14 марта 2013 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел заседание Коллегии ФТС России, где были рассмотрены итоги работы таможенных органов Российской Федерации в 2012 году и определены основные задачи на 2013 год.
В 2012 году ФТС России обеспечила поступление в федеральный бюджет таможенных и иных платежей в объеме, превышающем 50 процентов его доходной части. Сумма платежей, учтенная по доходным статьям федерального бюджета, составила 6 581,04 млрд. руб. (это – 100,4 % от прогноза). В том числе: при импорте товаров – на сумму 2 310,34 млрд. руб., при экспорте товаров – на сумму 4 099,74 млрд. руб. (из них 4 053,43 млрд. руб. – нефтегазовые доходы), иные платежи – 170,96 млрд. руб.
Коллегия ФТС России отметила, что достигнутые показатели являются результатом целенаправленной работы таможенных органов по обеспечению достоверного декларирования, контролю таможенной стоимости и обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций, правильности классификации товаров, взысканию задолженности по уплате таможенных платежей, применению системы управления рисками.
С 23 августа 2012 года вступил в силу новый Единый таможенный тариф Таможенного союза с учетом тарифных обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении в ВТО. ФТС России проводила постоянный мониторинг импорта чувствительных для внутренних производителей товаров (в том числе моторных транспортных средств, зерноуборочных комбайнов, мелованной бумаги, живых свиней, мяса, молочных продуктов, сахара-сырца) в рамках мероприятий по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО.
С 1 сентября 2012 года по 1 января 2013 года таможенные органы перечислили в федеральный бюджет утилизационных сборов на сумму более 18,7 млрд. руб.
В 2012 году было предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на сумму 475,21 млрд. руб. Больше всего – в рамках соглашений о разделе продукции – 182,18 млрд. руб.
С 17 июня 2012 года введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Это позволило в среднем на 30 минут сократить время, необходимое таможенным органам для проведения государственного контроля транспортного средства в пункте пропуска. Сейчас за 53 минуты таможенные органы осуществляют как таможенный контроль, так и иные виды государственного контроля – санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и транспортный. В результате сократились очереди грузовых транспортных средств на въезд в Российскую Федерацию, хотя количество въезжающих транспортных средств в 2012 году увеличилось на 30 % по сравнению с 2011 годом.
В 2012 году около 71 тыс. участников ВЭД (85 %) использовали электронное декларирование. Они подали более 4,1 млн. деклараций на товары в электронной форме. Это – 95 % всего декларационного массива (на 18 % больше, чем в 2011 году).
В 2012 году была продолжена работу по оптимизации структуры таможенных органов, в том числе в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Проведенные мероприятия позволили оптимизировать места таможенного оформления товаров, перераспределить нагрузку на должностных лиц, непосредственно принимающих участие в проведении таможенных операций, сократить численность административных аппаратов таможен, уменьшить время на проведение таможенных операций.
В 2012 году в структуру таможенных органов Российской Федерации входили 8 региональных таможенных управлений, 92 таможни, 540 таможенных постов. Было создано 13 таможенных постов, среди них – 10 центров электронного декларирования (ЦЭД). Количество ЦЭД достигло 23. Начали функционировать 10 новых таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), численность которых достигла 37. Объемы декларирования на ТЛТ по сравнению с 2011 годом увеличились на 20 %.
Особое внимание уделялось информационному взаимодействию с иными федеральными органами исполнительной власти в части применения технологий обмена информацией. ФТС России разработала технологические карты межведомственного взаимодействия с 25 федеральными органами исполнительной власти, в том числе для обеспечения государственных функций (31 ТКМВ) и государственных услуг (15 ТКМВ). Разработаны более 20 электронных сервисов по получению и передаче информации в электронном виде. Вместе с тем, внедрение современных механизмов электронного взаимодействия затрудняется ввиду технической неготовности ряда федеральных органов исполнительной власти к применению информационных технологий.
В рамках международной рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в ТК ТС рассмотрено 735 поправок, согласовано 370 поправок в 222 статьи ТК ТС. В 2012 году приняты разработанные ФТС России шесть федеральных законов, издано девять постановлений Правительства РФ. ФТС России рассмотрела 153 проекта федеральных законов, девять проектов указов Президента РФ, 308 проектов актов Правительства РФ, поступившие на согласование от заинтересованных органов. В 2012 году зарегистрировано 82 нормативных правовых акта ФТС России, объем ведомственной правовой базы в сфере таможенного дела сокращен на 953 правовых акта.
В рамках системы таможенного контроля после выпуска товаров в 2012 году проведено более 4,8 тыс. таможенных проверок, из них около 3,5 тыс. (71%) завершились результативно. Доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму более 5 млрд. руб. Это в 1,9 раза больше, чем в 2011 году. По результатам проверочных мероприятий возбуждено более 4,8 тыс. дел об административных правонарушениях и 40 уголовных дел.
Таможенными органами в 2012 году было выявлено более 420 попыток ввоза радиационно-опасных объектов (из них 340 – товаров и транспортных средств, загрязненных радионуклидами в результате аварии на АЭС «Фукусима-1»). В отношении них органами Роспотребнадзора принято решение о запрете ввоза на территорию России.
В свете предстоящих XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014 году были проведены мероприятия по упрощению таможенных операций, обеспечению быстрого ввоза товаров, предназначенных для Универсиады и Олимпийских игр, включая тестовые мероприятия. Разработаны акты технических регламентов, решений Коллегии ЕЭК об обеспечении проведения Олимпийских игр, организовано межведомственное взаимодействие.
Всего таможенными органами в 2012 году возбуждено более 1,6 тыс. уголовных дел. По ним сумма неуплаченных таможенных платежей составила 1,4 млрд. руб., стоимость незаконно перемещенных через границу товаров – 120,2 млн. руб. По фактам контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ возбуждено 1086 уголовных дел. Изъято около 238 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 50 кг героина, около 19 кг кокаина, более 17 кг марихуаны.
Всего таможенными органами в 2012 году возбуждено около 79,2 тыс. дел об административных правонарушениях (на 9 % больше, чем в 2011 году). Назначено наказаний по 75,8 тыс. дел об административных правонарушениях на сумму 140,2 млрд. руб. При этом должностными лицами таможенных органов назначено наказаний по 48,2 тыс. дел об административных правонарушениях на сумму 1,5 млрд. руб., судами или иными уполномоченными органами – по 27,6 тыс. дел об административных правонарушениях на сумму 138,7 млрд. руб.
ФТС России уделяла в 2012 году постоянное внимание взаимодействию с деловыми кругами. Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, куда входят 43 представителя объединений российского бизнеса, вошел в первую десятку из 60 действующих общественных советов при ФОИВ, по итогам рейтинга Общественной палаты РФ. Свыше 80 аналогичных советов работают в регионах. В 2012 году проведено 3 тысячи мероприятий российских и иностранных деловых кругов (встречи, конференции, семинары, заседания «круглого стола» и др.).
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р) определила ключевые условия и приоритеты совершенствования деятельности таможенной службы на долгосрочную перспективу. Основным стратегическим ориентиром таможенной службы является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности и содействие внешней торговле.
Коллегия ФТС России определила основные задачи таможенных органов на 2013 год. Особое внимание будет обращено на эффективность применения мер таможенного-тарифного регулирования, совершенствование информационных технологий, дальнейшее развитие применения предварительного информирования, развитие применения СУР, повышение эффективности таможенного контроля после выпуска товаров, пресечение каналов поставки контрафактной продукции, решение правоохранительных задач. Будет продолжена также работа по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, дальнейшей гармонизации и унификации таможенных законодательств государств – членов Таможенного союза.