Контроль за
обеспечением соблюдения торговых ограничений, валютного и экспортного контроля
Обеспечение
соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского
экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от
6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в
целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ФТС России проводился
комплекс мероприятий, направленных на недопущение ввоза в Российскую Федерацию
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, перечень которых
установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014
г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6
августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320и от 29 июня 2016 г. № 305» (далее – товары отдельной категории).
Таможенными органами в 2016 году предотвращен ввоз в
Российскую Федерацию более 150 партий такой продукции, общий вес которой
составил более 20 тыс. тонн (в 2015 году – 259 партий общим весом 8 тыс. тонн),
возбуждено порядка 18 уголовных дел и 418 дел об АП (в 2015 году возбуждено 18
уголовных дел и 255 дел об АП).
При выявлении товаров отдельной категории таможенными
органами принимались меры по их уничтожению в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 29 июля 2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах,
применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее –
Указ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. №
774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты
Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия,
Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество
Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2017 г. запрещены к ввозу в Российскую
Федерацию».
С начала действия Указа таможенными органами самостоятельно
изъято и уничтожено товаров отдельной категории около 1,9 тыс. тонн, из них:
в 2016 году – более 1,8 тыс. тонн, в 2015 году – более 84
тонн. Также при участии таможенных органов территориальными подразделениями
Россельхознадзора и Роспотребнадзора изъято и уничтожено свыше 2,7 тыс. тонн
товаров отдельной категории, из них: в 2016 году – более 2 тыс. тонн, в 2015
году – более 640 тонн.
При реализации норм, вытекающих из международных
обязательств Российской Федерации в соответствии с Монреальским протоколом по
веществам, разрушающим озоновый слой (подписан в г. Монреале 16 сентября 1987
г.), таможенные органы осуществляют контроль за перемещением озоноразрушающих
веществ, а также оборудования, их содержащего.
В рамках реализации Программ Организации Объединенных Наций
по охране окружающей природной среды (UNEP) в 2016 году ФТС России была
присуждена премия сети Европы и
Центральной Азии по охране озонового слоя для служащих таможенных и
правоохранительных органов (IV-я церемония) за задержание партии
озоноразрушающих веществ – газообразного хладагента (фреона) R22 в количестве 1
150 баллонов под видом озонобезопасного фреона R134a в регионе деятельности
Выборгской таможни. Процедура награждения была проведена 23 – 25 мая 2016 года
в г. Ашхабаде (Туркменистан).
ФТС России продолжала обеспечивать контроль за безопасностью
ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и непосредственно в Российскую Федерацию
товаров в целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда
жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
В 2016 году таможенными органами Российской Федерации
выявлено 126 505 случаев (за 2015
год – 152 130 случаев) представления для целей таможенного декларирования
недействительных разрешительных документов.
Количество выявленных
региональными таможенными управлениями и таможнями, непосредственно
подчиненными ФТС России, недействительных документов в 2016 году
Общее количество дел об АП, возбужденных таможенными
органами по факту несоблюдения установленных запретов и ограничений за 2016 год
составило 13 903 (2015 год – 13 664 дела) по статье 16.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также 2 462
дела об АП (2015 год – 2 611 дел об АП) возбуждены по фактам представления
недействительных разрешительных документов по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Обеспечение защиты
прав интеллектуальной собственности
Одним из важнейших инструментов защиты интересов
правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной
собственности (далее – таможенный реестр), который администрирует ФТС России на
основании заявлений обладателей исключительных прав.
По состоянию на 31 декабря 2016 года в таможенном реестре
зарегистрировано 4 295 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих
как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 4 258 товарных знаков,
31 объект авторского права, 6 наименований мест происхождения товаров.
Динамика процесса
внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр в 2004 –
2016 годах
В товарной структуре таможенного реестра преобладают
алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь, автозапчасти.
Таможенными органами в 2016 году было возбуждено 1 027 дел
об АП (в 2015 году – 1 040 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной
собственности. Из них 996 дел об АП (в 2015 году – 1 011 дел об АП) – по статье
14.10 КоАП РФ (незаконное использование
товарного знака) и 31 дело об АП (в 2015 году – 29 дел об АП) по части 1 статьи
7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
В 2016 году таможенными органами выявлено около 20,4 млн.
единиц контрафактной продукции (в 2015 году – более 18,1 млн. единиц
контрафактной продукции).
В результате выявленных случаев перемещения товаров с
признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами в
2016 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям
объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 7,7 млрд. рублей (в
2015 году – более 3,9 млрд. рублей).
Предметами правонарушений чаще всего являются укупорочные
изделия, одежда, обувь, алкогольная продукция, минеральные воды и соки,
автозапчасти.
Валютный контроль
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г.
№ 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в
финансово-бюджетной сфере» в связи с упразднением Росфиннадзора функции органа
валютного контроля переданы таможенной и налоговой службам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13
апреля 2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации» ФТС России уполномочена осуществлять
контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через
таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом
из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций,
связанных с таким перемещением товаров, условиям лицензий и разрешений.
В 2016 году таможенными органами проведено 5,1 тыс. проверок
соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по результатам
которых возбуждено и передано на рассмотрение около 6 тыс. дел об АП по статье
15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и
актов органов валютного регулирования) на сумму 165 млрд. рублей (в 2015 году
проведено 4,5 тыс. проверок, возбуждено и передано на рассмотрение более 5,3
тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ на сумму 180,1 млрд. рублей).
Значительную часть дел об АП (49%) составляют дела,
возбужденные таможенными органами по нарушениям, ответственность за совершение
которых предусмотрена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Организовано информационное взаимодействие с ФНС России в
части передачи выявленных по результатам анализа имеющихся в распоряжении ФТС
России информационных ресурсов сведений о лицах, участвующих в образовании и
управлении недобросовестными участниками ВЭД, и об организациях, имеющих
признаки фирм-однодневок. Передача данной информации в ФНС России направлена на
обеспечение противодействия участию указанных лиц в создании новых организаций в
целях проведения ими сомнительных финансовых операций, в том числе вывода
денежных средств из Российской Федерации под видом внешнеторговой деятельности.
В 2016 году во взаимодействии с Банком России достигнуты
значительные результаты борьбы с незаконным выводом денежных средств из
Российской Федерации с использованием таможенных деклараций с признаками
значительного завышения цены товаров, не облагаемых ввозными таможенными
пошлинами и налогами. В результате предпринятых мер объемы таких операций по сравнению
с 2015 годом сократились в 3 раза по количеству деклараций (с 366 до 128) и более чем в 18 раз по стоимости
соответствующих товаров (с 170 до 9 млрд. рублей).
Одним из важных элементов развития совершения таможенных
операций и процедур валютного контроля является организация взаимодействия с
участником ВЭД посредством электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»,
обеспечивающего информационное взаимодействие в электронном виде между ФТС
России и участниками ВЭД. Наполнение сервиса «Валютный контроль «Личный кабинет участника ВЭД» начато
с 2015 года и реализуется с учетом потребностей бизнес-сообщества.
Информационный сервис «Валютный контроль» позволяет
участнику ВЭД получить имеющуюся в информационных ресурсах таможенных органов
информацию о паспортах сделок и о зарегистрированных таможенными органами ДТ,
направляемых ФТС России в уполномоченные банки в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.
№ 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному
банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде
информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары»),
что позволило исключить необходимость письменного обращения заинтересованных
участников ВЭД в ФТС России для получения данных сведений и свело к минимуму
взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами.