевский остров,
Санкт-Петербург Телефоны: +7 (812) 777-93-28; + 7 (812) 777-93-33 Факс: +7 (812)
328-59-08
*принимает карнеты АТА
**может выполнять
таможенное оформление автомобилей, ввозимых физическими лицами
Краснодарская таможня
ул. Суворова, д. 2/5, Краснодар, 350033 Адрес эл.
почты: krasnodarskaya2011@mail.ru
Телефоны: +7 (861) 268-52-93, +7 (861) 219-91-81, +7 (861) 219-92-77 Факс: +7
(861) 219-91-59
*принимает карнеты АТА
Центральная акцизная таможня
ул. Яузская, д. 8, Москва, 109240 Телефоны: +7
(495) 915-81-28, +7 (495) 915-81-40, +7 (495) 915-81-16
* принимает карнеты АТА
**может выполнять
таможенное оформление автомобилей, ввозимых физическими и юридическими лицами
КОММЕНТАРИЙ К ТАМОЖЕННОЙ КОНВЕНЦИИ ОТ 6 ДЕКАБРЯ 1961 ГОДА О КАРНЕТЕ A.T.A.
ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА ТОВАРОВ (КОНВЕНЦИИ A.T.A.)
I. Исторические предпосылки
Решение о выработке Конвенции о международном таможенном документе для
временного ввоза товаров, поддерживаемое международной системой гарантий, имеет
в своей основе Рекомендации, представленные Совету Международной торговой
палатой в 1958 году. В этих Рекомендациях предлагалось, помимо прочего, учредить
таможенный карнет или триптих, охватывающий временный беспошлинный ввоз
определенных классов профессионального оборудования и упаковочных материалов и
подчеркивалось, что Торговые палаты, объединенные в Международное информационное
бюро Торговых палат (МИБТП) по карнетам E.C.S., готовы выступить гарантами
такого нового документа.
Предварительные запросы, направленные Постоянным техническим комитетом странам -
участницам, в ГАТТ, ЮНЕСКО и МИБТП, выявили общую поддержку подготовке
документа, сходного с карнетом E.C.S., для использования, в частности, в связи с
временным ввозом профессионального оборудования и товаров для демонстрации и
использования на выставках и пр. Конвенции по временному ввозу последних из
упомянутых товаров уже готовились, и было признано крайне желательным, чтобы
разработка такого нового документа и реализующей его Конвенции была бы завершена
к тому времени, когда эти конвенции будут открыты для подписания или как можно
скорее после этого.
Работа над проектом нового карнета была начата Постоянным техническим комитетом
в октябре 1960 года, и в дальнейшем проект карнета и проект Конвенции
рассматривались Рабочими Сторонами, куда входили представители ЮНЕСКО, МТП и
МИБТП. Странам - участницам ГАТТ была предоставлена возможность изучить
различные проекты. Их комментарии и предложения были одобрены Советом, который
принял Конвенцию и приложенную к ней форму карнета под названием "Таможенная
конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров" от 6 декабря 1961 года.
Сокращение "A.T.A." представляет собой комбинацию аббревиатур французских слов "admission
temporaire" и английских слов "temporary admission" ("временный ввоз". Прим.
перев.). Для того, чтобы облегчить ссылки на Конвенцию, ее официальным кратким
названием является "Конвенция A.T.A.".
II. Область применения Конвенции
1. Общие положения
Конвенция имеет целью облегчение ввоза товаров, которые разрешены к временному
беспошлинному ввозу в страны, являющиеся ее участницами.
Для этого в ней определяется форма карнета A.T.A., используемого как таможенный
документ для временно ввозимых товаров, и устанавливаются соответствующие права
и обязанности уполномоченных ассоциаций, которые будут выдавать карнеты и
вносить в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного
беспошлинного ввоза товаров.
Важность Конвенции состоит в том, что она разрешает использовать карнеты вместо
национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных пошлин во
всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно (за исключением
товаров, ввозимых для обработки и ремонта; см. пункт 2 ниже) или
транспортируются транзитом в связи с их временным ввозом. Соответственно
применение Конвенции гармонизирует и упрощает формальности в обширной области
таможенной деятельности.
