Чем дольше действует Таможенный союз, образованный Россией, Белоруссией и Казахстаном, тем больше возникает вопросов. Вот пример: в проекте закона, размещенного на сайте Федеральной таможенной службы РФ, вводится такое понятие, как «таможенная граница Российской Федерации», что, по словам специалистов, является нонсенсом. Не может быть границы Таможенного союза и отдельной таможенной границы России. За комментариями и разъяснениями о проблемах и перспективах, появившихся вместе с созданием ТС, мы обратились к Сергею Глазьеву, доктору экономических наук, академику РАН, ответственному секретарю Комиссии Таможенного союза.
- Сергей Юрьевич, объясните, какими функциями и правами обладает Комиссия ТС?
- Вся правоприменительная основа формируется здесь: таможенный тариф, таможенное законодательство, нетарифное регулирование…Решения Комиссии имеют окончательное значение и подлежат применению на всей территории Таможенного союза.
Комиссия имеет право принятия решений по единому таможенному тарифу. Инициативой обладают национальные стороны, мы получаем от правительств сторон предложения по изменению таможенного тарифа, отправляем в комитет по регулированию торговли, он рассматривает предложения и выносит на комиссию (так, в марте Комиссией было принято решение, что с 1 апреля ввозные таможенные сборы будут распределяться следующим образом: России – 87,97%, Казахстану – 7,33%, Белоруссии – 4,7% – прим. автора).
- Каков ваш прогноз на 1 июля 2010 года, когда по плану должны начать действовать Таможенный кодекс и единая таможенная граница ТС?
- Сейчас трудно прогнозировать, какие будут к нам обращения. Но по опыту 1 января этого года, когда мы вводили единый таможенный тариф, большинство проблем, с которыми столкнулся бизнес, требовали решений на национальном уровне. Мы хоть и ввели общий порядок, унифицировали порядок пошлин, но выдача лицензий и их оформление ведется каждой страной самостоятельно.
Еще раз замечу, мы унифицируем общий порядок. Необходимые решения по привидению исполнительных норм в соответствие с правилами Таможенного союза должны приниматься на национальном уровне. Например, в РФ не было лицензирования импорта вина, его пришлось ввести. Были проблемы с ввозом вычислительной техники так как изменился порядок получения разрешений, но этот вопрос опять же решался на национальном уровне.
Подчеркну: эта уже работа сторон - национальных правительств, они должны приводить свои нормативные документы и правоприменительную практику в соответствии с общим таможенным законодательством.
Проблем, касающихся компетенции Комиссии ТС, у нас не возникало, кроме того, что мы разъясняли: решение Комиссии вступает в силу через месяц после его опубликования на официальном сайте Таможенного союза .
- Какова вероятность того, что Киргизия может присоединиться к Таможенному союзу?
- Нам хотелось бы, чтобы Киргизия была в Таможенном союзе. Регулировать существующую киргизско-китайскую границу будет легче, чем отлавливать нарушителей на необустроенных переходах. Киргизия представила заявление о желании участвовать в работе по формированию правовой базы ТС. Мы открыты для совместной деятельности. Но политическое решение о присоединении этой страны к ТС пока не принято. В том числе, потому что не проработана процедура приема новых членов в ТС. Тем не менее, рабочая группа по Киргизии создана и работает в соответствии с процедурой, которая действует в рамках ЕврАзЭС (Киргизия – член ЕврАзЭС). Напомню, чтобы стать членом Таможенного союза, надо сначала вступить в ЕврАзЭС. То же самое касается Украины.
- Некоторые эксперты уже высказали мнение, что создание Таможенного союза идет излишне форсированными темпами. Есть ли в связи с этим проблемы? Можно ли быть уверенными в том, что единая граница будет действовать с 1 июля этого года?
- Проблемы есть. Например, российское законодательство в правоприменительной практике привязано к понятию «национальная таможенная территория». Поэтому даже контрабанда перестанет быть контрабандой, если мы вовремя не внесем изменения в уголовный кодекс.
В силу того, что все идет очень быстро, и изменения в национальных законодательствах не поспевают за нашей деятельностью, есть опасность получить дыры в правоприменительной практике. Как рассуждают ФТС и другие структуры? Если отменить понятие таможенной территории Российской Федерации, то как они будут привлекать к ответственности за контрабанду, как вообще будет строиться таможенная служба?
Нужно провести очень большую работу, и я предполагаю, что для понятия «национальная таможенная территория» сохранится какой-то переходный период. Одновременно нужно понимать, что это переходные вещи, которые будут сниматься по мере того, как законодательства будут приводиться в соответствие с общим Таможенным кодексом.
- Учитывались ли оценки риска для предпринимателей?
- Конечно, без решения этой задачи невозможно предварительное декларирование, современные технологии не будут работать без четкой оценки риска, поэтому в Таможенном кодексе есть целый ряд шагов навстречу добросовестным деловым кругам. К примеру, вводится понятие уполномоченных операторов, соответственно сокращается время досмотра. Есть большое желание поставить в нормальные условия работы добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Но это предполагает высокие требования к системе управления рисками. Сам же Таможенный кодекс начинает разворачивать систему отношений по принципу: «таможня для бизнеса». Насколько это получится – правоприменительная практика покажет…
- Каковы все-таки основные задачи ТС, что он даст экономикам входящих в него стран?
- Сегодня мы уверены, что введем единое таможенное поле с первого июля 2010 года. Что касается административных проблем, сделаем все необходимое, чтобы их решить. Что касается опасений бизнеса, то не надо демонизировать ТС. Таможенный союз - это снятие таможенных барьеров.
Главные плюсы ТС - снижение таможенных препон, создание благоприятных условий для торговли и создание большего объема внутреннего трехстороннего рынка, а также кооперация производств.
По большому счету, ТС нужен прежде всего для тех, кто производит сложные товары, когда в процессе этого производства приходится пресекать границы между нашими странами по несколько раз. То есть ТС крайне важен для повышения экономической активности в сферах нашей совместной деятельности.
По оценкам экономистов, к 2015 году чистый эффект от ТС составит 15% прироста ВВП, в цифрах это - 400 млрд долларов дополнительной экономической активности. Понятно, что некоторые отрасли окажутся в более сложном положении, но в целом это будет способствовать повышению конкурентоспособности.
Беседовала Анна Шелепова