Основным
показателем законности принимаемых таможенными органами решений и совершаемых
действий в области таможенного дела является уровень их обжалования со стороны
участников ВЭД. При этом наряду с мерами, предпринимаемыми для повышения уровня
законности принимаемых решений и совершаемых действий, таможенные органы
стремятся снизить число отмененных в судебном порядке неправомерных решений /
действий путем применения внутриведомственных процедур, которые позволяют
отменять неправомерные решения вышестоящими таможенными органами на стадии,
предшествующей разбирательству в суде. О возможных вариантах досудебного
урегулирования споров, возникающих между участниками ВЭД и таможенными
органами, рассказывает начальник Правового управления Лариса ЧЕРКЕСОВА.
– Лариса Ивановна,
участники ВЭД зачастую не согласны с решениями и действиями, предпринимаемыми таможенными
органами. При этом любое лицо вправе обжаловать такие решения или действия в суде,
если считает, что они нарушают его права и законные интересы. Существуют ли иные
механизмы, позволяющие эффективно отстаивать свои права
– В соответствии с
общими правилами участник ВЭД вправе обжаловать в судебном порядке любое решение,
действие либо бездействие должностных лиц таможенных органов. Судебное разбирательство
рассматривается многими как наиболее действенный способ отстоять свои интересы.
Но вместе с тем оно связано с определенными издержками. Сроки рассмотрения таких
дел в арбитражном суде – три месяца со дня
поступления туда соответствующего заявления. Причем этот срок может продляться в
связи с мотивированным заключением судьи. Кроме того, при обращении в суд неизбежны
судебные расходы – оплата государственной
пошлины и судебных издержек. А еще разбирательство в суде требует личного присутствия
при рассмотрении дела, что также приводит к дополнительным временным и трудовым
затратам со стороны лица, обжалующего решение или действие таможенного органа
Важной задачей как
государства, так и таможенных органов является содействие внешней торговле во взаимосвязи
с соблюдением экономических интересов государства. В этой связи законодательством
для участников ВЭД предусмотрено помимо судебного отстаивания прав и интересов в
отношениях с таможенными органами еще и право на досудебное обжалование
Возможность досудебной(внесудебной) проверки соблюдения законности решений и действий
таможенных органов закреплена федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
ФТС России ориентирована на формирование эффективного механизма досудебного разрешения
споров между гражданами (организациями) и
государством
Контроль соблюдения
законности решений и действий таможенных органов осуществляется правовыми подразделениями
таможенных органов по двум основным направлениям : рассмотрение жалоб на решения,
действия (бездействие) таможенных органов
и их должностных лиц, а также ведомственный контроль деятельности таможенных органов.
– Какие решения и
действия таможенных органов могут быть обжалованы
– Законодательством
предусмотрено право любого лица, считающего, что решения или действия таможенных
органов нарушают его права, обжаловать любые решения и действия таможенных органов
в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган
Можно обжаловать решения
таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, по классификации товара
по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, об отказе в выпуске товара,
действия либо бездействие таможенных органов, связанные с декларированием товаров,
такие как, например, нарушение порядка проведения таможенного контроля, затягивание
срока выпуска товара и тому подобные
Проверка законности
проводится в отношении решений и действий именно в области таможенного дела. Если
предметом жалобы является акт (документ)таможенного органа или его должностного лица,
не являющийся решением в области таможенного дела, в рассмотрении жалобы отказывается.
Так, например, при проведении таможенного
контроля может быть назначена таможенная экспертиза
Заключение по результатам
таможенной экспертизы не является решением в области таможенного дела, поскольку
представляет собой документ, содержащий результаты проведенного исследования и вывод
таможенного эксперта. Оно основано на использовании специальных и научных познаний.
Соответственно заключению не может быть дана оценка в рамках рассмотрения жалобы
или ведомственного контроля. Если же, по мнению лица, имеет место нарушение порядка
либо сроков проведения экспертизы, то решения и действия, связанные с этим, могут
стать предметом рассмотрения вышестоящего таможенного органа
– Каков порядок обращения
с жалобой и ее рассмотрения таможенными органами
– Порядок подачи и
рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие)
таможенных органов и их должностных лиц регламентирован главой 3 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Закрепленный законом механизм ведомственного обжалования предусматривает, что вышестоящий
таможенный орган рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящего.
В федеральном законе о таможенном регулировании закреплен ряд требований, несоблюдение
которых влечет отказ со стороны таможенных органов в рассмотрении жалобы по существу.
