1. Более семи триллионов в федеральный бюджет.
По состоянию на 31 декабря 2014 года
сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по
доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической
деятельности, составила 7100,6 млрд рублей.
Это превышает сумму денежных средств,
перечисленных ФТС России в 2013 году (6564,56 млрд рублей), более чем на
535,3 млрд рублей или на 8,1%.
Сбор таможенных платежей был обеспечен
благодаря системной целенаправленной работе Федеральной таможенной
службы, в том числе, за счет эффективно организованного и постоянно
совершенствующегося администрирования таможенных платежей. Кроме того,
результат стал возможным благодаря развитию информационных технологий,
оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм
контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной
деятельностью.
2. На пути к электронной таможне.
ФТС России последовательно проводит
реформы в области таможенного администрирования, внедряет передовые
информационные технологии, оптимизирует таможенные операции. Эта работа
проводится в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до
2020 года, с учетом реализации дорожных карт «Совершенствование
таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных
стран и поддержка экспорта».
ФТС России – одна из первых федеральных служб, которая начала осуществлять через Интернет основной блок работы с бизнесом.
В 2014 году электронную форму
декларирования применяли 99,6% участников внешнеэкономической
деятельности, а объем электронного декларирования составил 99,88% всего
декларационного массива. Это стало результатом введения с 1 января 2014
года электронной формы таможенного декларирования как обязательной.
В ходе проведенных социологических
опросов представители бизнеса оценили портал электронного представления
сведений, предложенный ФТС России и доступный на официальном сайте ФТС
России (www.customs.ru), как простой, удобный в использовании и наименее
затратный способ декларирования. Портал позволяет участникам
внешнеэкономической деятельности бесплатно формировать декларации в
электронной форме и отправлять их в таможенные органы через Интернет, он
освобождает декларантов от использования специального программного
обеспечения, не требует какой-либо предварительной подготовки, кроме
получения электронной подписи. Вся информация в любое время суток может
быть отправлена в таможенный орган из офиса или из дома.
Электронное декларирование стало основой
для дальнейшего преобразования таможенной сферы на основе
информационных технологий, внедрения технологии автоматической
регистрации декларации на товары и технологии «удаленного выпуска
товаров».
Первую электронную таможенную декларацию
зарегистрировали автоматически 8 мая 2014 года на Каширском таможенном
посту Московской областной таможни. В автоматическом режиме пока
регистрируются только декларации на экспортируемые товары. Электронные
декларации автоматически регистрировались на таможенных постах всех
региональных таможенных управлений, а также Шереметьевской,
Домодедовской и Центральной энергетической таможен. К концу 2014 года
более 30 тысяч деклараций на товары были зарегистрированы автоматически.
ФТС России обеспечила декларантам
возможность подать таможенную декларацию на товары в виде электронного
документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от
местонахождения декларируемых товаров («удаленный выпуск товаров»).
Декларирование товаров по технологии удаленного выпуска применяется на
всех 27 центрах электронного декларирования (ЦЭД), которые
взаимодействуют с таможенными подразделениями на таможенно-логистических
терминалах.
На сегодняшний день декларирование
товаров с использованием технологии удаленного выпуска применяется на
всей территории Российской Федерации:
– на всех таможенных постах – центрах
электронного декларирования во взаимодействии со всеми таможенными
постами, расположенными в регионе деятельности регионального таможенного
управления, в котором находится ЦЭД;
– во всех ЦЭД во взаимодействии со всеми таможенными постами, расположенными на таможенно-логистических терминалах;
– на отдельных таможенных постах,
совершающих таможенные операции в отношении товаров, классифицируемых в
подсубпозициях «для промышленной сборки моторных транспортных средств»;
– на таможенных постах, на базе которых планируется создание ЦЭД.
Удаленный выпуск позволяет бизнесу оптимизировать логистику поставок и снизить непроизводственные затраты.
С 12 ноября 2014 года декларант получил
возможность пользоваться виртуальным пространством, специально
выделяемым для него в Единой автоматизированной информационной системе
таможенных органов. Электронный архив предназначен для представления и
хранения электронных документов, на основании которых заполняется
электронная декларация. Он позволяет обеспечить электронный обмен
информацией не только на этапе таможенного декларирования и выпуска
товаров, но и после выпуска товаров, а также при осуществлении в
отношении них таможенного контроля. На всех этапах таможенного контроля
таможенные органы также могут обращаться к электронному архиву, а не к
самому декларанту. Однократное представление в архив декларанта
электронного документа делает возможным его неоднократное использование
декларантом в любых таможенных органах, даже находящихся в различных
регионах страны. Тем самым электронный архив позволяет ускорить
совершение последующих таможенных операций.
В планах таможенных органов – введение автоматического выпуска товаров отдельных категорий.
3. Межведомственное электронное взаимодействие упростило работу с разрешительными документами.
В 2014 году ФТС России продолжила работу
по организации электронного взаимодействия с федеральными органами
исполнительной власти, а также с Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации.
