Таможенный контроль после выпуска товаров
В 2015 году ФТС России проводила работу, направленную на смещение акцентов
таможенного контроля на этап после выпуска товаров, в рамках реализации плана
мероприятий по реализации Основных направлений работы по реализации принципа
переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и
выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах – членах
Таможенного союза на 2015 – 2020 годы, утвержденных Решением Объединенной
коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза в городе Минске
от 16 сентября 2015 г. № 16/11, и Концепции развития таможенного контроля после
выпуска товаров до 2016 года, утвержденной приказом ФТС России от 27 декабря
2012 г. № 2709.
Деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных
органов была направлена на:
смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров и создание
условий, исключающих возможность использования проверяемыми лицами различных
схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей,
администрируемых таможенными органами;
проведение проверочных мероприятий с учетом отраслевого подхода для целей борьбы
с незаконным ввозом и оборотом товаров на территории Российской Федерации в
рамках реализации комплексной модели таможенного контроля, представляющей собой
совокупность таможенных и иных операций при перемещении товаров через таможенную
территорию ЕАЭС, а также мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с
применением СУР, в целях обеспечения соблюдения права ЕАЭС и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле;
организацию деятельности 32 мобильных групп, созданных в целях усиления контроля
за соблюдением запрета на ввоз в Российскую Федерацию отдельных категорий
товаров, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о
введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или)
физических лиц;
автоматизацию процессов (функций) планирования, организации и проведения
таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе с применением комплекса программных средств «Постконтроль».
В 2015 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено
7 678 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и
индивидуальных предпринимателей, что на 15% больше, чем в 2014 году (6 684 проверочных мероприятия).
По результатам проверочных мероприятий:
доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 8,9 млрд.
рублей (на 22% больше, чем в 2014 году (7,3 млрд. рублей);
средняя сумма доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на
одну таможенную проверку составила 1,9 млн. рублей (на 12% больше, чем в 2014
году (1,7 млн. рублей);
взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 3,8 млрд. рублей (на 31%
больше, чем в 2014 году (2,9 млрд. рублей);
средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну
таможенную проверку составила 800 тыс. рублей (на 15% больше, чем в 2014 году
(693 тыс. рублей), на одно должностное лицо подразделения таможенного контроля
после выпуска товаров – 4,4 млн. рублей (на 38% больше, чем в 2014 году (3,2
млн. рублей).
Процент взыскания составил 43% от общей суммы доначисленных таможенных платежей,
пеней и штрафов, что на 3% больше, чем в 2014 году (40%).
По результатам проверочных мероприятий отмечается повышение экономической
эффективности проведенных в 2015 году таможенных проверок.
Динамика сумм таможенных платежей, пеней и штрафов, доначисленных и взысканных в
2014 и 2015 годах
В 2015 году по результатам проверочной деятельности ФТС России возбуждено 3 497
дел об АП и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1
млрд. рублей.
Основной формой проверочных мероприятий являлись таможенные проверки. В 2015
году проведено 4 782 таможенные проверки, что составляет 62% от общего
количества проверочных мероприятий. Доля результативных таможенных проверок в
2015 году составила 83,1%.
Основными направлениями таможенных проверок являлись:
контроль достоверности заявления таможенной стоимости (22,4% от общего количеств
проведенных в 2015 году таможенных проверок);
контроль достоверности заявления кода ТН ВЭД ЕАЭС (20,2%);
соблюдение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами
(10,6%).
Проведено 1 027 таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений
в таможенной сфере, проводимых в том числе на основании результатов применения
СУР и категорирования участников ВЭД, что на 32% больше, чем в 2014 году (778
проверок). По их результатам доначислено таможенных платежей, наложено штрафных
санкций на сумму 1,1 млрд. рублей, из них взыскано 112,6 млн. рублей, возбуждено
221 дело об АП и 1 уголовное дело.
Во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами проведено 1
521 проверочное мероприятие, по результатам которых таможенными органами
доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму 1,5 млрд. рублей,
взыскано 345 млн. рублей, возбуждено 498 дел об АП и 59 уголовных дел. Из них во
взаимодействии с налоговыми органами проведено 584 проверочных мероприятия, по
результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафов на сумму
1,3 млрд. рублей, взыскано 285,7 млн. рублей, возбуждено 339 дел об АП и 51
уголовное дело.
Правоохранительными и контролирующими органами по результатам взаимодействия с
таможенными органами доначислено 6 млрд. рублей (из них налоговыми органами –
5,9 млрд. рублей), возбуждено 313 дел об АП и 29 уголовных дел, отказано
налоговыми органами в возмещении НДС на сумму 4 млрд. рублей.
Региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно подчиненными
ФТС России, на основе информации подразделений таможенного контроля после
выпуска товаров разработано и утверждено 367 профилей рисков (1 общероссийский,
20 региональных, 127 зональных и 219 целевых), предусматривающих применение
таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов
таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов
рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.
В результате применения мер по минимизации рисков в 2015 году таможенными
органами доначислено таможенных платежей на сумму 65 млн. рублей, взыскано – на
сумму 38 млн. рублей, возбуждено 89 дел об АП.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|