Контроль за обеспечением соблюдения торговых ограничений, валютного и
экспортного контроля
Обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных правом
Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о
таможенном деле
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. №
560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской Федерации» в рамках мероприятий, направленных на
недопущение ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, перечень которых установлен постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов
Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г.
№ 320» (далее – товары отдельной категории), ФТС России проводилась работа по
выявлению и пресечению нарушений, связанных с незаконным ввозом в Российскую
Федерацию отваров отдельных категорий, включая установление возможных схем ее
ввоза в Российскую Федерацию, выработку мер реагирования в рамках системы
управления рисками.
В рамках межведомственного взаимодействия по обеспечению запрета ввоза товаров
отдельной категории созданы межведомственные мобильные группы, в состав которых
входят должностные лица таможенных органов и территориальных управлений МВД
России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзором, ФСБ России.
Таможенными органами в 2015 году предотвращен ввоз в Российскую Федерацию более
259 партий такой продукции, общий вес которой составил более 8 тысяч тонн,
возбуждено порядка 18 уголовных дел и 255 дел об АП.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. №
391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях
обеспечения безопасности Российской Федерации» и постановления Правительства
Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 774 «Об утверждении Правил уничтожения
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения
которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада,
Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория,
Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 5 августа 2016 года
(включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» таможенными органами
самостоятельно изъято более 90 тонн товаров отдельной категории, из них
уничтожено около 84 тонн.
ФТС России продолжала обеспечивать контроль за безопасностью ввозимых на
таможенную территорию ЕАЭС и непосредственно в Российскую Федерацию товаров в
целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или
здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или
муниципальному имуществу, окружающей среде.
Утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015
г. № 995 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за
вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции», разработанное ФТС
России совместно с заинтересованными ФОИВ.
Актуализирована технология определения рисковых поставок по категории товаров,
применяемая в рамках межведомственного взаимодействия при осуществлении
таможенного контроля, федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в
области защиты прав потребителей в целях недопущения оборота на территории
Российской Федерации опасной продукции.
Данная технология предназначена для формирования ведомственных информационных
ресурсов рисковых поставок, недопущения оборота на территории Российской
Федерации опасной продукции, а также исключения излишнего дублирования
электронных документов документами на бумажных носителях, в том числе при
прибытии товаров.
В 2015 году таможенными органами выявлено более 152 тысяч случаев представления
для целей таможенного декларирования недействительных документов, подтверждающих
соответствие товаров требованиям безопасности (в 2014 году – около 62 тысяч
случаев).
Количество выявленных региональными таможенными управлениями и таможнями,
непосредственно подчиненными ФТС России, недействительных документов в 2015 году
В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р,
обеспечено размещение на официальном сайте ФТС России и ежеквартальная
актуализация информации о неотнесении товаров, вывозимых с территории Российской
Федерации, к товарам, в отношении которых применяются запреты и ограничения.
В 2015 году таможенными органами был обеспечен высокий уровень проведения в
Российской Федерации выставочных мероприятий, наиболее крупными из которых
являлись Международный военно-морской салон «МВМС-2015» (Санкт-Петербург),
Международный авиационно-космический салон «МАКС – 2015» (г. Жуковский),
Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская
выставка вооружения. Нижний Тагил – 2015» (г. Нижний Тагил).
Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности
Одним из важных инструментов защиты интересов правообладателей является
таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – таможенный
реестр), который ведется ФТС России на основании заявлений обладателей
исключительных прав.
На конец 2015 года в таможенном реестре содержатся 3 860 объектов
интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским
компаниям, в том числе 3 824 товарных знака, 31 объект авторского права, 5
наименований мест происхождения товаров.
Динамика процесса внесения объектов интеллектуальной собственности в
таможенный реестр в 2004 – 2015 годах
В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки,
кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.
Таможенными органами в 2015 году было возбуждено 1 040 дел об АП (в 2014 году –
1 270 дел об АП) в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Из них 1
011 дел об АП (в 2014 году – 1 234 дела об АП) – по статье 14.10 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)
(незаконное использование товарного знака) и 29 дел об АП (в 2014 году – 36 дел
об АП) по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
В 2015 году таможенными органами выявлено более 18,1 млн. единиц контрафактной
продукции (в 2014 году – более 9,5 млн. единиц контрафактной продукции).