Межведомственное электронное
взаимодействие исключает необходимость представления декларантом
разрешительных документов, требуемых при перемещении товаров через
таможенную границу Таможенного союза. Информация о документах
(сведениях) поступает в таможенные органы непосредственно от федеральных
органов исполнительной власти не позднее, чем на следующий рабочий день
после принятия решения о выдаче документа заинтересованному лицу.
Благодаря межведомственному электронному взаимодействию декларант
предоставляет таможенному органу меньше документов, кроме того
сокращаются сроки совершения таможенных операций в пунктах пропуска и
реализуется принцип «единого окна».
ФТС России при решении задачи по
сокращению представления участниками ВЭД документов, необходимых при
декларировании товаров, предложила органам государственной власти
воплотить новаторские технологические решения, ранее применяемые для
реализации только государственных услуг, - технологические карты
межведомственного взаимодействия (ТКМВ). ТКМВ представляет собой
унифицированный и стандартизированный электронный документ, в котором
определены состав, структура и формат передачи документов и сведений,
необходимых для проведения таможенного контроля, а также сроки
технической реализации электронного межведомственного взаимодействия. В
качестве технической инфраструктуры используется система
межведомственного электронного взаимодействия, с помощью которой также
обеспечивается юридическая значимость передаваемых сведений.
Всего ФТС России разработала 45 ТКМВ, из
них 44 ТКМВ – с 32 государственными органами, а также одна ТКМВ – с
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. В целях технической
реализации ТКМВ ведомствами были разработаны электронные сервисы СМЭВ.
По состоянию на 1 декабря 2014 года для передачи в ФТС России
электронных сведений в продуктивной среде СМЭВ были зарегистрированы 32
электронных сервиса 25 федеральных органов исполнительной власти.
ФТС России совместно с Ространснадзором,
Роспотребназдором, Росавтодором и Россельхознадзором провела работу по
передаче полномочий по осуществлению отдельных видов государственного
контроля таможенным органам, в результате которой между указанными
ведомствами был налажен информационный обмен. ФТС России провела
комплексную модернизацию программных средств, используемых при этом.
Модернизированная версия программных средств автоматизирует действия
должностных лиц таможенных органов при проведении транспортного,
ветеринарного, санитарно-карантинного и карантинного фитосанитарного
контроля во всех автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации.
Текущая практика межведомственного
электронного взаимодействия демонстрирует динамичный характер процесса
информационного взаимодействия, в ходе которого выявляется потребность в
расширении числа ведомств – участников информационного обмена. Исходя
из потребностей информационного обеспечения осуществления
государственных функций, выявлена необходимость разработки ТКМВ с
Росалкогольрегулированием, Росморречфлотом, ФНС России, а также
доработки ТКМВ с Росаккредитацией.
4. Расширена практика предварительного информирования о ввозимых товарах.
С 1 октября 2014 года введено
обязательное предварительное информирование в отношении товаров,
перемещаемых железнодорожным транспортом. Наличие предварительной
информации – условие ввоза таких товаров.
Между ФТС России и ОАО «РЖД» была
достигнута договоренность о разработке ОАО «РЖД» программного средства,
обеспечивающего прием предварительной информации через портал ОАО «РЖД» с
последующей передачей полученных сведений в информационную систему ФТС
России.
Анализ предварительной информации на
всех уровнях таможенной системы осуществляется с использованием
информационно-программных средств Единой автоматизированной
информационной системы таможенных органов. Они позволяют в режиме
реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей
предварительной информации на предмет соответствия критериям, задаваемым
должностными лицами, осуществляющими анализ. Предварительная информация
используется для автоматизации процессов таможенного контроля и для
целей применения системы управления рисками.
Внедрение обязательного предварительного
информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, стало
вторым этапом внедрения в нашей стране практики предварительного
информирования, положительно зарекомендовавшей себя за рубежом. Ранее
оно было введено для товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, и
имело позитивный эффект для ускорения процедур в автомобильных пунктах
пропуска через государственную границу.
ФТС России проводит подготовительную
работу по введению обязательного предварительного информирования и в
отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским видами транспорта.
Наличие предварительной информации
позволяет таможенному органу принимать решения о документальном контроле
судна, о выгрузке (запрете выгрузки) товаров, до прибытия судна
выявлять товары, подлежащие санитарно-карантинному, карантинному
фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору, определять товары,
подлежащие таможенному осмотру с применением мобильных
инспекционно-досмотровых комплексов и радиационному контролю, а также
заблаговременно информировать оператора морского терминала о
необходимости выставления контейнеров с товарами при их выгрузке в место
проведения таможенного контроля.
Согласно проведенному мониторингу,
среднее время совершения операций непосредственно на борту судна
составляет 96 минут, а при документальном контроле, без выхода на борт, –
35 минут, предварительное информирование уменьшает время оформления
одного судна практически в 9 раз для судов с грузом и более чем в 20 раз
– для судов без груза.