2. Применение к временному ввозу
В Конвенции проводятся различия между следующими тремя группами случаев, когда
могут использоваться карнеты A.T.A.:
a) Товары, временно ввезенные по:
- Таможенной конвенции о временном ввозе профессионального оборудования, -
Таможенной конвенции о документах на ввоз товаров для демонстрации или
использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях.
(обе Конвенции заключены в Брюсселе 8 июня 1961 года) (статья 3, пункт 1);
b) Товары, временно ввезенные по другим международным конвенциям о временном
ввозе (например, Соглашение ЮНЕСКО о ввозе материалов образовательного, научного
и культурного характера 1950 года; Европейская конвенция о таможенном оформлении
поддонов, используемых в международных перевозках);
c) Товары, временно ввезенные согласно национальному законодательству и правилам
(статья 3, пункт 2).
Такое различие важно для признания карнета A.T.A. Договаривающимися Сторонами.
Если товары временно ввозятся по одной из Брюссельских Конвенций 1961 года (см.
подпункт (а) выше), таможенные органы тех стран, которые являются участниками
этих Конвенций и Конвенции A.T.A., должны принимать карнеты A.T.A. вместо своих
национальных таможенных документов и в качестве должного обеспечения ввозных
пошлин, однако принятие карнетов A.T.A. необязательно теми участниками настоящей
Конвенции, на территорию которых товары временно ввозятся на основании других
международных конвенций о временном ввозе или национального законодательства и
правил (см. подпункты (b) и (c) выше). Однако в последнем случае (c) признание
карнета A.T.A. не может быть обусловлено применением принципа взаимности другими
Договаривающимися Сторонами настоящей Конвенции.
Товары, предназначенные для переработки или ремонта, исключены из области
применения настоящей Конвенции (статья 3, пункт 4). Это исключение, однако, не
распространяется на товары, временно ввезенные на основании Конвенции о
ярмарках, и которые разрешается использовать на выставках, ярмарках или подобных
мероприятиях для демонстрации выставляемого оборудования или устройств, и
которые обрабатываются или ремонтируются в ходе такой демонстрации (статья 11
Конвенции о ярмарках).
3. Применение к транзиту
Поскольку временно ввозимые товары часто приходится перемещать к месту их
назначения или из него под контролем таможни, карнеты A.T.A. могут - но не
обязательно - приниматься для транзитных товаров (статья 3, пункт 3) либо в
стране временного ввоза, либо в стране, расположенной между вывозящей и ввозящей
странами. Транзит определяется как перемещение товара из одного таможенного
органа в другой в пределах одной таможенной территории (см. статью 1, пункт
(c)).
4. Условия, относящиеся к временному ввозу и транзиту товаров по настоящей
Конвенции
За исключением почтового обмена, в отношении которого возможны оговорки (статья
26), Конвенция не содержит положений, ограничивающих ее применение к товарам,
ввозимым каким-либо конкретным транспортным средством (автомобильным,
железнодорожным, морским, речным, воздушным транспортом или почтой), или
различий между сопровождаемыми и несопровождаемыми товарами.
Там, где для временного ввоза по международным конвенциям (например, по
Конвенции о профессиональном оборудовании) должен приниматься карнет, лица,
уполномоченные использовать карнет, типы товаров, которые могут быть ввезены, и
условия разрешения на временный ввоз будут определяться положениями
соответствующей Конвенции. Однако там, где карнет должен приниматься в
определенных (или во всех) случаях временного ввоза или при транзите по
национальному законодательству и правилам Договаривающейся Стороны (см. пункт 2
(c) выше), положения, относящиеся к лицам, товарам и условиям, будут
устанавливаться соответствующими национальными законодательствами или правилами.
5. Льготы, применяемые помимо Конвенции
Конвенция устанавливает минимум льгот, которые согласованы в отношении
использования карнетов A.T.A., и не запрещает использование более широких льгот
(статья 17). Она никоим образом не влияет ни на использование других
международных таможенных документов, предусмотренных другими конвенциями, ни на
сферу действия положений о временном ввозе, предоставляемую Договаривающимися
Сторонами.
III. Действие схемы карнета A.T.A.
1. Требования к реализации схемы карнета A.T.A.
