Внедрение новых информационных таможенных технологий, в том числе в морских портах, является одним из основных направлений совершенствования системы таможенных органов Российской Федерации.
При этом ФТС России уделяет повышенное внимание развитию Интернет-технологий представления участниками ВЭД юридически значимой информации.
Согласно пункту 4 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов. В соответствии с пунктом 5 данной статьи формы таможенных документов определяются решением Комиссии таможенного союза. В настоящее время порядок представления таможенному органу документов, обязательных к представлению при международной перевозке морским транспортом, в электронном виде не установлен.
В 2010-2012 гг. ФТС России планируется организация и проведение работ по расширению применения web-технологий в отношении представления декларантами юридически значимых сведений в таможенные органы в электронной форме с использованием электронно-цифровой подписи для целей совершения таможенных операций (электронное декларирование), а также создание и ввод в опытную эксплуатацию специализированных программных средств, реализующих данную технологию.
В тоже время, по мнению ФТС России, вопрос применения электронного документооборота при международных морских перевозках должен решаться с учетом позиции других государственных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в морских пунктах пропуска, и связан, в том числе, с необходимостью реализации механизма информационного взаимодействия между этими органами в рамках единой технологии обработки грузов в морском порту.
Указанные работы ведутся в России в рамках реализации Концепции создания Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (МИАИС), в которых ФТС России принимает участие в качестве заинтересованного федерального органа исполнительной власти.
В случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, перевозчик обязан представить предварительную информацию о товарах (пункт 2 статьи 158 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Предварительная информация о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, представляется таможенным органам в электронном виде в соответствии с форматами, утвержденными ФТС России.
Для создания условий участникам ВЭД по представлению таможенным органам предварительной информации ФТС России публикует на информационных ресурсах общего пользования требования к спецификациям информационного взаимодействия и альбомы форматов электронных форм документов для возможности разработки собственных программных средств представления предварительной информации.
Для обеспечения программной поддержки в соответствии с мировой практикой ФТС России создан Интернет-портал по представлению предварительной информации. Создание портала позволило расширить применение информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на территорию Российской Федерации, и привлечь к использованию этой технологии всех категорий заинтересованных лиц. Первая очередь Интернет-портала ориентирована на представления предварительной информации в отношении товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным видами транспорта. В отношении морского транспорта ФТС России в настоящее время прорабатывает возможность расширения функций портала.
ФТС России также проводит работу по совершенствованию технологии осуществления таможенного контроля в морских пунктах пропуска и ускорение осуществления таможенных операций с судами и товарами в морских (речных) портах.
ФТС России разработано положение о совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля морских (речных) судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами (далее – проект положения).
В проекте положения заложена возможность выборочного участия должностного лица таможенного органа в работе государственной комиссии на борту судна. Должностные лица таможенного органа не совершают таможенные операции и таможенный контроль на борту судна при наличии предварительной информации и при соблюдении определенных условий, основным из которых является отсутствие необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) судов. В данном случае должностное лицо таможенного органа осуществляет исключительно документальный контроль прибытия (убытия) как самого судна, так и перевозимых на его борту товаров.
Кроме того, в проекте положения предусмотрено совмещение контрольных и грузовых операций для судов и перемещаемых на них товаров.
Если представлены все необходимые для таможенного контроля судна и товаров документы и сведения и отсутствуют признаки нарушения таможенного законодательства, уполномоченное должностное лицо разрешает выгрузку товаров с борта судна (транспортных средств, находящихся на паромах и судах типа «ро-ро»).
Подписание проекта положения планируется после вступления в силу проекта федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», направленного на реализацию положений Таможенного кодекса Таможенного союза.
Динамичное развитие международной торговли Российской Федерации с зарубежными партнерами, и в первую очередь со странами-членами ЕС, зависит также от пропускной способности пунктов пропуска, которая в морских (речных) портах, в свою очередь, зависит от следующих факторов:
- уровня развития инфраструктуры;
- организации деятельности экспедиторов и стивидорных компаний;
- наличия подъездных путей;
- организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска.
Следует отметить, что возможности морских портов по дальнейшему наращиванию объемов перевозок, в том числе и контейнерных, практически исчерпаны. В основном это обусловлено расположением морских портов в пределах населенных пунктов, отсутствием перспектив расширения их территорий с целью создания терминалов для хранения импортных грузов.
В связи с этим ФТС России было предложено ввести институт «сухих» портов, по сути являющихся терминалами, расположенными на некотором удалении от самого морского (речного) пункта пропуска, но позволяющими осуществлять временное хранение и перевалку значительного количества товаров, в частности контейнеров. При этом на территории морского (речного) порта будут производится только операции по разгрузке/перегрузке товаров с морских судов, а остальные операции будут осуществляться на территории «сухих» портов.
Первым этапом по реализации технологии «сухого» порта стала разработка и принятие Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утвержденного приказом ФТС России от 18 марта 2010 г. № 510.
В рамках установленного порядка предлагается понимать под «сухим» портом совокупность склада временного хранения (СВХ), иных зданий, строений, сооружений, автомобильных и (или) железнодорожных путей и иных объектов, расположенных за пределами территории морского (речного) порта, связанных между собой и с морским (речным) портом единым технологическим процессом, предназначенных для совершения грузовых операций с товарами и их временного хранения под таможенным контролем, оснащенных электронной информационной системой, при этом оператор морского терминала (стивидор) должен являться владельцем внутреннего контейнерного терминала или между оператором морского терминала и владельцем СВХ должен быть заключен договор об оказании услуг по временному хранению товаров.
Под электронной информационной системой понимается система, которая будет использоваться операторами морских терминалов (стивидорами) в целях автоматизированного учета товаров в морском порту и внутреннем контейнерном терминале, совместимая с программными средствами, разрешенными для использования таможенными органами, и обеспечивающая возможность доступа таможенного органа к содержащейся в ней информации и обработки этой информации в режиме реального времени.
Для обеспечения жизнедеятельности «сухих» портов в Порядок были внесены некоторые упрощения по отношению к действующему порядку перемещения товаров после их разгрузки/перегрузки с морских (речных) судов с территории морского терминала на территорию внутреннего терминала, где будет осуществляться их временное хранение и совершение таможенных операций.
Эти упрощения предусматривают:
- возможность представления перевозчиком либо иным лицом, которому будет выдаваться разрешение на транзит, сокращенного перечня сведений, а именно только тех сведений, которые содержатся в документах, подтверждающих заключение договора морской перевозки;
- использование в качестве транзитной декларации транспортных документов, оформляемых на плечо этой перевозки.
Разрабатываемые ФТС России меры направлены на повышение эффективности работы морских портов и увеличение внешнеторгового оборота товаров, перемещаемых морским транспортом.
Статья заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Ларисы Коршуновой в журнале «Морские Порты» №8 от 19 ноября 2010 г. «Информационная система для контролирующих органов»