В технологических процессах обработки
грузов в морских портах участвуют: государственные контролирующие
органы, перевозчики, организации, осуществляющие погрузо-разгрузочные
операции в порту, администрации порта и иные заинтересованные лица. В
связи с этим ФТС России провела научно-исследовательскую разработку
общих принципов информационного взаимодействия между всеми
заинтересованными участниками бизнес-процессов, в результате которой
была разработана единая платформа информационного взаимодействия –
прототип портала «Морской порт».
Прототип портала «Морской порт» прошел
экспериментальное использование в пяти крупных морских портах:
Восточный, Владивосток, Усть-Лужский, Калининград им. Н.С. Хазова,
Новороссийский юго-восточный. В результате сроки нахождения товаров в
порту сократились.
Бизнес-сообществом независимо от
таможенных органов в апреле 2014 года проводился хронометраж времени
совершения таможенных операций в отношении товаров, прибывших в
контейнере. В результате проведенного хронометража установлено, что с
момента регистрации декларации на товары таможенным органом до момента
выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой - в
данном случае - «выпуск для внутреннего потребления») временные затраты
составили – 2 часа 7 минут. При этом операции по выгрузке контейнера
заняли 5 часов 26 минут, а с момента отправки уведомления таможенного
органа о выдаче товаров со склада временного хранения до момента вывоза
контейнера с территории терминала временные затраты составили более 21
часа.
ФТС России обеспечивает реализацию
пилотного проекта по внедрению в Российской Федерации международного
стандарта оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок
(e-Freight).
На принципах государственно-частного
партнерства в пилотном проекте участвуют: ОАО «Аэрофлот», ООО
«Авиакомпания ЭйрБриджКарго», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»,
ОАО «Аэропорт Толмачево», ООО «Аэропорт Емельяново», ЗАО «Домодедово
Карго», ЗАО «Грузовой терминал Пулково», ООО «ТрансИнфоТех», ООО «Центр
Гражданской авиации», компании Люксембурга, Германии и Южной Кореи.
ООО «Центр Гражданской авиации»
разрабатывает и координирует поэтапное внедрение e-Freight: транзит,
трансфер, импорт, экспорт для обычного груза, перевозки грузов
специальных категорий и внутренние перевозки грузов.
В настоящее время разрабатывается проект
правового акта ФТС России, определяющий порядок действий должностных
лиц таможенных органов при перемещении товаров воздушным видом
транспорта.
Ведется подготовительная работа со
специалистами Минсельхоза России, Ространснадзора, Роспотребнадзора,
Россельхознадзора по уточнению необходимых условий выполнения
авиационной перевозки специальных категорий груза и формированию
рабочего плана мероприятий для реализации тестовых грузовых авиационных
отправок специальных категорий грузов в обеспечении выполнения
согласованного плана-графика.
Для обеспечения полного отказа от
бумажных документов ООО «Центр Гражданской авиации» совместно с
авиакомпаниями, ФНС России и ФТС России разработало схему электронного
взаимодействия авиакомпаний, налоговых и таможенных органов в целях
подтверждения обоснованности применения ставки 0% НДС при реализации
услуг по международной авиационной грузовой перевозке.
5. Совершенствование порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей.
ФТС России провела масштабную работу по
совершенствованию порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных
платежей. Успешно применяются такие технологии, как уплата таможенных
платежей с использованием таможенных платежных карт, удаленная уплата,
позволяющие осуществлять уплату таможенных платежей в режиме реального
времени. Благодаря этому стало возможным значительно сократить время
совершения таможенных операций, а также осуществлять выпуск товаров до
момента фактического поступления денежных средств на счета таможенных
органов.
ФТС России успешно протестирована
технология удаленной уплаты таможенных платежей и произведено
полномасштабное внедрение механизмов удаленной уплаты таможенных
платежей во всех таможенных органах Российской Федерации.
Задача по автоматизации процесса
предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов достигнута
путем внедрения автоматизированной системы по учету обеспечения уплаты
таможенных пошлин, налогов во всех таможенных органах. В таможенных
органах обеспечен централизованный учет на уровне ФТС России всего
обеспечения, принятого таможенными органами.