Практическое действие схемы карнета A.T.A. зависит от двух предварительных
условий: (a) создания международной сети или сетей соответственных выдающих и
гарантирующих ассоциаций и (b) утверждения таможенными органами таких ассоциаций
- участниц в качестве выдающих и/или гарантирующих ассоциаций.
a) Создание международной выдающей и гарантирующей сети
Гарантирующие ассоциации международной выдающей и гарантирующей сети принимают
на себя обязательство выплачивать таможенным органам страны, в которой они
созданы, любые ввозные пошлины и другие суммы (см. пункт 3 ниже), которые могут
быть взысканы в связи с ввозом товаров по карнетам A.T.A., выданным другими
ассоциациями - участницами. Создание и организация такой сети является вопросом
заинтересованных кругов (например, международной организации, представляющей
интересы торговли), так же, как и определение мер по возмещению выдающей
ассоциацией любых ввозных пошлин и других сумм, которые гарантирующая ассоциация
выплатила в соответствии со взятыми на себя обязательствами.
b) Утверждение таможенными органами ассоциаций - участниц сети в качестве
выдающих и/или гарантирующих ассоциаций
Каждой ассоциации - участнице таможенными органами страны, являющейся
Договаривающейся Стороной, на территории которой создана такая ассоциация,
должно быть выдано разрешение. В Конвенции предусматриваются два вида
разрешений. Один относится к выдаче карнетов A.T.A. на территории этой
Договаривающейся Стороны, а второй - к принятию ассоциацией на себя обязательств
по выплате сумм, взимаемых таможенными органами в соответствии с положениями
Конвенции (статья 1 (e),(f); статья 6). Соответственно в Конвенции проводится
различие между "выдающей" и "гарантирующей" ассоциациями. На практике, однако,
таможенные органы обычно выдают разрешения одной и той же ассоциации и на выдачу
карнетов A.T.A., и на гарантирование оплаты вышеуказанных сумм.
Условия выдачи разрешений оставлены на усмотрение каждой из Договаривающихся
Сторон. Однако в Конвенции четко установлено, что условием выдачи разрешения
выдающей ассоциации может быть положение о том, что цена, взимаемая за выдачу
карнета A.T.A., была соразмерной со стоимостью оказываемых услуг (статья 2).
2. Выдача карнетов A.T.A.
Карнеты выдаются физическим или юридическим лицам. Конвенция не ограничивает
выдачу карнетов лишь резидентам, постоянно проживающим или находящимся в стране
выдачи.
Ассоциация в карнете должна указать срок, в течение которого он действует (этот
срок не должен превышать одного года с даты его выдачи), страны, в которых он
действует, и наименования соответствующих гарантирующих ассоциаций (статья 4,
пункт 1).
После выдачи карнета нельзя дополнять перечень товаров, перечисленных на
внутренней стороне передней обложки карнета или на любом приложенном к нему
дополнительном листе (статья 4, пункт 2; см. также раздел V, пункт 1 ниже).
Для того, чтобы гарантия пошлин и иных сумм оставалась в действии в течение
всего периода, разрешенного для временного ввоза или транзита товаров,
охваченных карнетом, срок, устанавливаемый соответствующими таможенными органами
для обратного вывоза таких товаров, не должен превышать срока действия
соответствующего карнета (статья 5).
3. Гарантия
Каждая гарантирующая ассоциация должна принять на себя обязательство уплатить
таможенным органам страны, в которой она создана, сумму ввозных пошлин и любые
другие суммы, подлежащие уплате в случае невыполнения условий временного ввоза
или транзита в отношении товаров, ввезенных в эту страну по карнетам A.T.A.,
выданным выдающей ассоциацией - корреспондентом (статья 6, пункт 1).
К ввозным пошлинам, как определяется в статье 1 (a), относятся все пошлины и
налоги, включая внутренние налоги и акцизы, которые взимаются с ввозимых товаров
и не являются гонорарами и платой за услуги.
Общая сумма, которая может подлежать уплате гарантирующей ассоциацией по
условиям Конвенции, ограничена суммой, превышающей сумму ввозных пошлин не более
чем на десять процентов (статья 6, пункт 2). Такое ограничение ответственности
гарантирующей ассоциации не влияет на объем ответственности пользователя карнета
(см. раздел IV, пункт 5 ниже).
Гарантирующая ассоциация несет ответственность за уплату вышеуказанных сумм
солидарно с лицами, с которых такие суммы подлежат взысканию (статья 6, пункт
1).
Срок действия гарантии истекает, когда карнет был безусловно исполнен, или если
в течение одного года после окончания срока действия карнета гарантирующей
ассоциации не было предъявлено никаких претензий. Однако в последнем случае
претензия может быть предъявлена гарантирующей ассоциации, если в дальнейшем
будет обнаружено, что отметка об исполнении карнета была получена неправомерно
или что имело место нарушение условий временного ввоза или транзита (статья 6,
пункты 3, 4).
4. Оформление карнетов A.T.A.
Если таможенный орган предъявляет требование об уплате в отношении
неисполненного карнета, ассоциации предоставляется срок в шесть месяцев с даты
предъявления требования, в течение которого она должна представить
доказательства обратного вывоза товаров. В случае непредставления такого
доказательства в установленный срок ассоциация должна авансом передать на
хранение или оплатить во временном порядке причитающуюся сумму. Если такое
доказательство не будет представлено в течение следующих трех месяцев, такая
передача на хранение или платеж становится окончательными (статья 7, пункты 1,
2).
Доказательством обратного вывоза является сертификат о завершении обратного
вывоза, прилагаемый к карнету таможенными органами страны временного ввоза
(статья 8, пункт 1).
Если факт обратного вывоза таким способом не подтвержден, таможенные органы
страны ввоза могут принять другие документальные доказательства того, что товары
были вывезены обратно (например, сертификат о ввозе, выданный другим таможенным
органом), даже если срок действия карнета истек (статья 8, пункт 2). В таких
случаях таможенные органы могут взыскивать сбор за оформление карнета (статья
9).
В любом случае, если соответствующий таможенный орган отказывается от требования
обратного вывоза любых товаров, ввезенных по карнету, ответственность
гарантирующей ассоциации прекращается только тогда, когда этот таможенный орган
сделает в карнете отметку о том, что положение в стране этих товаров
урегулировано (статья 8, пункт 3).
IV. Прочие положения
1. Сборы за таможенные сертификаты
Никакие сборы не могут взиматься за таможенные действия на таможне или
таможенном пункте во время обычного рабочего времени по оформлению таможенного
сертификата в карнетах, применяемых на условиях настоящей Конвенции (статья 10).
2. Уничтожение, утеря или кража карнета
В случае уничтожения, утери или кражи карнета таможенный орган, на чьей
территории находятся соответствующие товары, по просьбе выдающей ассоциации
должен принять заменяющий документ. Срок действия заменяющего документа должен
истекать в тот же день, что и срок действия оригинала, и принятие такого
заменяющего документа может быть обусловлено любыми требованиями, которые может
установить таможенный орган (статья 11).
3. Арест товаров
Если товары, ввезенные по карнету, не могут быть вывезены обратно в результате
ареста (кроме ареста на основании иска частного лица), срок, назначенный для их
обратного вывоза, должен быть соответственно продлен. Если арест совершен
таможенным органом или по его поручению, он должен (если это возможно)
информировать об этом факте и о своих намерениях (статья 12) соответствующую
гарантирующую ассоциацию.
4. Беспошлинный ввоз и пр. или карнеты, направленные выдающей ассоциации
Карнеты или части карнетов, направленные выдающей ассоциации, разрешаются к
ввозу и вывозу беспошлинно, без запретов и ограничений (статья 13).
5. Мошенничество, нарушение или злоупотребление
В дополнение к тем правам, которыми пользуются Договаривающиеся Стороны по
гарантии, выдаваемой гарантирующей ассоциацией (статья 6, пункт 1), в случае
мошенничества, нарушения или злоупотребления они вправе предпринимать меры
судебного преследования к пользователям карнетов для взыскания ввозных пошлин и
иных подлежащих уплате сумм и, где это возможно, применять штрафные санкции. В
таких случаях ассоциации должны оказывать помощь таможенным органам (статья 15).
6. Карнеты, выданные до денонсации или ограничения применения Конвенции
В случае денонсации Конвенции или ограничения объема ее применения какой-либо из
Договаривающихся Сторон (см. раздел VI, подпункты 4 и 5 ниже) любой карнет,
выданный до даты вступления в силу такой денонсации или ограничения, сохраняет
свою силу (статья 22, пункт 4).
