В 2017 году каждая вторая проверка деятельности «зеленого сектора» выявила
нарушения права ЕАЭС и российского таможенного законодательства. В отношении
участников ВЭД с низким уровнем риска было возбуждено 1119 административных и 15
уголовных дел. В федеральный бюджет дополнительно перечислено 3,2 млрд рублей
таможенных платежей, пеней и штрафов.
Результативность проверок уполномоченных экономических операторов составила
41,5%. По материалам этих проверок возбуждено 72 дела об административных
правонарушениях и взыскано в бюджет 98,1 млн рублей.
Всего по сравнению с 2016 годом суммы доначисленных таможенных платежей, пеней,
штрафов по результатам проведенных проверочных мероприятий в 2017 году возросли
в 3,4 раза.
По результатам проведенного анализа установлено, что в большинстве случаев
проверками в 2017 году выявлялись нарушения, связанные с заявлением
недостоверных сведений о таможенной стоимости и классификации декларируемых
товаров.
Подробнее с обзором по выявленным нарушениям законодательства ЕАЭС в 2017 году
можно ознакомиться ниже.
Обзор по выявленным нарушениям законодательства Евразийского
экономического союза и законодательства Российской Федерации
В рамках решения задач по смещению акцентов таможенного контроля с этапа
декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, а также по
контролю предоставленных упрощений (льгот) в соответствии с таможенным
законодательством организация и проведение таможенного контроля после выпуска
товаров в 2017 году в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения
права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела
(далее – участники ВЭД с низким уровнем риска), уполномоченных экономических
операторов (далее – УЭО) и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного
дела, осуществлялись на основании результатов применения системы управления
рисками и категорирования участников ВЭД, исходя из выборочности форм
таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения права ЕАЭС и
законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела.
В 2017 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров
таможенных органов проведено:
По результатам анализа проведенных проверочных мероприятий в 2017 году
наблюдается увеличение их количества в отношении участников ВЭД указанных выше
категорий, что обусловлено увеличением количества участников ВЭД, пользующих
специальными упрощениями, и необходимостью обеспечения надлежащего контроля за
их деятельностью.
Так с 2016 года общее количество участников ВЭД с низким уровнем риска
увеличилось с 2941 до 8356 в 2017 году; общее количество УЭО увеличилось с 65 до
185 в 2017 году; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела с
1369 до 1380 в 2017 году.
Кроме того, в анализируемом периоде наблюдается увеличение сумм доначисленных
таможенных платежей, пеней, штрафов по результатам проведенных проверочных
мероприятий. Так по сравнению с 2016 годом суммы доначислений в 2017 году
увеличились в 3,4 раза, что свидетельствует о возможности использования
предоставленных специальных упрощений в незаконных схемах ввоза и декларирования
товаров.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа
выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые
достаточны для обеспечения соблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской
Федерации о таможенном деле.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации и
проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в 2017 году являлись:
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС);
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ).
В целях обеспечения необходимого уровня контроля за деятельностью участников ВЭД
указанных категорий в 2017 году осуществлялись проверочные мероприятия, в том
числе с применением автоматизированных технологий по выбору объектов таможенного
контроля после выпуска товаров, на основании следующих нормативных актов ФТС
России:
приказа ФТС России от 16 июня 2015 г. № 1167 «Об утверждении Инструкции о
действиях должностных лиц таможенных органов при проведении мониторинга и
анализа информации о таможенном декларировании товаров участниками
внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного
законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о
таможенном деле»;
приказа ФТС России от 30 июня 2014 г. № 1236 «Об утверждении Временного порядка
планирования таможенных проверок в отношении участников внешнеэкономической
деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства
Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле»;
приказ ФТС России от 26 мая 2015 г. № 1005 «Об утверждении Порядка планирования
таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов»;
приказа ФТС России от 28 декабря 2016 г. № 2438 «Об утверждении Методических
рекомендаций по проведению аналитической работы в отношении участников
внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска несоблюдения права
Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о
таможенном деле по выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров, в
том числе направленного на профилактику правонарушений в сфере таможенного
дела»;
распоряжение ФТС России от 21 июня 2016 г. № 176-р «Об утверждении Порядка
организации передачи информации о фактах неприменения мер по минимизации рисков
в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и ее использования
при проведении мониторинга и анализа»;
приказа ФТС России от 20 мая 2016 г. № 1000 «Об утверждении Инструкции о
действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления
рисками».