Готовится к изданию федеральный закон,
которым будет обеспечена возможность внесения денежного залога и
предоставления банковских гарантий в электронном виде, а также
реализация информационного обмена сведениями о таких банковских
гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями и
страховыми организациями, обладающими правом выдачи банковских гарантий
уплаты таможенных пошлин, налогов.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон №◦311-ФЗ, предусматривающие:
– внесение также и денежного залога с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы или банкоматы;
– определение в качестве единого
документа, выдаваемого таможенным органом в подтверждение принятия
обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указываются
суммы принятого обеспечения, таможенной расписки, которая заменит
таможенный приходный ордер, выдаваемый в подтверждение принятия
банковской гарантии, поручительства и залога имущества;
– возможность оформления таможенной расписки как в письменной, так и в электронной форме;
– при возврате (зачете) денежного залога
и при его использовании для уплаты таможенных платежей исключение
требования о представлении в таможенный орган оригинала таможенной
расписки в целях упрощения процедуры возврата (зачета) денежного залога;
– установление возможности
предоставления в таможенные органы банковских гарантий, оформленных в
виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
– предоставление возможности вместо
возврата банковской гарантии направления гаранту письма в форме
электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной
электронной подписью таможенного органа, об освобождении гаранта от его
обязательств по банковской гарантии. Это позволит сократить сроки на
освобождение гарантов от их обязательств, а также предоставит
возможность гарантам оперативно выдавать новые банковские гарантии для
их предоставления в таможенные органы.
ФТС России совместно с Федеральным
казначейством организовала работу, направленную на ускорение сроков
поступления информации об уплате и перечислении денежных средств.
Фактически уже сегодня созданы условия, при которых у бизнеса
отсутствует необходимость авансировать таможенные платежи. Информация об
уплате и перечислении денежных средств поступает в таможенные органы в
электронном виде. Сроки доведения до таможен информации о поступлении
денежных средств сокращены до 2 часов.
Обеспечено наличие в таможенных органах
информации о предоставленном генеральном обеспечении уплаты таможенных
пошлин и налогов, а также обеспечена возможность использования
генерального обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенного в
таможенный орган, в любом другом таможенном органе.
6. Развитие системы управления рисками.
ФТС России в 2014 году продолжила работу
по совершенствованию применяемого субъектно-ориентированного подхода в
рамках применения системы управления рисками (далее – СУР) на основе
отраслевого и автоматического категорирования участников
внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД).
Реализация данного инструмента позволяет
отнести отдельных лиц к категории низкого уровня риска нарушения
таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства
Российской Федерации о таможенном деле и дифференцированно применять к
перемещаемым ими товарам меры по минимизации рисков в целях снижения
степени проведения таможенного контроля при таможенном декларировании.
В настоящее время применение отраслевого
подхода реализовано соответствующими приказами ФТС России,
регламентирующими порядок действий должностных лиц таможенных органов по
сбору, обработке и анализу информации для следующих категорий лиц:
– промышленные предприятия (приказ ФТС России от 04.02.2013 № 202);
– автопроизводители (приказ ФТС России от 26.09.2011 № 1945);
– лица, осуществляющие ввоз мясной продукции (приказ ФТС России от 02.04.2013 № 626);
– лица, осуществляющие ввоз рыбной продукции (приказ ФТС России от 26.06.2013 № 1179).
В перечень организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на основании отраслевого подхода, включено 333 организации.
Также в рамках внедрения
субъектно-ориентированного подхода к применению СУР ведется работа по
автоматическому формированию перечня участников ВЭД, деятельность
которых характеризуется низким уровнем риска, вне зависимости от
категории перемещаемых ими товаров.
В настоящее время сформирован перечень,
состоящий из 40 критериев, характеризующих участников ВЭД, которые
охватывают значительный спектр деятельности организации и учитывают как
положительные, так и негативные аспекты, характеризующие таможенную
историю участника ВЭД, такие как общий период осуществления
внешнеэкономической деятельности, объемы ввезенных товаров, динамику
изменения стоимостных и весовых индексов, наличие либо отсутствие
административных правонарушений.
При данном подходе категорирование
участников ВЭД осуществляется на основе критериев, которые
рассчитываются ежеквартально в автоматическом режиме штатными
программными средствами таможенных органов с использованием
информационных ресурсов ФТС России и ФНС России, Банка России,
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании алгоритмов
расчета сформированных критериев.
Расчет итоговой оценки и последующее
присвоение категории низкого уровня риска осуществляется на основе
значений всех критериев, характеризующих участника ВЭД.
В результате анализа информации к
категории низкого уровня риска отнесено более 2 тысяч участников ВЭД, на
долю которых при импорте товаров приходится порядка 42% от общего
количества таможенных деклараций и более 55% от суммы уплаченных
таможенных платежей.
Таможенными органами на регулярной
основе проводится мониторинг результатов совершения таможенных операций
лицами, отнесенными к категории низкого уровня риска, для выявления
возможных негативных тенденций, связанных с возникновением риска
нарушения таможенного законодательства, и принятия мер по обеспечению
достаточного уровня таможенного контроля.
В целом внедрение
субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР способствовало ускорению
проведения таможенного контроля и сокращению времени совершения
таможенных операций на этапе таможенного декларирования для
добропорядочных компаний.
Для данной категории лиц внедрение
субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР позволило сократить долю
партий перемещаемых товаров, в отношении которых проводился таможенный
досмотр, в 10 раз, таможенной экспертизы – в 1,7 раза, запроса
дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, – в 9,5
раза.
7. Перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Федеральная таможенная служба продолжила реализацию Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г.