V. Карнет A.T.A.
1. Описание карнета
Карнет A.T.A. является неотъемлемой частью Конвенции (статья 16). Как уже
упоминалось выше, он представляет собой стандартный международный таможенный
документ, содержащий международную гарантию и предназначенный для того, чтобы
помочь таможенным органам страны первоначального вывоза контролировать вывоз и
последующий обратный ввоз товаров и для того, чтобы помочь таможенным органам,
выдающим разрешения на временный ввоз и на транзит, контролировать товары,
находящиеся на их территории, в соответствии с их национальными требованиями.
В нем, помимо прочего, учитывается, что:
a) груз может быть предназначен для временного ввоза в несколько стран;
b) товары, охваченные карнетом A.T.A., могут вывозиться целиком или только
частями;
c) товары, вывозимые по карнету A.T.A., на любом этапе могут быть разделены на
разные партии;
d) может быть получено разрешение на постоянное нахождение в стране всех или
части временно ввезенных товаров.
Карнет состоит из обложки и листов для каждого перемещения товаров, охваченных
карнетом, т.е. временного вывоза и обратного ввоза, временного ввоза и обратного
вывоза и транзита. Кроме того, если пространства на обложке и на имеющихся
листах недостаточно для указания сведений обо всех товарах, охваченных карнетом,
в него можно вставлять "листы - продолжения".
На лицевой стороне обложки предусмотрены графы для внесения следующих сведений:
выдающая ассоциация (держатель), срок действия, страны, в которых он действует,
и гарантирующие ассоциации - корреспонденты в этих странах и, если карнет
используется представителем держателя, имя представителя.
На лицевой стороне обложки также указывается порядок предполагаемого
использования товаров (например, для выставки, для профессионального
использования), тогда как все подробности обо всех товарах, охваченных карнетом,
должны быть внесены в графу "Общий перечень" на обратной стороне обложки. К
необходимым сведениям относятся товарное название, марки и индексы (если
имеются), номер, вес или количество, коммерческая стоимость в стране выдачи
карнета и страна происхождения (если товары происходят не из страны выдачи
карнета).
Далее на обложке карнета предусмотрено место для подписи выдающей ассоциации и
держателя, для отметок таможенных органов страны первоначального вывоза о
проверке товаров и для присвоения таможенными органами идентификационных меток
любым товарам на любом этапе использования карнета.
Все различные виды листов для временного вывоза и обратного ввоза, временного
ввоза и обратного вывоза и транзита состоят из корешка, который остается в
карнете, и отрывного листка, который служит соответствующим таможенным
документом.
Отрывные листки разделены на четыре части: в первой повторяется общая
информация, приведенная на лицевой стороне обложки (срок действия, имя
держателя, представитель), вторая часть представляет собой декларацию держателя,
третья предназначена для использования таможенными органами и четвертая -
незаполненное пространство (за исключением случаев заполнения листа транзита),
предназначенное для выполнения различных таможенных требований в каждой стране.
В то время, как текст первой части во всех отрывных листках идентичен,
декларация держателя и отметки о совершенных действиях, предпринятых таможенными
органами (вторая и третья части), зависят от выполненной операции (вывоз,
транзит и пр.).
На обратной стороне отрывного листка напечатана таблица в той же форме, что и на
обратной передней стороне обложки. Номера позиций, вносимых в отрывные листки,
должны совпадать с номерами позиций, внесенных в "Общий перечень". Для
таможенных органов добавлены две колонки, например, чтобы внести для каждой
позиции номер тарифа, ставку пошлины и пр.
На лицевой части корешка повторяются основные позиции, указанные на лицевой
части отрывного листка.
Идентификационный номер выдающей ассоциации указывается на лицевой стороне
обложки и на каждом корешке и отрывном листке.
На обратной стороне обложки в разделе "Примечания по использованию карнета A.T.A."
приводятся, в частности, указания по заполнению "Общего перечня" и перечней в
отрывных листках.
Карнет должен быть отпечатан на английском или французском языках и, возможно,
на втором языке. Для того, чтобы облегчить использование карнета, листы для
вывоза и обратного ввоза напечатаны на бумаге желтого цвета, листы для
временного ввоза и обратного вывоза - на белой бумаге и листы для транзита - на
бумаге голубого цвета. Обложка карнета напечатана на бумаге зеленого цвета, а
листы - продолжения - на бумаге того цвета, который соответствует цвету раздела,
к которому они прилагаются.