В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав
интеллектуальной собственности таможенными органами
в 2015 году предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям
объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 3,9 млрд. рублей
(в 2014 году – более 2,4 млрд. рублей).
Предметами правонарушений чаще всего являются укупорочные изделия, одежда,
обувь, алкогольная продукция, минеральные воды и соки, автозапчасти.
Валютный контроль
Важным направлением деятельности ФТС России в 2015 году оставалась работа по
противодействию незаконному выводу денежных средств за рубеж,
а также по исполнению требований 32-й Рекомендации Группы разработки финансовых
мер борьбы с отмыванием денег.
За 2015 год таможенными органами проведено около 4,5 тысяч проверок соблюдения
участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов
органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено и передано на
рассмотрение в Росфиннадзор более 5 тысяч дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ
(нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования) на сумму 180 млрд. рублей. Значительную часть
выявленных таможенными органами нарушений по статье 15.25 КоАП РФ (63%)
составляют нарушения проведения валютных операций (части 4 и 5 статьи 15.25 КоАП
РФ).
В целях противодействия схеме незаконного вывода денежных средств из Российской
Федерации путем оплаты ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, не
облагаемых таможенными пошлинами и налогами, по намеренно завышенным ценам
(наибольшее распространение получила в регионе деятельности Калининградской
областной таможни) ФТС России подготовлены предложения по внесению изменений в
действующее законодательство Российской Федерации, направленные на
противодействие валютным операциям по мнимым (притворным) сделкам.
До законодательного урегулирования проблемы ФТС России совместно с Банком России
создана автоматизированная технология взаимодействия, предусматривающая передачу
ФТС России на регулярной основе Банку России информации о таможенном
декларировании товаров с признаками завышения контрактных цен. Данная технология
применяется в целях противодействия переводу соответствующих денежных средств в
пользу нерезидентов на основании полномочий уполномоченных банков об отказе
резиденту в осуществлении соответствующих финансовых операций, предусмотренных
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
За 2015 год в Банк России направлено около 70 писем ФТС России с информацией о
более 600 ДТ с признаками завышения цены. В ДТ содержатся сведения о более чем
250 резидентах, ввозивших на территорию Российской Федерации товары с признаками
завышения цены.
По информации Банка России, предпринятый комплекс мер позволил кредитным
организациям предотвратить перевод денежных средств за товары, ввезенные в
Российскую Федерацию по искусственно завышенным ценам, на сумму более 2,5 млрд.
долларов США, а также значительно сократить случаи в 2015 году использования
указанной схемы (с 679 ДТ с признаками завышения стоимости до 37 к концу 2015
года).
ФТС России разработан и подписан план межведомственного взаимодействия ФТС
России, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и Банка России, предусматривающий
выполнение комплекса мер, направленных на противодействие деятельности лиц,
проводящих сомнительные финансовые операции.
Продолжена работа таможенных органов по противодействию легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при
трансграничном перемещении физическими лицами наличных денежных средств и (или)
денежных инструментов.
В целях пресечения теневого оборота денежных средств и возможной легализации
крупных сумм наличной валюты, полученной преступным путем, перемещаемых так
называемыми «курьерами наличных», в проект таможенного кодекса ЕАЭС включена
норма, предусматривающая введение требования о представлении физическими лицами
таможенным органам документов, подтверждающих происхождение денежных средств, в
случаях, определяемых ЕЭК.
Подписано Соглашение между Федеральной таможенной службой и Таможенной службой
при Правительстве Республики Таджикистан от 4 июня 2015 года, реализация
которого позволила оперативно осуществлять сопоставительный анализ перемещения
физическими лицами крупных сумм наличных денежных средств через границы
указанных государств, а также более эффективно выявлять случаи их перемещения
«курьерами наличных».
ФТС России совместно с Росфинмониторингом 19 октября 2015 года подписан Протокол
к Соглашению об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной
службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20 апреля 2007 г. №
01-08/12/01-1-13/1, расширяющий перечень информации о перемещении через
таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов,
передаваемой ФТС России в Росфинмониторинг. Расширение перечня передаваемой
информации позволило усилить контроль за перемещением через таможенную границу
ЕАЭС указанных ценностей физическими лицами.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|