Подразделениями таможенного контроля
после выпуска товаров за 11 месяцев 2014 года проведено 5706 проверочных
мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных
предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 3586.
По результатам проверочных мероприятий
доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 6,5
млрд руб., взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 2,6
млрд руб., возбуждено 2267 дел об административных правонарушениях и 157
уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 853,6 млн
руб., взыскано 104,1 млн руб.
Проведено 684 таможенных проверки,
направленных на профилактику, по результатам которых доначислено
таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 788,5 млн
рублей, из них взыскано 264,4 млн рублей, возбуждено 208 дел об
административных правонарушениях, возбуждено 19 уголовных дел.
Во взаимодействии с налоговыми и иными
контролирующими органами проведено 650 проверочных мероприятий. По их
результатам доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов 1465 млн
руб., взыскано 158 млн руб., возбуждено 296 дел об административных
правонарушениях и 30 уголовных дел.
По материалам, направленным в налоговые
органы, налоговыми органами доначислено 333 млн руб., отказано в
возмещении НДС на сумму 23,9 млн руб. По материалам, направленным в иные
органы, доначислено 455,5 млн руб.
Региональными таможенными управлениями и
таможнями непосредственного подчинения на основе информации
подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и
утверждено 222 профиля рисков (2 общероссийских, 20 региональных, 72
зональных и 128 целевых), предусматривающих применение таможенными
органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов
таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе
индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.
В результате применения мер по
минимизации рисков с начала 2014 года таможенными органами доначислено и
взыскано таможенных платежей на сумму более 70 млн руб., возбуждено 52
дела об АП, принято 28 решений о запрете на ввоз товаров, отказано в
выпуске по 18 декларациям на товары.
Осуществляется переход от «тотального»
таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному
контролю после выпуска товаров, направленному в том числе на
профилактику правонарушений.
Решением Объединенной коллегии
таможенных служб государств - членов Таможенного союза в городе Минске
от 17 сентября 2014 года №12/3 утверждены Основные направления работы по
реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа
таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска
товаров в государствах - членах Таможенного союза на 2015- 2020 годы.
В рамках реализации Основных направлений
работа таможенных органов в 2015 году будет направлена на создание
устойчивой системы таможенного контроля, которая позволит обеспечить
полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях
предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации
рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения
законодательства.
8. Работа ФТС России по сокращению количества документов, представляемых участником ВЭД при таможенном декларировании.
В целях улучшения инвестиционного
климата и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской
деятельности в Российской Федерации Федеральной таможенной службой
проводится значительная работа по сокращению количества документов,
представляемых участником внешнеэкономической деятельности при
перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
При условии указания в таможенной
декларации реквизитов документов отменена обязанность участника
внешнеэкономической деятельности представлять в таможенные органы:
– паспорт сделки,
– документ, подтверждающий личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию,
– документ, подтверждающий уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей,
– ряд разрешительных документов,
сведения о которых поступают в таможенные органы из баз данных иных
федеральных органов исполнительной власти посредством системы
межведомственного электронного взаимодействия (например, декларации о
соответствии, акты государственного контроля и оценки стоимости
драгоценных металлов, экспортируемых из Таможенного союза, и тд).
Издан приказ ФТС России от 28.10.2014 №
2092 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном
декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и
не облагаемых вывозными таможенными пошлинами» (действует с 28.12.2014).
Он предусматривает для товаров, помещаемых под таможенную процедуру
экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, отмену
требования о представлении транспортных (перевозочных) документов при
подаче декларации на товары в электронной форме.
Также не требуется представлять бумажную
копию таможенной декларации в уполномоченные банки, так как обеспечена
передача на федеральном уровне в электронном виде информации о
зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку
России и уполномоченным банкам.
В результате проведенных мероприятий
среднее количество документов, требуемых для таможенного декларирования
товаров, с учетом особенностей характера декларируемого товара (т.е. в
зависимости от наименования, кода товара, страны его происхождения,
области применения и т.д.), составляет для импорта – 8, для экспорта –
6.
Минимальное количество документов для
участников внешнеэкономической деятельности, представлявших ранее
необходимые документы и осуществляющих регулярные поставки товаров в
стандартной ситуации, не являющейся рисковой, в том числе отвечающей
условиям исследования Всемирного банка «Doing business» (товар
ввозится/вывозится по типовому договору купли-продажи, без особенностей
перемещения, не попадает под ограничения в связи с применением
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в отношении
данного товара не применяются льготы по уплате таможенных платежей и
т.п.), составляет:
– при импорте – 5;
– при экспорте – 3.
9. Олимпиада прошла – олимпийские технологии остались!
Подготовка к проведению XXII Олимпийских
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи стала значительным
этапом совершенствования технологий таможенного декларирования и
таможенного контроля. Олимпийские технологии, выработанные в преддверии
исторического события и прошедшие проверку на надежность, теперь успешно
применяются при совершении таможенных операций в отношении товаров,
предназначенных для спортивных мероприятий.
Для олимпийских товаров была разработана
специальная таможенная процедура, предусматривающая использование
упрощенного порядка таможенного декларирования. С 26 января 2013 года по
16 марта 2014 года Сочинской таможней было оформлено 1228 «олимпийских»
деклараций. С применением Карнета АТА под таможенную процедуру
временного ввоза было помещено 528 партий товаров. Физические объемы
олимпийских грузов составили более 10 тысяч тонн, их стоимость – более
697 млн долл. США.
В этот период под специальную таможенную
процедуру помещались сборно-разборные конструкции для обустройства и
оснащения объектов инфраструктуры, снаряжение и инвентарь для зимних
видов спорта. В дальнейшем осуществлялся ввоз сценического,
технического, монтажного, телекоммуникационного оборудования,
медикаментов, оборудования для монтажа сцены, рекламной продукции,
сувениров и других грузов.
В период проведения Игр в Сочи оформлено
более 2 тысяч воздушных судов. Ввезено на таможенную территорию почти
115 тысяч единиц мест багажа общим весом свыше 2 тысяч тонн, а также 6
тысяч грузовых мест общим весом более 530 тонн.
В аэропорту Сочи был впервые применен
специально разработанный особый порядок оформления спортивного оружия
участников соревнований. Таможенные операции были совершены в отношении
235 единиц спортивного оружия, что составляет 92% от общего количества
оружия, перемещенного на соревновательный объект «Лаура» для целей
проведения Игр.
Для информирования физических лиц и
участников ВЭД об особенностях совершения таможенных операций, связанных
с перемещением товаров, предназначенных для XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, на Интернет-сайте
ФТС России был создан специальный раздел, в котором в доступной и
понятной форме рассказывалось об условиях применения специальной
таможенной процедуры в отношении «олимпийских» товаров, об особенностях
ввоза-вывоза спортивного оружия и спортивного инвентаря членами
олимпийских сборных, а также таможенных правилах для зрителей,
прибывающих на Игры.
Приобретенный опыт таможенники применили
на российском этапе чемпионата мира FIA Формулы 1 и чемпионата мира по
автомобильным гонкам серии «GP2» и «GP3» при выпуске более 3000 тонн
грузов организаторов и подрядчиков игр, багажа спортивных команд. Для
совершения таможенных операций на Автодроме Сочи была создана временная
зона таможенного контроля, которая разместилась в границах трассы для
проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок. Благодаря этому
сократились сроки выпуска товаров, упростилась логистика доставки и
вывоза оборудования, инвентаря.
10. Обеспечена работа таможенных органов в Крыму и Севастополе.
31 марта 2014 года приказом ФТС России
созданы Крымская и Севастопольская таможни. В кратчайшие сроки в составе
Крымской таможни организованы восемь таможенных постов
(Симферополь-центральный, Ялтинский, Керченский, Феодосийский,
Евпаторийский, Красноперекопский, Джанкойский, Аэропорт-Симферополь), в
структуре Севастопольской таможни – два таможенных поста (Инкерманский,
Бухта Камышовая). Проведена значительная работа по обеспечению кадрового
потенциала таможенных органов, материально-техническому и
информационному оснащению рабочих мест, обучению должностных лиц и
оказанию им методической и практической помощи.
В Республике Крым и городе Севастополе
установлено 12 пунктов пропуска через государственную границу Российской
Федерации (распоряжение Правительства РФ от 05.06.2014 №961-р).
С апреля по ноябрь 2014 года через
автомобильные пункты пропуска Крымской таможни вывезено около 1,5 млн
тонн и ввезено 761 тыс. тонн товаров. По направлению въезда в Крым
перемещено 138,6 тыс. грузовых и 209,1 тыс. легковых транспортных
средств, 7,1 тыс. автобусов, проследовало 961,5 тыс. физических лиц. Из
Крыма выехало 123,3 тыс. грузовых и 203,9 тыс. легковых транспортных
средств, 7,1 тыс. автобусов и проследовало 909,8 тыс. физических лиц. За
семь месяцев через железнодорожные пункты пропуска на территорию Крыма
проследовало на въезд и выезд 955 грузовых поездов и 4 329 пассажирских
поездов. Через морские пункты пропуска в регионе деятельности Крымской
таможни прибыли 800 морских судов и убыло 761 судно. Крымская таможня
оформила около 900 деклараций.
Севастопольской таможней оформлено 375
морских судов, проведен контроль около тысячи иных транспортных средств,
оформлена 931 декларация на товары.
Ключевым направлением деятельности ФТС
России стало содействие скорейшей адаптации участников
внешнеэкономической деятельности Республики Крым и города федерального
значения Севастополя к новым реалиям ведения бизнеса. Был проведен ряд
рабочих совещаний и встреч руководства ФТС России и представителей ее
структурных подразделений с руководством органов исполнительной и
законодательной власти Крыма, а также представителями местного бизнеса.