Карнет разработан так, чтобы в него можно было вшивать соответствующее число
листов различного вида в соответствии с потребностями держателя.
Карнет имеет фиксированные размеры 396 x 210 мм, а размер отрывного листка
составляет 297 x 210 мм. Ответственность за изготовление карнетов несет выдающая
ассоциация.
2. Использование карнета
Карнет A.T.A. выдается выдающей ассоциацией заинтересованному лицу по его
запросу и после оплаты гонорара ассоциации.
При выдаче ассоциация вносит общие сведения на лицевую сторону обложки и на
основании информации, представленной заявителем, составляет "Общий перечень" на
обратной стороне обложки (используя, если необходимо, "листы - продолжения").
Каждая позиция этого перечня должна быть последовательно пронумерована, но
товары, содержащие отдельные детали (включая запасные части и принадлежности),
могут включаться под одним номером, при условии, что будут показаны природа,
стоимость и, если необходимо, вес каждой части. Товары одного наименования могут
группироваться и, если их стоимость неодинакова, их индивидуальная стоимость и
веса должны указываться отдельно, однако каждой позиции в группе необходимо
присваивать отдельный номер.
В конце перечня следует указать общее количество позиций и общую стоимость. Если
"Общий перечень" состоит из нескольких страниц, в нижней части перечня на
обратной стороне обложки следует указать количество "листов - продолжений".
После выдачи карнета нельзя включать в перечень дополнительные позиции.
Обложка карнета должна быть подписана выдающей ассоциацией и держателем.
Карнет и все товары должны быть представлены таможенным органам страны выдачи
карнета для проверки товаров, нанесения на них необходимых идентификационных
меток и внесения в карнет соответствующих отметок, за исключением случаев, когда
таможенными органами такой порядок не предусмотрен.
Каждый раз, когда весь товар или его часть пересекает границу или переходит "в
транзит", держатель должен заполнить соответствующий отрывной листок, в котором
перечисляются соответствующие товары, и представить карнет и эти товары
таможенным органам. Соответствующие товары должны быть перечислены в отрывном
листке под теми номерами позиций, под которыми они приведены в "Общем перечне".
Если во время обратного вывоза или обратного ввоза представляется только часть
ввезенных или вывезенных товаров, в отрывной листок следует внести декларацию об
остальной части. В случае необходимости таможенные органы стран ввоза могут
потребовать представления перевода перечня товаров.
После проверки товаров таможенные органы заполняют соответствующий отрывной
листок и корешок, делая отметку об очистке товаров, перечисленных в отрывном
листке (который они сохраняют у себя), и, где необходимо, указывая дату, до
которой товары должны быть представлены к обратному ввозу или обратному вывозу
(или обратно вывезены или обратно ввезены). После этого карнет возвращается
держателю.
Карнет, срок действия которого истек или который больше не требуется, должен
быть возвращен держателем выдающей ассоциации.
VI. Формальности и действие конвенции
1. Подписание, ратификация, присоединение (статья 20)
Официальная дата совершения Конвенции - 6 декабря 1961 года. Она была открыта
для подписания в штаб-квартире Совета таможенного сотрудничества в Брюсселе
правительствами стран - участниц Совета или стран - членов ООН, или ее
специализированных учреждений до 31 июля 1962 года, после чего она была открыта
для присоединения.
Государства, не являющиеся участниками вышеперечисленных организаций, могут
стать Договаривающимися Сторонами, присоединившись к Конвенции после ее
вступления в силу по приглашению Генерального секретаря Совета, направляемому по
запросу Договаривающихся Сторон.
2. Вступление в силу (статья 21)
Конвенция вступает в силу через три месяца после подписания ее без оговорки о
ратификации пятью государствами из числа упомянутых выше или после передачи ими
на хранение документов о ратификации или о присоединении.
Для всех стран, помимо тех пяти, которые обеспечили вступление ее в силу,
Конвенция начинает действовать через три месяца после передачи ими на хранение
документа о ратификации или присоединении.
