На первый взгляд, может показаться удивительным, что Иран, находящийся под западными санкциями с начала 1980-х годов, выпускает больше легковых автомобилей, чем Россия. В то время как объём производства автомобилей в России в 2024 году составил 756 тысяч единиц, иранский автопром стабильно выпускает около 1 миллиона машин ежегодно. Как же стране удалось достичь таких результатов в условиях ограниченного доступа к мировым технологиям и рынкам? Давайте разберёмся.
Таможенные правила многих стран мира часто вызывают удивление у туристов. Помимо стандартных ограничений на ввоз оружия, наркотиков и взрывчатых веществ, некоторые государства устанавливают весьма специфические запреты, обусловленные заботой о национальной экосистеме, культуре и безопасности. Рассмотрим самые интересные примеры.
Подготовленный Российским советом по международным делам (РСМД) доклад «Механизмы дедолларизации КНР в рамках стратегии интернационализации юаня» представляет собой всесторонний анализ усилий Китая по укреплению роли национальной валюты на международной арене. Работа, выполненная экспертами Российско-китайского научно-исследовательского центра цифровой экономики на базе МГУ, освещает как успехи, так и ограничения, с которыми сталкивается Пекин в этом амбициозном проекте.
Власти Беларуси приняли решение повысить ставки утилизационного сбора на автомобили до уровня, установленного в России. Этот шаг направлен на борьбу с серыми схемами импорта машин через соседнее государство, однако он несет с собой и ряд других последствий, включая рост цен на автомобили и сокращение их импорта. Анализируем детали новых ставок и их влияние на рынок.
В последние годы мировая геополитика и экономика становятся ареной конкуренции крупных инфраструктурных проектов, направленных на создание новых транспортно-экономических маршрутов. Одним из таких амбициозных начинаний является проект IMEC (India-Middle East-Europe Economic Corridor), который позиционируется как альтернатива китайской инициативе «Один пояс – один путь». Коридор IMEC должен связать Индию с Европой через страны Ближнего Востока, предлагая не только логистические, но и энергетические решения.
В начале января 2024 года Министерство финансов США объявило о введении нового, беспрецедентного пакета санкций против российского энергетического сектора. Новые ограничения затронули крупнейшие нефтяные компании России, проекты в области сжиженного природного газа (СПГ), а также угольную отрасль. Эти меры стали одними из самых жестких за последние годы и
2024 год для российской экономики оказался насыщен событиями, которые одновременно подчеркнули её уязвимости и продемонстрировали способность адаптироваться к новым условиям. Рассмотрим ключевые аспекты уходящего года, которые оказали значительное влияние на бизнес-среду, логистику, финансовые операции и кадровую политику. Роль государства: ожидания и реальность Государственная поддержка системообразующих отраслей экономики в 2024 году оставила неоднозначное впечатление. Проблемы с международными платежами, в частности с Китаем, и неопределенность в вопросах продления смягченных правил сертификации (например, 353-е Постановление Правительства) создали атмосферу нестабильности. Бизнесу пришлось адаптироваться к отсутствию четких решений, что еще раз подтвердило: рассчитывать на помощь государства в кризисных ситуациях не всегда оправданно.
С 2019 года ведётся разработка платёжной системы BRICS Pay, запуск которой запланирован на 2025 год. Этот проект курируется Деловым советом БРИКС при участии руководителей пяти рабочих групп, представляющих каждую из стран-участниц объединения. В ближайшее время к проекту также присоединятся рабочие группы из новых стран-участниц формата БРИКС+.
Казахстан выступил с инициативой пересмотра порядка распределения импортных таможенных пошлин между государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время основная часть сборов (85,065%) поступает в бюджет России, тогда как доля Казахстана составляет лишь 6,955%. Министерство финансов Республики Казахстан разъяснило, на каких принципах будет основываться новая методология и как на это предложение отреагировали другие страны-участницы союза.
Китай, несмотря на статус «мастерской мира», является привлекательным рынком сбыта для российских производителей. В страну регулярно экспортируются такие категории товаров, как зерно, подсолнечное масло, мясо, мороженое и даже бутилированная вода. Однако успешный выход на китайский рынок требует глубокого понимания его специфики и адаптации к местным реалиям.