При участии статс-секретаря – заместителя руководителя ФТС России Т.Н.
Голендеевой и должностных лиц ФТС России 4 июля 2014 года была
организована и проведена конференция «Система таможенного контроля в
Российской Федерации (Крымский регион): настоящее и перспективы».
Сформированы консультативные советы по
работе с участниками внешнеэкономической деятельности при
Севастопольской и Крымской таможнях, первые заседания которых состоялись
в начале июля 2014 года.
На сайте ФТС России создан специальный
раздел «Информация для участников ВЭД Крыма», где заинтересованные лица
могут ознакомиться с таможенным законодательством, рекомендациями
таможенной службы, ответами на часто задаваемые вопросы. Созданы сайты
Крымской и Севастопольской таможен, что также позволило обеспечить
оперативность доведения информации до физических лиц и участников ВЭД.
11. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
По итогам работы за 11 месяцев 2014 года
таможенными органами возбуждено 1 791 уголовное дело. В том числе 463
дела – по статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее –
УК РФ) (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их
прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства,
психотропные вещества или их прекурсоры), 593 дела – по статье 226.1 УК
РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых,
радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей,
взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его
доставки, иного вооружения, иной военной техники), 68 дел – по статье
200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных
инструментов), 476 дел – по статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты
таможенных платежей), 126 дел – по статье 193 УК РФ (уклонение от
исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной
валюте или валюте Российской Федерации), 31 дело – по статье 193.1 УК РФ
(перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской
Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов), 9
дел – по статье 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации
или передача сырья, материалов, оборудования, технологий,
научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание
услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового
поражения, вооружения и военной техники), 19 дел – по статье 173.1 УК РФ
(незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица), 6
дел – по статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для
образования (создания, реорганизации) юридического лица).
По подозрению в совершении преступлений задержано 155 лиц.
Стоимость незаконно перемещенных через
таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу
Российской Федерации товаров, в том числе стратегически важных товаров и
ресурсов (статья 226.1 УК РФ) составила 1,5 млрд. рублей. Сумма
неуплаченных таможенных платежей (статья 194 УК РФ) – около 3 млрд
рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и
валюте Российской Федерации (статья 193 УК РФ) на сумму 39 млрд рублей.
Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской
Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов
(статья 193.1 УК РФ) на сумму свыше 8 млрд рублей. Размер незаконно
перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
(статья 200.1 УК РФ) составил 216 млн рублей.
Из незаконного оборота изъято более 439
кг наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров или
аналогов, что почти на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года, 20 кг сильнодействующих веществ.
В результате принятых мер по
установлению фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и
изобличению виновных лиц подозреваемыми и обвиняемыми в ходе
расследования уголовных дел в федеральный бюджет уплачено таможенных
платежей на сумму более 32 млн рублей.
По итогам работы за девять месяцев 2014
года таможенными органами возбуждено 59 471 дело об административных
правонарушениях. По делам об административных правонарушениях принято
56 809 решений, из них должностными лицами таможенных органов 36 447
решений, судом или иным уполномоченным органом – 20 362 решения.
Назначено наказаний по 54 669 делам об АП на общую сумму около
283 млрд рублей.
Предметами административных
правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, табак,
валюта, алкогольная продукция текстильные материалы и изделия, оружие и
боеприпасы, а также мясная продукция.
На исполнение передано 49 132
постановления по делам об административных правонарушениях на общую
сумму более 2,5 млрд руб. Исполнено 34 301 постановление по делам об АП
на сумму около 760 млн руб. Это на 745 постановлений и 193 млн руб.
больше, чем в январе-сентябре прошлого года. По сравнению с аналогичным
периодом 2013 года повысилась эффективность исполнения постановлений по
делам об АП в общем количестве поступивших на исполнение постановлений
по сумме взысканных административных штрафов (с 25 % до 32%).
За девять месяцев 2014 года таможенными
органами в уполномоченные органы передано товаров, обращенных в
федеральную собственность, общей стоимостью более 2,2 млрд рублей, что
на 40% больше аналогичных показателей 2013 года.
12. Открытость и взаимодействие с общественностью.
Федеральная таможенная служба
последовательно реализует Концепцию открытости федеральных органов
исполнительной власти, утвержденную распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р.
Основные усилия в 2014 году были
сосредоточены на трех направлениях, содержащихся в Плане Федеральной
таможенной службы по реализации Концепции открытости федеральных органов
исполнительной власти на 2014 год с учетом «горизонта планирования» до
2018 года. Это – реализация Плана деятельности Федеральной таможенной
службы на период 2013 – 2018 годов, общественное обсуждение и экспертное
сопровождение результатов его выполнения, взаимодействие с Общественным
советом, обеспечение возможности работы с открытыми данными.
