Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Доверяй и проверяй
7 октября 2015 | Новости таможни

Доверяй и проверяй Доминанты, обозначенные «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», делают особенно значимыми работу Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров. О результатах деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов в целях обеспечения выполнения прогнозного задания по перечислению таможенных и иных платежей в федеральный бюджет в 2015 году рассказывает начальник ГУТКПВТ Валерий СЕЛЕЗНЕВ.

Эффективность очевидна

В последние годы произошли изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронувшие многие существовавшие ранее тенденции и закономерности. Имеются в виду, в частности, изменения структуры внешнеторгового оборота, перечня стран – основных торговых партнеров России, логистики движения товаров и сокращение объемов таможенного декларирования товаров.

К основным факторам,обусловившим указанные изменения, можно отнести следующие : влияние на структуру и динамику внешней торговли России мирового финансово-экономического кризиса и введенных санкций, корректировки в сфере государственного регулирования внешней торговли, а также интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. В этих условиях задача повышения эффективности таможенного контроля, в том числе таможенного контроля после выпуска товаров, уровня собираемости таможенных платежей, становится как никогда актуальной. ГУТКПВТ уделяет постоянное внимание этой проблеме. В частности, вопросы повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров рассматривались на Всероссийском семинаре-совещании в городе Красноярске в июне 2015 года. Несколько слов о достигнутых результатах. Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ТКПВТ)за семь месяцев 2015 года проведено более 2,9 тысячи таможенных проверок (результативных – свыше 2,3 тысячи).Результативность составила 81 процент,что выше средней результативности за 2012 – 2014 годы (74 процента). По результатам указанных проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей,пеней, наложено штрафных санкций на сумму 5,6 миллиарда рублей. Это на семь процентов больше, чем за тот же период 2014 года (5,2 миллиарда рублей) и в 2,3раза больше, чем за семь месяцев 2012 года (2,4 миллиарда рублей). По итогам проверок взыскано таможенных платежей,пеней, штрафов на сумму 2,26 миллиарда рублей, что на три процента больше, чем за семь месяцев прошлого года (2,19 миллиарда рублей) и в 1,4раза больше, чем за такой же период 2012 года(1,6 миллиарда рублей). Отмечена положительная динамика сумм доначисленных и взысканных денежных средств как по результатам ТКПВТ, так и по показателям на одну таможенную проверку и одно должностное лицо. Сумма доначисленных денежных средств на одно должностное лицо за семь месяцев нынешнего года составила6,5 миллиона рублей, что в 1,2 раза больше, чем за такой же период прошлого года(5,7 миллиона рублей ), и более чем в 2,6 раза больше, чем за семь месяцев 2012 года(2,5 миллиона рублей ). Основными направлениями проверочной деятельности подразделений ТКПВТ являются : контроль достоверности заявления таможенной стоимости,контроль достоверности заявления кода ТН ВЭД ЕАЭС, контроль соблюдения запретов и ограничений, контроль достоверности страны происхождения товаров, соблюдения условий предоставления тарифных преференций и контроль в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска.

В основе организации ТКПВТ лежит выбор объектов. От выбора объектов напрямую зависит результативность проверочных мероприятий. Определение объектов для таможенных проверок проводится с использованием системы управления рисками на основании собственной аналитической работы подразделений ТКПВТ, информации, поступающей от функциональных подразделений таможенных органов в форме информационно-аналитических справок (далее – ИАС),информации правоохранительных подразделений таможенных органов, а также информации иных государственных и контролирующих органов.

Уточним, что сейчас ситуация в части организации взаимодействия и информационного обмена между подразделениями таможенных органов изменилась. Если в 2012 году основная масса таможенных проверок проводилось на основании аналитики собственных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (54 процента проверок), то в последующие годы наблюдается сокращение числа таких таможенных проверок.