3. Передача на хранение документа о ратификации или присоединении (статья 23)
Документы о ратификации или присоединении должны передаваться на хранение
Генеральному секретарю Совета.
4. Уведомления об области применения (статья 23)
Уведомления о процедурах временного ввоза или транзита, в отношении которых
Договаривающаяся Сторона обязуется принимать карнеты (см. раздел II, пункт 2
выше), должны направляться Генеральному секретарю Совета. В уведомлении должна
быть указана дата, с которой начинает действовать обязательство о принятии
карнетов, и после этого подобное уведомление должно направляться в случае
расширения или ограничения действия или отмены предыдущего уведомления (о
действительности карнетов в случае ограничений см. раздел IV, пункт 6 выше).
5. Денонсация (статья 22)
Конвенция имеет неограниченный срок действия, но любая Договаривающаяся Сторона
может денонсировать ее в любое время после даты вступления ее в силу, направив
уведомление об этом Генеральному секретарю. Денонсация вступает в силу через
шесть месяцев после получения Генеральным секретарем документа о денонсации (о
действительности карнетов см. раздел IV, пункт 6 выше).
6. Оговорки (статья 26)
Договаривающиеся Стороны могут делать оговорку (которая в дальнейшем в любое
время может быть отозвана) о том, что карнет не будет приниматься для почтового
обмена. Никакие другие оговорки не допускаются.
7. Встречи Договаривающихся Сторон (статья 18)
В интересах заинтересованных кругов важно, чтобы положения Конвенции толковались
и применялись всеми Договаривающимися Сторонами единообразно. Для того, чтобы
обеспечить такое единообразие и в более общем виде рассматривать действие
Конвенции, Договаривающиеся Стороны будут по мере необходимости проводить
встречи. Такие встречи будут созываться Генеральным секретарем Совета по просьбе
Договаривающейся Стороны и будут, в принципе, проводиться в штаб-квартире Совета
в Брюсселе. Договаривающиеся Стороны будут определять правила процедуры таких
встреч, однако никаких решений ни по одному вопросу приниматься не будет, если
на встрече присутствует менее половины Договаривающихся Сторон.
8. Разрешение споров между Договаривающимися Сторонами (статья 19)
В случае возникновения спора относительно толкования или применения Конвенции
спорящие стороны должны в первую очередь принять меры к разрешению спора путем
переговоров.
Если такие переговоры не приведут к разрешению спора, спорящие стороны обязаны
передать спор на рассмотрение Договаривающихся Сторон. Как правило, спор после
этого будет рассмотрен на встрече Договаривающихся Сторон, которые дадут
примирительные рекомендации.
Эти рекомендации обязательны для спорящих сторон, только если они их примут, что
они могут сделать заранее.
9. Поправки к Конвенции (статья 24)
На совещании Договаривающихся Сторон может быть рекомендовано внести поправки в
Конвенцию, которые Генеральным секретарем Совета будут доведены до сведения всех
Договаривающихся Сторон, всех других подписавших или присоединившихся
государств, ООН, ГАТТ и ЮНЕСКО. Если в течение шести месяцев с даты такого
сообщения ни одна из Договаривающихся Сторон не проинформирует Генерального
секретаря о своих возражениях против поправок или об их принятии с оговорками
(см. ниже), рекомендуемая поправка будет считаться принятой.
Если в течение шести месяцев с даты сообщения какая-либо из Договаривающихся
Сторон сделает оговорку, уведомив Генерального секретаря о том, что, несмотря на
ее намерение принять поправку, условий, необходимых для такого принятия, в этой
стране еще не создано, эта Сторона может либо в дальнейшем уведомить о принятии
такой поправки, либо в течение девяти месяцев после первых шести месяцев подать
возражение. В этих обстоятельствах поправка будет считаться принятой, либо когда
все такие Стороны уведомят о ее принятии (но не раньше, чем через шесть
месяцев), либо если по истечении девятимесячного срока никаких возражений подано
не будет.
Поправки, которые не будут сочтены принятыми, в силу не вступают. Поправки,
которые будут сочтены принятыми, вступают в силу через шесть месяцев после даты
такого принятия.
Любое государство, передающее на хранение документ о ратификации или
присоединении к Конвенции после даты вступления в силу поправки к Конвенции,
будет считаться принявшим эту поправку. |