Хотелось бы обратить внимание на основные из них
Во-первых, обжалованию
подлежат решения, действия (бездействие)
таможенных органов, затрагивающие права и интересы обращающегося с жалобой лица.
Например, в случае, если декларантом выступало одно лицо, а жалобу подает лицо,
которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной
территории Таможенного союза, в рассмотрении жалобы будет отказано
Во-вторых, для обжалования
решений, действий (бездействия) таможенных
органов установлен пресекательный срок –
три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении
его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным
лицом решения или совершения действия. При этом, учитывая, что указанный срок достаточно
непродолжителен, законодательством предусмотрена возможность восстановления по ходатайству
лица срока для обжалования в случае пропуска срока по уважительной причине. Но в
случае несоблюдения срока обжалования и незаявления о восстановлении пропущенного
срока, а также в случае, если ходатайство о продлении срока будет отклонено таможенным
органом в связи с признанием причин неуважительными и не препятствовавшими подаче
жалобы в установленный срок, в рассмотрении жалобы отказывается
Для того чтобы жалоба
была принята к рассмотрению, необходимо соблюсти требования, предъявляемые к форме
и содержанию самой жалобы. Так, она должна быть подана в письменной форме и собственноручно
подписана лицом, обращающимся с жалобой, либо его представителем. Использование
аналогов собственноручной подписи не допускается. Жалоба, поступившая по информационным
системам общего пользования (факс, электронная
почта) , посредством телеграфной связи, а
также с использованием для ее подписания, например, факсимиле считается поданной
без соблюдения требования о ее подписании
Кроме того, жалоба
должна содержать наименование таможенного органа, чье решение, действие обжалуются
(либо должность, фамилию, имя, отчество должностного лица) , фамилию, имя, отчество (при наличии) либо наименование лица, обращающегося
с жалобой, существо обжалуемых решений и действий (бездействия). Несоблюдение перечисленных требований
также влечет отказ в рассмотрении жалобы
При обращении с жалобой
необходимо подтвердить полномочия лица, ее подписавшего, на обжалование решений
и действий таможенных органов. В данном случае применяются общие правила, установленные
гражданским законодательством. Так, жалоба, поданная в интересах юридического лица,
может быть подписана единоличным исполнительным органом (то есть генеральным директором, директором, президентом
компании) . В этом случае к жалобе необходимо приложить надлежащим образом заверенные
копии уставных документов, а также документов, подтверждающих служебное положение
лица. Жалоба может быть подписана и иным лицом, полномочия которого подтверждаются
надлежащим образом оформленной доверенностью. Если жалоба подана лицом, полномочия
которого не подтверждены, в ее рассмотрении отказывается
Федеральным законом« О таможенном регулировании в Российской
Федерации » предусмотрено, что подача жалобы в таможенные органы не исключает возможности
одновременной или последующей подачи жалобы в суд. Однако если при рассмотрении
жалобы таможенными органами установлено, что лицо уже обратилось с жалобой аналогичного
содержания в суд и такая жалоба принята им к рассмотрению либо по ней вынесено решение,
то таможенными органами принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы, поскольку
в данном случае оценка обжалуемым решениям и действиям таможенных органов будет
дана судом
Полный перечень требований,
которые необходимо соблюсти лицу, обращающемуся с жалобой, и оснований для отказа
в рассмотрении по существу закреплен в главе 3 федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации
» и является исчерпывающим. Также в этой главе федерального закона определен порядок
рассмотрения жалоб таможенными органами. Установлено, что срок рассмотрения жалобы
составляет один месяц. У таможенного органа есть право продлить срок рассмотрения
жалобы в случае необходимости, но не более чем на месяц. Срок принятия решения об
отказе в рассмотрении жалобы по существу не может превышать пяти рабочих дней со
дня поступления жалобы. Это не касается случаев, указанных в федеральном законе
о таможенном регулировании. Кроме того, этим законом определен перечень лиц, обладающих
полномочиями по принятию решений по жалобам, и требования к содержанию таких решений
В целом хотелось бы
отметить, что федеральный закон «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» содержит достаточно детальный порядок подачи
и рассмотрения жалоб. Кроме того, на официальных сайтах ФТС России и подчиненных
таможенных органов размещены памятки для лиц, обжалующих решения, действия (бездействие)
в области таможенного дела, а также обзоры практики рассмотрения жалоб за предшествующие
годы. Указанные материалы могут быть также полезны при составлении и направлении
жалоб
– А в каком случае
проводится ведомственный контроль? Может ли участник ВЭД обратиться с заявлением
о проведении такой формы проверки законности решений и действий таможенных органов
– Ежедневно таможенными
органами и их должностными лицами принимается большое количество решений и совершаются
различные действия в связи с выполнением задач и функций в области таможенного дела.