Динамика изменения доли и количества проверок в разрезе оснований их назначения свидетельствует о том,произошло перераспределение ресурсов по отработке поступающей информации от функциональных и правоохранительных подразделений. Следует отметить, что в 2013 году и начале 2014 года проблемным вопросом было низкое качество поступающих в подразделения ТКПВТ ИАС.Это существенно отражалось на эффективности работы подразделений. Сейчас наблюдается устойчивая положительная динамика в части улучшения качества поступающих ИАС. В текущем году 86 процентов из общего числа рассмотренных ИАС были признаны целесообразными.

Результативность таможенных проверок по ИАС в целом по ФТС России также достаточно высока и составляет порядка82 – 83 процентов при установленном значении результативности таможенных проверок 76 – 78 процентов.

Проверено практикой

В рамках исполнения плана первоочередных мероприятий ФТС России, направленных на обеспечение экономической стабильности в 2015 году, по результатам ТКПВТ необходимо обеспечить перечисление в федеральный бюджет около четырех миллиардов рублей. Сейчас за семь месяцев взыскано таможенных платежей, пеней,штрафов на сумму 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, нужно обеспечить доначисление таможенных платежей на основании материалов оперативных подразделений таможенных органов на сумму около пяти миллиардов рублей. Подразделениями ТКПВТ за семь месяцев 2015 года назначено проведение 442 таможенных проверок на основании материалов оперативных подразделений таможенных органов, из которых завершено 430. По результатам доначислено таможенных платежей на сумму 2,06 миллиарда рублей, взыскано 679,5 миллиона рублей.

Деятельность подразделений ТКПВТ направлена на выявление и пресечение нарушений в сфере таможенного дела, а ее результатом является как непосредственно доначисленные и довзысканные таможенные платежи, пени,штрафы, так и повышение уровня собираемости таможенных платежей при декларировании и выпуске товаров после вынесения решений в результате таможенных проверок.

Так, на основании результатов ТКПВТ в 2013 – 2015 годах разработано и утверждено 412 профилей рисков (три общероссийских, 38 региональных, 127 зональных и 244 целевых).Они предусматривают применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля. В результате применения мер по минимизации рисков таможенными органами доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму 108,4 и104,8 миллионов рублей соответственно, наложено штрафов на сумму 4,4 миллиона рублей (взыскано – 2,5 миллиона рублей). Кроме того, отказано в выпуске по 37 декларациям на товары. Помимо фискальной составляющей,непосредственно характеризующей работу подразделений контроля после выпуска товаров, необходимо рассматривать их роль и место в разрезе всей системы таможенного оформления и таможенного контроля. Достижение поставленных задач по повышению эффективности ТКПВТ требует пересмотра подходов к выбору объектов таможенных проверок и их организации.

Следует применять комплексный и отраслевой подходы, при проведении таможенного контроля после выпуска товаров ориентироваться на наиболее актуальные направления, оперативно принимать решения.В целях противодействия незаконному ввозу в Российскую Федерацию товаров ФТС России выработан следующий алгоритм действий.Во-первых, проводить мониторинг анализа таможенного декларирования товаров для выявления риска нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД для организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе с использованием информационного ресурса бизнес сообщества. Во-вторых, использовать результаты таможенного контроля для разработки профилей рисков и ( или ) их актуализации при взаимодействии с УРиОК. И в-третьих, устанавливать места хранения и реализации незаконно ввезенных товаров подразделениями ГУБК для организации и проведения проверочных мероприятий подразделениями ТКПВТ в других регионах.

Такой алгоритм действий проверен практикой и дает результат. ГУТКПВТ одновременно в нескольких регионах ( ДВТУ,ПТУ, ЮТУ, ЦТУ,УТУ, СТУ ) проводит проверочные мероприятия с использованием информационных ресурсов бизнес сообщества и при задействовании потенциала подразделений правоохранительного блока. Для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров необходимо также осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, как в рамках информационного обмена, так и путем организации и проведения скоординированных и совместных контрольных мероприятий. По результатам 709 проведенных за семь месяцев этого года совместных проверочных мероприятий доначислено 1024,7миллиона рублей, взыскано 130,9 миллиона рублей, возбуждено 28 уголовных дел и 320 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения 372 материалов, поступивших из таможенных органов, федеральными органами исполнительной власти доначислено 1,7 миллиарда рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 3,9 миллиарда рублей, возбуждено 21 уголовное дело и 171 дело об административных правонарушениях.

