Федеральной таможенной службой проведена разработка прототипа единой
платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных
лиц в морских пунктах пропуска, задачей которой является создание общих
принципов информационного взаимодействия государственных органов и всех
заинтересованных участников бизнес-процессов в морских портах. Целью создания
портала является совершенствование взаимодействия между государственными
контрольными органами, морским портом и участниками внешнеэкономической
деятельности путём создания единого информационного поля на основе
WEB-технологий.
В феврале в Новороссийской таможне на базе Новороссийского юго-восточного
таможенного поста стартовало тестирование прототипа портала «Морской порт». Этот
проект начал свое действие в пяти морских пунктах пропуска на объектах пилотной
зоны (в Дальневосточном таможенном управлении (г. Владивосток, морской порт
«Владивосток», таможенный пост «Морской порт Владивосток» Владивостокской
таможни; г. Находка, морской порт «Восточный», таможенный пост «Восточный»
Находкинской таможни), в Северо-Западном таможенном управлении (г. Калининград,
морской порт «Калининградский морской порт», таможенный пост «Морской порт
Калининград им. Н.С. Хазова» Калининградской таможни; посёлок Усть-Луга ОАО
«Лесной Терминал «Фактор» Кингисеппский район Ленинградской области, морской
порт «Усть-Луга», таможенный пост «Усть-Лужский таможенный пост» Кингисеппской
таможни) и в Южном таможенном управлении).
После проведения организационной работы по привлечению участников проекта:
государственных контролирующих органов и заинтересованных лиц первое судовое
дело и обработка предварительной информации о товарах (ПИТ1) и о судозаходах
(ПИТ2) были обработаны 18 февраля 2014 года.
Прототип портала «Морской порт» является связующим звеном между всеми
участниками логистического процесса в морском порту (операторами портовых
терминалов, декларантами, перевозчиками, государственными контролирующими
органами). Работа портала позволяет обеспечить непрерывность логистического
процесса и оптимизировать совершение операций, что приведёт к сокращению сроков
нахождения товаров в морском порту.
Таким образом, единое информационное пространство при перевозке товаров морским
транспортом обеспечит взаимодействие между всеми участниками перевозочного
процесса в морских пунктах пропуска, увеличит эффективность государственного
контроля, осуществляемого в области морских перевозок, аккумулирует информацию
из различных источников (ГКО, перевозчики, администрация порта и т.п.), ускорит
процессы оформления за счёт предварительного информирования и отсутствия
предоставления информации каждому заинтересованному лицу (принцип «Одного
окна»).
Объектом автоматизации при создании КПС «Прототип Портала морской порт» являются
процессы информационного взаимодействия между участниками морских перевозок для
перемещения товаров через российский участок границы Таможенного союза.
По состоянию на 14 мая 2014 года отделом специальных таможенных процедур
Новороссийского юго-восточного таможенного поста в КПС «Прототип портала морской
порт» создано 116 судовых дел. Проконтролировано и принято решений в отношении
морских судов различных типов: «сухогруз», «Ро-Ро», «контейнеровоз», «танкер»;
осуществлялось взаимодействие с государственными контролирующими органами
(Государственная Пограничная Служба, Россельхознадзор, Росветнадзор,
Росавтодорнадзор, Администрация морского порта Новороссийск) по вопросам
предоставления необходимых документов. Программное средство позволяет
прикреплять документы как в отсканированном, так и в формализованном виде со
стороны заинтересованных лиц, осуществлять обмен сообщениями. При этом
предоставляемые документы и данные о принятии тех или иных решений становятся
мгновенно видимыми всем участникам процесса. Так, например, можно договориться
между государственными контролирующими органами о необходимости присутствия в
государственной комиссии, а также о времени проведения госкомиссии и её
участниках. Предварительная информация подаётся как минимум за одни сутки до
прибытия морского судна в порт.
Работа с программным продуктом позволяет принимать решения о выгрузке товаров с
борта морского судна до прихода судна в порт, указывать участникам процесса на
необходимость заблаговременного предоставления тех или иных разрешительных
документов, что позволяет в свою очередь сократить время оформления морских
судов в порту и исключить какие-либо задержки, что в свою очередь позволит
уменьшить время таможенного оформления товаров.
Среди выявленных в ходе проведения эксперимента преимуществ можно отметить
следующие:
- все операции, в том числе и иные виды контроля, происходят в одном программном
средстве;
- возможный уход от бумажных носителей;
- автоматическое ведение журналов;
- взаимодействие с ГКО и заинтересованными лицами он-лайн;
- при интеграции с ЕАИС таможенных органов возможно проведение он-лайн
мониторинга процессов оформления, разгрузки/погрузки морских судов в морском
порту;
- сокращение времени простоя морского судна в порту за счёт обработки
предварительной информации;
- участнику ВЭД не нужно подавать одни и те же документы каждому ГКО – документы
подаются один раз, принцип «одного окна»;
- ведение единой базы данных.
Прототип портала «Морской порт» - чрезвычайно важный проект, который
поспособствует повышению конкурентоспособности и работоспособности морских
портов России, оптимизации всех процессов оформления. Таможенники уверены, что
работа по формированию единого информационного пространства с целью оптимизации
процессов прохождения контрольных мероприятий и обработки товаров в морских
портах поможет решению многих вопросов и станет необходимым шагом в деле
повышения привлекательности морских портов России.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter