То, что строительство Таможенного союза пойдёт трудно, было вполне ожидаемо. Дело в том, что при образовании данной структуры были взяты невиданные стахановские темпы. В частности, было решено построить единую таможенную территорию и ввести Таможенный кодекс до 1 июля текущего года. В связи с этим, мне хотелось бы напомнить, что Евросоюз шёл к созданию единой таможенной территории и введению единых пошлин на своих внешних границах 20 лет, и где-то 40 лет к этому присматривался. У нас соотношение такое: мы 15 лет присматривались к Таможенному союзу после первой неудачной попытки создания такого объединения. Опыт этот был учтён, но, видимо, не до конца. Дело в том, что остался ряд крайне важных проблем, который требует вмешательства не клерков и чиновников Таможенного союза, а первых лиц государств. В частности, у нас есть важнейший вопрос таможенных пошлин на нефть, который должен решаться непосредственно премьерами на уровне межправительственной комиссии и на уровне президентов России, Белоруссии и Казахстана. Если говорить образно, то Евросоюз родился из Союза угля и стали. Был решён самый главный вопрос - вопрос экономической конкуренции внутри Европы, который перерастал не только в экономические, но и в военные споры. Как только эта ключевая проблема была деликатно разрешена на высшем уровне, строительство ЕС получило надёжнейший фундамент и логику интеграции. Сейчас у нас есть опасность "заболтать" Таможенный союз - опасность того, что мы превратим это экономически и стратегически выгодное мероприятие в краткосрочный проект. Мы любим эффектно поговорить, но не очень любим кропотливо и долго работать. А логика Таможенного союза такова, что нам предстоит решать сообща очень много разных сложных проблем. Я не исключаю, что у нас будет где-то 3-5 лет притирки, такая возможность заложена в документах Таможенного союза. При этом на нынешней комиссии была одержана определённая победа - согласован рамочный Таможенный кодекс. Но при этом, напомню, ряд лет будут действовать индивидуальные таможенные кодексы наших стран. С чем это связано? С тем, что уже сейчас обнаружилась масса нестыковок. Как будут взиматься конкретные таможенные пошлины? Как будет строиться единая база номенклатуры товаров? Как будет учитываться возможность реэкспорта, скажем, леса-кругляка из Сибири через территорию Казахстана в Китай? Возникла масса вопросов о реальных производителях, в частности, выясняется, что выстроены слишком высокие заградительные пошлины на мебель-фурнитуру и холодильное оборудование, равно как и прочие производственные вещи. Всё это необходимо достаточно вдумчиво пересмотреть. Часть этой работы должна быть сделана аппаратно. Однако есть важная политическая составляющая, включающая в себя фундаментальные вещи. Каким должен быть размер таможенной территории? Какой должна быть степень и последовательность интеграции? Может быть, не стоит уже к 1 июля объединять все территории, а вместо этого создать понятный, прозрачный и чёткий режим постепенного присоединения государств к формату Таможенного союза? В этом ничего плохого нет, главное, чтобы эти вопросы ставились и своевременно решались на должном уровне, вплоть до высшего. Тогда мы будем иметь поступательное движение вперёд. В противном случае возникают странные вещи: наш союз ещё не задышал и не заработал, а мы уже приглашаем в него Украину, которая не особо туда и собиралась. Мы будем опять заниматься пропагандистской ерундой, или проводить кропотливую работу по созданию единого таможенного пространства? Если нам нужны эффектные ходы, то тогда пиар победит, и через год наш Таможенный союз развалится. Если мы будем кропотливо работать, то мы получим большой, устойчивый, динамично прирастающий рынок, который позволит нам осуществить новую индустриализацию и модернизационный рывок. Я понимаю волнение наших белорусских товарищей. Вопрос цены на нефть является для них жизненно важной проблемой финансирования предвыборной кампании Александра Лукашенко. Но давайте, как говорил Владимир Путин, отделим мух от котлет, отложим сиюминутное и согласимся на определённые временные неудобства ради спокойного разрешения конфликтов и будущей стратегической перспективы - а такая перспектива есть. Поэтому я призвал бы не раздувать те трения, которые возникают и ещё будут возникать при формировании Таможенного союза, а сосредоточится на позитивном, на механизме разрешения конфликтов. А экспертам и СМИ надо уделять больше времени для освещения положительных аспектов Таможенного союза, тех преимуществ, которые он даёт и бизнесу, и государству. Пока эта просветительская работа поставлена крайне плохо. Руководители государств Таможенного союза должны озаботиться и этим вопросом. Если данная работа пойдёт планомерно, то всё у нас получится.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|