Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Таможенный кодекс ТС теряет свою актуальность
27 февраля 2013 | Новости таможни

На первый взгляд работа таможенника выглядит статичной. Мимо него идут, едут, летят. Он же остается на месте и просто наблюдает либо контролирует перемещение людей, машин, грузов. Мнение лишь отчасти верное в отношении рядового инспектора и вовсе неверное применительно к службе как таковой. Она тоже движется — развивается. Именно белорусская таможня, по авторитетным оценкам, прогрессирует быстрее других не только на постcоветском, но и на глобальном пространстве. Такую оценку ей дают, в частности, эксперты международной программы «Колумб» Всемирной таможенной организации.

С другой стороны, таможня нередко оказывалась в центре критического внимания. Главным образом из–за очередей на пограничных переходах. Одна из причин их образования уже называлась: проблемы с той стороны границы, у литовских коллег. Но только ли в этом дело? Что еще заботит белорусских таможенников? Какие задачи они перед собой ставят? На эти и другие вопросы корреспондента «СБ» отвечает председатель Государственного таможенного комитета Александр ШПИЛЕВСКИЙ.

— Александр Францевич, как оценить состояние вашей службы с позиции международных критериев? Поясните, пожалуйста, про «Колумб» и рейтинги. — «Колумб» — это международная программа, универсальный инструмент, с помощью которого Всемирная таможенная организация помогает входящим в нее странам. В мае 2012 года эксперты «Колумба» проводили в Беларуси диагностическую миссию. Опираясь на концепцию «Таможня в 21–м столетии», оценивали итоги модернизации нашей службы и ее соответствие международным стандартам.

Они отметили, что в Беларуси достигнуты все стратегические цели, поставленные во время миссии 2007 года и закрепленные в Концепции развития таможенных органов. Создана качественная, основанная на нормах Киотской конвенции нормативно–правовая база, инфраструктура достаточно развита, таможенная служба использует современные информационные технологии и технические средства, действует Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов...

Более того, в модернизации таможенных технологий эксперты признали Беларусь лидером на постсоветском пространстве. По динамике модернизации, по скорости развития белорусскую таможенную систему поставили в число наиболее активных стран в мире. Наша служба — одна из немногих, которая приступила к реализации 3–й фазы общемировой программы «Колумб».

Известен и последний рейтинг Всемирного банка, оценивающий индекс развития логистики с участием таможенных служб. 67 процентов респондентов оценивают наш уровень как очень хороший. Это высокие цифры. Но и простор для роста есть.

— Об этом — второй вопрос. В прошлогоднем интервью вы подчеркнули, что только в Беларуси пункты пропуска на границах строит таможенная служба, и в этом есть логика. Никто лучше вас не знает, что нужно на границе для нормальной работы. Но потом возникли очереди, по поводу которых официальный представитель Госпогранкомитета буквально сказал: «Резервы пунктов пропуска исчерпаны. Они работают на пределе возможностей!..»

— Пункты пропуска строились с расчетом на перспективу, но мы не могли предполагать, что транспортные и товарные потоки настолько увеличатся. Ситуацию резко изменило создание Таможенного союза. Ежегодно транзитный поток — в сторону России, Казахстана и в обратном направлении — растет на 15 — 20 процентов. Только за 2 года внешнеторговый оборот страны возрос на 52 процента, а транзит транспортных средств через Беларусь за три года работы ТС увеличился вдвое.

Крупные пункты на западном направлении мы изначально планировали на десятилетия вперед. Прежде всего — «Козловичи», которые могут пропускать до 4 тысяч в сутки грузовых машин. Стояночный комплекс рассчитан на 500 грузовиков, поэтому очередей нет ни в одну сторону. Но и здесь поток машин иногда превышает пропускную способность наполовину. Проблемы решаем совершенствованием технологий, ускорением и упрощением таможенных процедур, согласованием с сопредельной стороной почасовых графиков поставки машин.