Перед вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами не стоит задача
проверить законность каждого решения, действия (бездействия) в области таможенного дела. Необходимо
своевременно отреагировать на информацию, позволяющую усомниться в правомерности
принятого решения или совершенного действия (бездействия)
Такой контроль проводится
вышестоящими таможенными органами и их должностными лицами при наличии определенных
поводов, которые по источнику возникновения можно разграничить на внешние и внутренние
Внешние поводы возникают
из так называемых внешних источников информации. К ним можно отнести обращения граждан
и организаций в таможенные органы, государственных органов и органов прокуратуры,
исковые заявления, определения судебных органов, поступившие в таможенные органы
в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных
лиц в области таможенного дела, жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу
при наличии определенных оснований, указанных в главе 3 федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации
»
Соответственно внутренние
поводы возникают непосредственно при осуществлении таможенными органами и их должностными
лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов.
Например, при проведении таможенного контроля, при проведении служебных, комплексных,
функциональных и целевых проверок, производстве по уголовным делам и делам об административных
правонарушениях, при контроле и анализе материалов, поступивших от нижестоящих таможенных
органов
В случае обнаружения
по результатам ведомственного контроля фактов принятия не соответствующих требованиям
таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном
деле решений в области таможенного дела вышестоящий таможенный орган или вышестоящее
должностное лицо таможенного органа вправе в любое время отменить или изменить такие
решения независимо от того, чьи права и законные интересы – государства
или лица – нарушены в связи с принятием незаконного решения.
Кроме того, в случае выявления фактов принятия неправомерных действий (бездействия)
в области таможенного дела вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное
лицо таможенного органа вправе принять меры, направленные на сокращение таких действий(бездействия) в будущем. Указанные полномочия
определены статьей 24 федерального закона
« О таможенном регулировании в Российской Федерации »
– Вышестоящий таможенный
орган может признать незаконным решение или действие нижестоящего таможенного органа
или интересы службы отстаиваются до последнего
– Задача таможенных
органов – обеспечение соблюдения таможенного
законодательства. « Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до2020 года », утвержденной распоряжением Правительства
РФ, в качестве одной из стратегических целей деятельности ФТС России определено
повышение уровня законности принимаемых таможенными органами решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Особая
функция правовых подразделений таможенных органов – контроль соблюдения законности при принятии решений,
совершении действий. Так, за 2013 год по
результатам ведомственного контроля таможенными органами вынесено 10 107 решений об отмене (изменении) и признании неправомерными 23 263 решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и
их должностных лиц. В 2014 году по результатам
ведомственного контроля таможенными органами вынесено 12 025 решений, которыми признаны неправомерными
22 270 решений, действий (бездействия) таможенных
органов и их должностных лиц в области таможенного дела
Основными категориями
решений, отмененных в порядке ведомственного контроля, являлись решения, принятые
при контроле таможенной стоимости, а также при классификации товаров и определении
страны происхождения
Что касается рассмотрения
жалоб, то из 2433 жалоб, рассмотренных по
существу таможенными органами в 2013 году, 63 процента удовлетворены полностью или
частично. Наибольшее количество жалоб в указанный период поступило на решения и
действия, принятые и совершенные в связи с исчислением и взиманием таможенных платежей.
В 2014 году таможенными органами вынесено2557 решений по результатам рассмотрения
жалоб. Из них практически 70 процентов – решения о признании неправомерными решений, действий
(бездействия) нижестоящих таможенных органов полностью либо в части. Как и в 2013
году, основную массу признанных неправомерными составили решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при определении
таможенной стоимости и взимании таможенных платежей, а также при определении классификационного
кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
Таможенные органы
ориентированы на эффективное использование механизмов рассмотрения жалоб и ведомственного
контроля. Можно констатировать, что в ФТС России создана работоспособная система,
позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обращения о проведении
ведомственного контроля и обеспечивать право лиц на защиту их интересов
При этом хотелось
бы особо отметить, что интересы службы не могут вступать в противоречие и противопоставляться
требованиям законодательства Российской Федерации. Таким образом, рассматриваемые
механизмы внесудебной проверки законности принимаемых решений и совершаемых действий(бездействия) таможенных органов в полной
мере используются правовыми подразделениями для обеспечения исполнения поставленной
задачи – соблюдения таможенного законодательства.
Источник журнал "Таможня"