В соответствии с поручениями Аппарата
Правительства Российской Федерации ФТС России осуществлена работа по
организации общественного обсуждения и экспертного сопровождения
реализации Плана деятельности Федеральной таможенной службы на период
2013 – 2018 годов. Обеспечена возможность направления комментариев
широкой общественности к результатам реализации для последующего анализа
и размещения информации о проведенном анализе на сайте ФТС России.
На основе рекомендаций Правительственной
комиссии по координации деятельности открытого правительства
Федеральная таможенная служба разработала и утвердила положение об
Общественном совете при ФТС России. Его основной функцией станет
общественный контроль за деятельностью ФТС России, включая рассмотрение
проектов разрабатываемых общественно-значимых нормативных правовых
актов, участие в мониторинге качества оказания государственных услуг,
реализации контрольно-надзорных функций, хода проведения
антикоррупционной и кадровой работы, оценки эффективности
государственных закупок, ежегодных планов деятельности ФТС России
и отчета об их исполнении, а также других вопросов.
Одной из базовых задач по формированию
системы «открытое правительство» является размещение информации о
деятельности федеральных органов исполнительной власти в сети «Интернет»
в форме открытых данных.
В настоящее время на сайте ФТС России в соответствующем разделе размещено 48 наборов открытых данных. В информационных системах предусмотрена автоматическая выгрузка открытых данных.
В связи с планируемым принятием
(«дорожной карты») «Открытые данные Российской Федерации» была проведена
ревизия информационных ресурсов ФТС России, по результатам которой
выявлены еще 18 наборов данных, которые можно опубликовать в форме
открытых данных.
Подготовленные материалы направлены в
Аппарат Правительства Российской Федерации для обсуждения на Совете по
открытым данным при Правительственной комиссии по координации
деятельности открытого правительства.
Изданы приказы ФТС России в целях
организации работы по формированию Реестра наборов открытых данных,
размещаемых на официальном сайте ФТС России, выработки как технической
политики к формированию наборов открытых данных, так и подходов к
раскрытию информации о деятельности ФТС России.
По оценке Правительства Российской
Федерации ФТС России занимает передовые позиции в области открытых
данных. В мае 2014 года ФТС России была награждена дипломом Министра
Российской Федерации М.А. Абызова.
Взаимодействие с общественностью, в том
числе с деловыми кругами, позволяет ФТС России вести совместную работу
по повышению качества и результативности таможенного администрирования.
Сотрудничество с участниками
внешнеэкономической деятельности осуществляется в форме совместных
встреч, конференций и круглых столов, инициаторами которых является как
ФТС России, так и крупные иностранные объединения, ассоциации, а также
отдельные участники внешнеэкономической деятельности. В 2014 году
состоялось более 90 подобных мероприятий.
2014 год стал новым этапом в работе
Экспертно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России
(бывший Общественно-консультативный), который остается одной из успешных
площадок двустороннего общения и выработки совместных решений в сфере
таможенного дела. Вследствие высокой активности бизнеса обсуждается
возможность расширения круга возложенных на Совет задач и расширение
сферы его деятельности.
С целью создания благоприятных условий
для привлечения инвестиций в российскую экономику ФТС России проводит
активную работу в рамках рабочей группы по совершенствованию таможенного
законодательства Консультативного совета по иностранным инвестициям в
России.
Официальный сайт ФТС России является
одним из важных источников информирования граждан и бизнеса о
деятельности таможенной службы. С каждым годом интерес пользователей к
сайту ФТС России растет. За 11 месяцев 2014 года сайт посетило более 4
млн человек. Согласно мониторингу Санкт-Петербургского Института
развития свободы информации, Интернет- сайт ФТС России по показателю
«информационная открытость» занимает 4-е место среди сайтов федеральных
служб, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации.
На сайте ФТС России предусмотрены новые
сервисы: онлайн-диалог с гражданами для сбора предложений по
совершенствованию инструментария, правил работы и контента сайта ФТС
России, личные кабинеты для членов Общественного совета при ФТС России и
оценка эффективности пребывания и работы граждан с сайтом ФТС России.
В рамках системной работы по развитию
связей с общественностью ФТС России организовала взаимодействие
таможенных органов с вузами, ведущими подготовку студентов по
специальности «журналистика». В рамках этого социального проекта во II
квартале 2014 года проведены ознакомительные экскурсии в ФТС России для
студентов факультетов журналистики Московского государственного
университета и Московского государственного лингвистического
университета. В III и IV кварталах 2014 года ознакомительные экскурсии
проведены по всей стране для студентов-журналистов 25 столичных и
региональных вузов от Калининграда до Владивостока. Экскурсии вызвали
большой интерес у будущих журналистов и позитивный отклик со стороны
преподавателей факультетов журналистики, которые отметили, что
Федеральная таможенная служба фактически стала первым федеральным
органом исполнительной власти, который широко открыл двери для
студентов-журналистов и позволил им на практике ознакомиться с
современной работой федерального органа исполнительной власти как на
уровне центрального аппарата, так и на уровне таможенного поста.