Да, нужно признать, что почти все пункты перегружены. Количество полос дорог при подъезде к ним обычно не превышает двух в каждом направлении. Из–за этого очереди автомобилей иногда растягиваются на многие километры. Назрела необходимость строительства отдельных полос для легковых и грузовых машин, автобусов, спецтранспорта. За 1 — 2 километра до пункта должно быть обустроено не менее 4 полос для движения на въезд и не менее 2 — на выезд.

Зачастую «узкими местами» между сопредельными пунктами являются мосты, давно требующие реконструкции или строительства новых. Эта проблема требует решения на межгосударственном уровне и выделения средств на паритетной основе. Обустройство погранперехода — дорогое удовольствие. В инфраструктуру пункта «Козловичи», в частности, вложено 26 — 27 млн. евро. Остальные были более экономичны.

— В развитие этой темы... Как сообщают российские источники, Минтранс РФ решил упростить таможенные процедуры с целью превращения страны в транзитный узел на пути из Европы в Азию и обратно. Сухопутные перевозки должны конкурировать с традиционными маршрутами через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Планируется к 2020 году увеличить транзит грузов через Россию в пять раз! Но ведь большая часть потока пойдет через Беларусь и потребует новой инфраструктуры! Это ляжет на наш бюджет или можем рассчитывать на помощь?

— Безусловно, мы предполагаем, что будет использован бюджет «тройки» ТС. У нас, наконец, есть более эффективный бюджет Союзного государства. Серьезно рассчитываем на Евросоюз. Недавно я имел на этот счет переговоры с Майрой Морой, главой его представительства в Беларуси. Свою позицию мы обозначили четко и понятно: мы не просители, а равные партнеры. Транзитные потоки создают в первую очередь Азия и Европа. Поэтому в решении возникающих проблем они должны обязательно участвовать. Причем не по остаточному принципу.

Понимание находим не всегда. К примеру, Польша, Литва, Латвия, Эстония имеют общую систему предварительного электронного информирования, которая позволяет ускорить процесс оформления машин на пунктах пропуска. Мы бы хотели иметь доступ к такой информации. Тем более что смысла скрывать ее нет. Инфраструктура погранпереходов, их пропускная способность — зеркальны по обе стороны границы. Все, что от нас скрывают, мы все равно потом выявляем — в бумажном виде, в ручном режиме.

Но Евросоюз по непонятным причинам не идет навстречу ни белорусской, ни российской стороне. Труднообъяснимая позиция. Об этом я неоднократно вел переговоры с руководством Еврокомиссии, отвечающим за таможенные дела. Что–либо внятное не услышал.

— ТС и Единое экономическое пространство предъявляют новые вызовы вам и нам, потребителям. Так, недавно газета сообщала о выявлении крупной партии поддельного кофе, упаковки которого продавались в магазинах и на рынках. Почему такое возможно и как этого избежать?

— Важно подчеркнуть, что одна из основных наших задач — организация не тотального, а эффективного точечного контроля. Например, таможни осуществляют приоритетный и беспрепятственный пропуск товаров, ввозимых инвесторами, резидентами свободных экономических зон для реализации госпрограмм, крупным белорусским производителям предоставляют зеленый коридор...

Для упрощения процедур контроля таможенной стоимости проводим «категорирование» импортеров. Иначе говоря, ведем перечень официальных торговых представителей иностранных производителей, подписываем меморандумы о взаимопонимании с наиболее крупными мировыми компаниями. Уже заключено 85 таких соглашений с наиболее известными в мире и значимыми для страны производителями.

Это один из способов защиты правообладателей от недобросовестной конкуренции, а нашего рынка — от контрафактной продукции. Почему подделки все же появляются? По той же причине, очевидно, по которой в европейских странах выявлена конина, маркированная как говядина. Контрабандист жив.

— Можно ли сказать, какие виды контрабанды преимущественно поступают к нам и какие из Беларуси?

— Завозят в основном трикотаж и бытовую технику. Вывозят то, что в Евросоюзе стоит дороже: топливо, алкоголь, сигареты.

— Недавно, кстати, в прессе появились откровения литовского контрабандиста. По его утверждению, от четверти до трети используемого в Литве дизельного топлива вывезено из Беларуси. Как вы это прокомментируете?

