Таможенный контроль
после выпуска товаров
Решением коллегии ФТС России от 25 ноября 2016 года
Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года,
утвержденная приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2709, признана
реализованной.
В 2016 году отмечен рост эффективности работы подразделений
таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступленияв федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных
средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок
снижено на 14% (4 125 проверок), их результативность выросла до 87%.
По результатам проверочных мероприятий:
взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 4,3
млрд. рублей (на 13% больше, чем в 2015 году);
одним должностным лицом в среднем взыскано 5 млн. рублей (на
14% больше, чем в 2015 году);
по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано 1
млн. рублей (на 31% больше, чем в 2015 году);
возбуждено 3 876 дел об АП и 304 уголовных дела.
1 278 проверочных мероприятий было направленно на профилактику
правонарушений. По их результатам взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов
на сумму 144,6 млн. рублей, возбуждено 535 дел об АП и 8 уголовных дел.
Эффективность таможенного контроля после выпуска товаровв
2016 году в сравнении с 2015 годом
При организации и проведении таможенного контроля после
выпуска товаров применялся комплексный субъектно-ориентированный подход с
использованием системы управления рисками, предусматривающий взаимодействие с
иными контролирующими и
правоохранительными органами.
Проведена работа, направленная на повышение эффективности
проверочных мероприятий, проводимых в том числе совместно с налоговыми
органами. Выработаны предложения по закреплению основ единого механизма
таможенного и налогового администрирования, совершенствованию системы
прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию
ЕАЭС до момента передачи потребителю посредством интеграции информационных
систем таможенных и налоговых органов.
Организованы комплексные проверочные мероприятия во
взаимодействии с налоговыми органами в сфере производства и реализации
электронной и бытовой техники. Ведется аналогичная работа по организации
контроля в отраслях фармацевтической продукции и автокомпонентов.
Во взаимодействии с налоговыми органами проведено 691
проверочное мероприятие. По результатам проверочных мероприятий:
взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 672
млн. рублей (в 2 раза больше, чем за 2015 год);
возбуждено 772 дела об АП и 99 уголовных дел (за 2015 год –
339 дел об АП и 51 уголовное дело);
налоговыми органами доначислено 2,7 млрд. рублей, отказано в
возмещении НДС на сумму 875 млн. рублей.
Всего во взаимодействии с правоохранительными и
контролирующими органами проведено 1 471 проверочное мероприятие. Таможенными
органами взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 746 млн. рублей,
возбуждено 920 дел об АП и 105 уголовных дел. Правоохранительными и
контролирующими органами доначислено 2,7 млрд. рублей.
С 12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства
Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787 «О реализации пилотного
проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными)
знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одеждеи прочие изделия, из натурального меха». Создание системы
маркировки обеспечит легальность импорта и производства товаров на территориях
государств – членов ЕАЭС, а также упростит контроль при обороте товаров.
В целях декриминализации рынка и борьбы с незаконным
перемещением на таможенную территорию ЕАЭС товаров легкой промышленности
подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров во всех
территориальных округах Российской Федерации проведены проверочные мероприятия
в отношении товаров «изделия из кожи и меха», реализуемых в крупных торговых
сетях. В ходе таможенного контроля установлены незаконно ввезенные изделия из
кожи и меха иностранного производства. По результатам проведенных проверочных
мероприятий дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 65,4 млн. рублей,
из них взыскано 61,5 млн. рублей.
В добровольном порядке задекларированы товары по 110 ДТ.
Стоимость задекларированных товаров составила 5,4 млн. долларов США.
В целях обеспечения соблюдения запретов, установленных
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О
мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г.
№ 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской Федерации», была организована работа мобильных групп,
созданных в соответствии с поручением ФТС России на основании приказов
таможенных органов, в зоне ответственности которых они функционируют.
Основными задачами мобильных групп являются:
пресечение незаконного ввоза товаров, в отношении которых
Правительством Российской Федерации введены санкции, странами происхождения
которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада,
Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория,
Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн;
пресечение незаконного ввоза товаров, включенных в перечень,
утвержденный Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2015 г. № 59 «О перечне товаров,
в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами,
принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации,
применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со
ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и
размеров таких ставок пошлин»;
осуществление контроля за транзитом товаров, перемещаемых с
территории Украины на территории Республики Казахстан и Киргизской Республики.
По результатам работы мобильных групп:
выявлено 1 026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс.
тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;
возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;
уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;
возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела в отношении
перевозчиков.
В 2016 году проведена работа по созданию условий для смещения
акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров для упрощения и
ускорения совершения таможенных операций при таможенном декларировании и
выпуске товаров.
Усовершенствованы подходы к организации контроля у
участников ВЭДс низким уровнем риска нарушения таможенного
законодательства, реализованы алгоритмы мониторинга показателей их
деятельности, автоматизированы процессы планирования проверочных мероприятий.
Модернизированы информационно-программные средства,
реализующие функции по проведению таможенного контроля после выпуска товаров (КПС
«Постконтроль», АПС «Личный кабинет»).
Организована работа по реализации мероприятий приоритетной
программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (далее – Программа),
которая находится на особом контроле у Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
В ФТС России создан рабочий орган по реализации Программы
под руководством руководителя ФТС России В.И. Булавина.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам принят паспорт
Программы, в соответствии с которым с декабря 2016 года ведется работа по
подготовке и реализации паспорта ведомственного приоритетного проекта.