Закон для всех един

Другим направлением таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенного контроля у участников ВЭД с низким уровнем нарушения таможенного законодательства. В ходе решения задач, поставленных « Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года » и планом мероприятий ( дорожной картой ) « Совершенствование таможенного администрирования » задач по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества таможенного администрирования наблюдается устойчивая динамика увеличения указанного сектора участников ВЭД.

Однако, создание благоприятных условий для участников ВЭД в форме значительного упрощения и ускорения таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу не гарантирует неукоснительное соблюдение с их стороны таможенного законодательства. Это подтверждают результаты таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров.

В среднем каждая третья таможенная проверка, проведенная в 2014 – 2015годах в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, приводила к доначислению таможенных платежей, штрафов. В указанный период было проведено 1396 таможенных проверок в отношении лиц с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства.По результатам 518 таможенных проверок дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов в сумме2008,5 миллиона рублей, из них взыскано 1254,99 миллиона рублей. Возбуждено 651 дело об административных правонарушениях.

Как правило, результаты таможенных проверок у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения законодательства не влияют на образование задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенными органами. Например, среди участников ВЭД, отнесенных к указанной категории по отраслевому принципу, в основном не возникает серьезных проблем с взысканием доначисленных таможенных платежей. Так, из доначисленных таможенных платежей и штрафов в размере 633,6 миллиона рублей взыскано 499,9 миллиона рублей (79 процентов ). Как правило, решения таможенных органов о доначислении таможенных платежей в досудебном или судебном порядке, не обжалуются. С учетом расхождения данных об импорте России и экспорте стран мира в Россию проведена работа по определению перспективных объектов таможенного контроля после выпуска товаров для организации проверочной деятельности.В результате определены предметы и объекты контроля – наиболее налогоемкие товарные позиции (84, 85, 87, 61, 62, и 64 товарные группы ТН ВЭД ЕАЭС ). Согласно результатам оценки, проведенной на основании сравнительного анализа стоимостных показателей по ввозу товаров в регионе деятельности таможенных органов с учетом номенклатуры товаров, их страны происхождения, а также перечня участников ВЭД, выявлены резервы собираемости таможенных платежей. В рамках исполнения Плана по реализации комплекса мер, направленных на исключение возможности уклонения от проведения таможенного контроля и уплаты таможенных пошлин,налогов по результатам его проведения, ГУТКПВТ ведется работа по разработке норм законодательства,предусматривающих применение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в ходе проведения таможенных проверок.

Для повышения эффективности таможенного контроля ГУТКПВТ в 2015 году подготовлены следующие правовые акты. Одна из них – Временный порядок организации таможенного контроля после выпуска товаров в отношении участников внешнеэкономической деятельности с высоким и средним уровнем риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства РФ о таможенном деле. Еще один важный акт – Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении мониторинга и анализа информации о таможенном декларировании товаров участниками внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. И еще один акт – Инструкция о действиях должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов по формированию базы данных о нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и ( или ) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В условиях ограниченной штатной численности подразделений ТКПВТ, существования « фирм-однодневок », используемых при применении схем ухода от уплаты таможенных платежей, выработка действенных решений по усилению контроля как до, так и после выпуска товаров, наиболее актуальна.

 

Источник: журнал "Таможня" No 20 [379] октябрь 2015

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Прозрачно и понятно
  • Участников ВЭД «штормит» по результатам пост-контроля
  • Утверждена Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года
  • Деятельность таможенных органов по осуществлению пост-таможенного контроля товаров за I полугодие 2012 года
  • От таможенной инспекции не скрыться

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.