— Топливо — один из факторов возникновения очередей. Система очень странная, хотя в целом понятная. Груженое транспортное средство перемещается к нам из Евросоюза через Польшу, а возвращается через Литву. Все просто. В Польше действует ограничение на ввоз топлива — не более 600 литров. В Литве и Латвии этого ограничения нет. Поэтому водители стоят в очереди по 4 — 5 дней даже при 20–градусном морозе и... не жалуются на нашу работу.

В баках одной фуры можно провезти до полутора тонн горючего. Выигрыш от поездки в Беларусь составляет 800 — 1.000 евро. Вот почему нет жалоб ни от водителей, ни от перевозчиков. Если бы мы решили проблему топлива, то значительно сократили бы очереди. Есть еще один фактор — сигареты. Поскольку контрабанда табачных изделий порождает серьезные налоговые сложности в странах Евросоюза, они усиливают досмотр машин на въезде, он длится дольше.

— Недавно сообщалось, что белорусские таможенники выявили 5 кг наркотиков в пункте «Каменный Лог». Можно ли сказать, какие экзотические уловки применяет современный контрабандист?

— Стандартные, которые для нас не являются новыми: специально изготовленные тайники, камуфляж, имитация легального товара. Мы задерживали наркотические вещества, замаскированные в луковицах, других овощах и фруктах. Задержали, например, несколько фур, груженных маком. Он перевозился для кулинарных целей, но вперемешку содержал соломку — опасное наркотическое вещество, близкое к опиуму. Чтобы это доказать, пришлось всю партию просеивать. В прошлом году задержали полторы тонны наркотических и психотропных веществ.

Всего же выявили и пресекли за год около 16 тысяч нарушений законодательства, изъяли 38 единиц разных видов оружия и более 2,2 тысячи патронов к ним. С другой стороны, меры профилактического характера позволили значительно уменьшить количество таможенных правонарушений. Смягчаем критерии проступков в сфере внешнеэкономической деятельности — при условии, что они не наносят существенного вреда интересам государства. В результате прекращено около 1,5 тысячи дел об административных правонарушениях.

— Пожалуйста, несколько слов о предстоящих задачах.

— Работы у нас будет больше. Сейчас на границе выполняют свои функции 5 служб, обеспечивающих 6 видов контроля: пограничный, таможенный, транспортный, санитарно–эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный. С целью сокращения процедур уже в этом году планируется передача таможенным органам функций транспортного контроля, до 2015 года — отдельных функций санитарно–эпидемиологического. Будем развивать транспортно–логистические центры и строить новые, расширять спектр их услуг.

О динамичности развития нашей службы говорит следующее. За годы существования независимой Беларуси было принято уже три таможенных кодекса. Первые два мы копировали. Третий создавали сами, для чего привлекли лучшие экспертные силы. Ежедневно в течение полугода мы по полтора–два часа посвящали только ему. Постатейно зачитывали и спорили. Некоторые статьи рассматривали по 4 — 5 дней! Итог этих усилий известен: принятый в 2010 году кодекс Таможенного союза на 85 процентов повторяет наш закон.

Сейчас видим, что и кодекс ТС теряет свою актуальность, устаревает. Службы трех стран совместно подготовили уже около двухсот поправок. Значит, необходимы изменения. Но подчеркну главный их смысл: упростить жизнь тем, кто производит и продает. Именно на создание безбарьерной среды для бизнеса ориентирована «электронная таможня». Уже сейчас 90 процентов экспортных и 80 импортных поставок совершаются с применением электронной таможенной декларации. С сентября 2012 года статистические декларации регистрируются исключительно в автоматическом режиме. Не субъекты хозяйствования существуют для нас — наоборот: таможня открыта для бизнеса.

 

 

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Киргизия продолжает пытаться вступить в Таможенный союз
  • В Латвии пышным цветом цветет рынок контрафактных товаров
  • Акулы сбиваются в стаи
  • Таможенный союз мог бы облегчить работу белорусских экспедиторов и перевозчиков
  • Таможня не дает добро

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.