По результатам проведенного анализа нарушений законодательства ЕАЭС у участников
ВЭД с низкой степенью риска, УЭО и лиц, осуществляющих деятельность в сфере
таможенного дела, за 2017 год установлено, что в большинстве случаев таможенными
проверками выявляются нарушения, связанные с заявлением недостоверных сведений о
таможенной стоимости и классификации декларируемых товаров.
Так, по вопросу контроля достоверности заявления таможенной стоимости:
в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска доначслено таможенных
платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 1,2 млрд. руб. (что составляет 31%
от общего количества доначисленных платежей в отношении лиц с низким уровнем
риска);
в отношении УЭО доначслено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму
45,4 млн. руб. (что составляет 36% от общего количества доначисленных платежей в
отношении УЭО);
в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела,
доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 11,1 млн. руб.
(что составляет 43% от общего количества доначисленных платежей в отношении
указанной категории лиц).
По вопросу контроля достоверности заявления сведений о классификационном коде в
соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности
Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС):
в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска доначислено таможенных
платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 1,3 млрд. руб., (что составляет 34%
от общего количества доначисленных платежей в отношении лиц с низким уровнем
риска);
в отношении УЭО доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на
сумму 74,6 млн. руб. (что составляет 60% от общего количества доначисленных
платежей в отношении УЭО);
в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела,
доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 3,7 млн. руб.
(что составляет 14% от общего количества доначисленных платежей в отношении
указанной категории лиц).
В качестве примеров по указанным направлениям таможенного контроля после выпуска
товаров, по которым выявлены нарушения таможенного законодательства, повлекшие
доначисления таможенных платежей в крупном размере, можно выделить следующие:
По результатам проведенных проверочных мероприятий дела об административных
правонарушениях (далее – дела об АП) возбуждались таможенными органами по
статьям главы 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела
(нарушение таможенных правил)» Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее – КоАП России) и по отдельным составам других глав, в
частности 14.10 (незаконное использование средств индивидуализации товаров
(работ, услуг) и 15.25 (нарушение валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования) КоАП России.
Наибольшее количество дел об АП в отношении участников ВЭД с низким уровнем
риска возбуждено по статье по статье 16.2 КоАП России по фактам недекларирования
товаров либо недостоверного декларирования товаров (68%
от общего количества дел об АП), в отношении лиц, осуществляющих деятельность в
сфере таможенного дела по статье 16.23 по фактам незаконного осуществления
деятельности в области таможенного дела (66% от общего количества дел об АП), в
отношении УЭО по статьям 16.1 КоАП России за незаконное перемещение через
таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной
перевозки и 16.15 КоАП по фактам непредставления в таможенные органы отчетности
либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения (44% от общего
количества дел об АП).
Основными способами совершения АП, выразившихся в недекларировании товаров,
являлись фактическое перемещение иного товара, отличного от заявленного в
декларациях на товары (полностью или части товара) и превышение фактического
количества товаров, заявленных в декларациях на товары. При недостоверном
декларировании товаров – неполное либо недостоверное описание товаров,
сопряженное с неверным определением кода товаров по Единой товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности, таможенной стоимости товаров и повлекшим
занижение либо уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В 2017 году вопросы нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации
в сфере таможенного дела обсуждались в рамках публичных мероприятий для
участников ВЭД, проведение которых предусмотрено приоритетным проектом «Система
комплексной профилактики нарушения обязательных требований».
Публичные обсуждения проводились в соответствии с утвержденным планом-графиком
во всех региональных таможенных управлениях, Калининградской областной таможне и
в центральном аппарате ФТС России. В общей сложности в 2017 году было проведено
28 мероприятий, охвативших всю территорию Российской Федерации.