Пока на уровне правительств Беларуси, России и Казахстана ведутся дискуссии, криминальные круги трех стран строят свой таможенный союз. Контрабандисты быстро смекнули о преимуществах интеграции и сбиваются в акульи стаи. ТС позволяет использовать уже налаженные нелегальные каналы для ввоза товаров на территорию не одного, а сразу трех государств. Такой неожиданный вывод делает интернет–ресурс «Газета.ru». Попробуем разобраться...
По данным российского издания, около 30 процентов товаров на территории ТС обращаются в «тени». Миллиарды долларов текут мимо бюджетов трех государств. «Шелковый путь» контрабанды идет с востока на запад. То есть в нашу сторону.
О новых вызовах и угрозах в Астане недавно говорили министры внутренних дел трех стран. Незаконные экономические операции, транснациональные организованные преступные группировки и нелегальная миграция представляют наибольшую опасность для Таможенного союза, заявил глава МВД России Рашид Нургалиев. По его словам, при реализации такой широкомасштабной задачи, как построение ТС, «сбой может произойти в любое время и в любом месте. Даже там, где вроде бы все должно работать стабильно».
Наибольшие риски в союзе Москве видятся на казахстанском направлении. На совещании в Астане отмечалось: почти половина контрабанды поступает в РФ через границу с Казахстаном. По данным экспертов, за 2009 год в Россию было ввезено бытовых товаров китайского производства на 6,6 млрд. долларов. А растаможено только на 500 миллионов. Остальные объемы остались незадекларированными. И, похоже, разошлись по контрабандным каналам мимо бюджетов трех стран.
На потерях государства в Астане делал акцент министр внутренних дел Беларуси Анатолий Кулешов. Он отметил, что товары из третьих стран, незаконно ввезенные в Беларусь, наносят ущерб бюджету нашей страны. Также министр обеспокоен активизацией нелегального вывоза изделий, содержащих драгоценные и дорогостоящие цветные металлы, с территории стран Таможенного союза в страны ЕС.
«Нельзя недооценивать возможные угрозы экономикам трех стран со стороны преступного мира», — резюмировал Анатолий Кулешов.
А что думают о новых вызовах в Государственном таможенном комитете?
«И до создания Таможенного союза граница Беларуси с Россией была открыта. Поэтому те проблемы, с которыми мы боремся сегодня, существовали и раньше, — ответили на мой вопрос в ГТК. — Но, конечно же, мы не исключаем, что в условиях экономической интеграции трех стран преступность будет эволюционировать и, возможно, появятся новые схемы контрабанды».
А о чем говорят цифры?
Начальник управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Андрей Михалькевич отмечает, что автомобильный транзит через нашу территорию в январе — июле вырос на 23 процента по сравнению с прошлогодним январем — июлем. Вместе с легальной экономической активностью растет и активность контрабандистов. Особенно по таким позициям, как табак и алкоголь. С начала этого года таможенники конфисковали почти 100 млн. штук сигарет. Для сравнения: за весь прошлый год — 77 млн. Алкогольной продукции за неполные 8 месяцев 2010–го изъято 43,5 тонны. В январе — августе 2009–го было около 5 тонн.
Еще немного статистики. С начала этого года таможенные органы зафиксировали 12,5 тысячи административных нарушений. За тот же период прошлого года было на тысячу меньше. Любопытно также, что стоимость задержанных товаров в среднем на 38 процентов превышает прошлогодние показатели. То есть контрабанда становится дороже.
«Конечно, Таможенный союз внес изменения в нашу работу. Раньше все внимание было сосредоточено на собственной границе, — анализирует Андрей Михалькевич. — Теперь нас стало гораздо больше интересовать, что происходит на российско–казахстанской и казахстанско–китайской границах».
Эксперт по вопросам экономической безопасности, завкафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Георгий Гриц отмечает, что восточное направление Таможенного союза представляет серьезную проблему для Беларуси.
«Граница Казахстана с Китаем всегда «продувалась». Российско–казахстанская граница — тоже своеобразное решето. Большие партии товаров из Вьетнама, Бангладеш, Пакистана, КНР ввозятся на территорию Таможенного союза нелегально — без взимания таможенных платежей и акцизов, — обрисовывает ситуацию эксперт. — Часть этого импорта движется в направлении нашей страны. Что, конечно же, несет риски для государственного бюджета — недопоступление налогов, таможенных сборов».
По словам Георгия Грица, контроль за товаропотоками со стороны белорусской таможни в разы жестче по сравнению с контролем в России и Казахстане. «В частности, у нас эффективно работает система электронного декларирования товаров. А в Казахстане она еще только в стадии пилотного проекта». Эксперт также обращает внимание: российская система взаимодействует с белорусской в режиме обмена информацией. «Но работая в Таможенном союзе и создавая Единое экономическое пространство, мы должны не просто обмениваться данными, а интегрировать электронные системы трех стран в одну, — акцентирует внимание Гриц. — По аналогии с общеевропейской компьютеризированной системой управления транзитными грузами — NCTS».
Однако на создание такой системы, которая свяжет все таможенные пункты стран союза через один центральный сервер, уйдут месяцы, а то и годы,сообщает sb.by. Не окажется ли так, что тем временем контрабандисты трех стран гораздо эффективнее используют выгоды ТС, чем те, кто работает легально?