Как повлияли две волны пандемии на работу по развитию таможенного контроля после выпуска товаров? Влияет ли сокращение числа проверок на их результативность? Ограничения, связанные с пандемией, а также политические события в ряде государств, конечно же, оказали влияние на объем товарооборота и результаты деятельности подразделений ТКПВТ. Вместе с тем, исходя из сравнительной статистики результатов 2019 и 2020 годов, в целом можно отметить, что, несмотря на приостановление в 2020 году выездных таможенных проверок, с учетом оптимизации применения всего инструментария контроля после выпуска удалось обеспечить рост фискальных результатов проверочной деятельности и обеспечить должный уровень выявления и пресечения нарушений. Оценка результатов контроля после выпуска товаров строится из различных составляющих (доначисления, довзыскания, возбуждение административных, уголовных дел и т.д.). Вместе с тем в приоритете остается пополнение доходной части бюджета, то есть довзыскания. Контрольные показатели всеми таможенными органами достигнуты, и наблюдается рост по отношению к показателям 2019 года по доначисленным (на 39%) и довзысканным (на 20%) платежам. Какие меры ГУТКПВТ принимает для повышения результативности контроля, увеличения суммы перечислений в бюджет? Мы поставили себе достаточно амбициозные задачи по автоматизации работы как при анализе, так и при выборе объектов контроля, заложили мероприятия в стратегические документы развития таможенной службы и уже начали их планомерную реализацию. Данная работа приведет к экономии штатных ресурсов, снижению коррупциогенных факторов, повышению собираемости бюджета. Уровень автоматизации операций, в том числе при выборе объектов контроля, является ключевым фактором, влияющим на конечный результат таможенного контроля. В текущем году продолжится работа по разработке и внедрению реализации системы прослеживаемости товаров. Это ожидаемо приведет к снижению случаев уклонения участников ВЭД от уплаты таможенных платежей и сборов, а также к выводу из теневого оборота товарных и финансовых потоков, деятельности участников ВЭД. Мы ориентируем регионы на выявление крупных системных нарушений, которые наносят значительный ущерб государству. Такие проверки дают высокую бюджетную эффективность и одновременно влияют на иные стороны: чистоту в отрасли и конкурентную среду, на развитие нормативной базы (иногда и на это указывают результаты проверок). С каждым годом ГУТКПВТ приходится обрабатывать все большие массивы данных. Какие цифровые решения помогают сделать эту работу более эффективной? Какие новые требования к должностным лицам появляются в связи с этим? С момента создания ГУТКПВТ уделяет большое внимание вопросам развития и применения информационных технологий и рассматривает их как неотъемлемую часть реализации контрольных функций при таможенном контроле после выпуска товаров. Созданы учетно-регистрационная и отчетная системы, обеспечено ведение электронных дел проверочных мероприятий. Внедрен и используется КПС «Постконтроль», который планомерно модернизируется исходя из потенциального роста задач ГУТКПВТ. ГУТКПВТ прежде всего ставит перед собой задачи по автоматизации операций по всем направлениям контрольных функций с использованием КПС «Постконтроль». Так, КПС «Постконтроль» в настоящее время обеспечена возможность автоматизированного формирования акта таможенной проверки на основе контрольного списка вопросов (чек-листов); реализуется тестирование информационных систем таможенных органов и участников ВЭД в целях получения сведений из информационных систем учета организации в режиме реального времени посредством АПС «Электронное представление сведений». Итогом работы должно стать создание полноценного «рабочего места аналитика-эксперта ТКПВТ», позволяющего фокусироваться на выборе высокобюджетных проверок. Автоматизация процессов, связанных с организацией и проведением таможенных проверок, позволит: • снизить нагрузку на должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров; • исключить нарушение и необоснованное затягивание сроков проведения проверки; • исключить возможные коррупционные проявления со стороны должностных лиц; • повысить уровень контроля за действиями должностных лиц, проводящими таможенную проверку, на уровне таможни, РТУ и центрального аппарата. Конечно, с развитием технологий в контрольном секторе изменяются и требования к должностным лицам: они должны уметь работать с большими массивами данных, их обрабатывать, а самое главное, видеть возможные сферы их применения. Также не обойтись без уверенных знаний законодательства и нормативной базы. В итоге инспектор в наших рядах – это прежде всего юрист с инженерным взглядом на современные технологии. Плюс знания во всех сферах законодательства, поскольку при проверке лиц пересекаются все направления его деятельности (налоговая, финансовая, бухучет и аудит и др.). Сервис «Личный кабинет участника ВЭД» постоянно предлагает новые возможности для пользователей. Существуют ли в личном кабинете опции, касающиеся контроля после выпуска товаров? Как налажена обратная связь ГУТКПВТ и бизнес-сообщества, насколько учитывается мнение бизнеса по совершенствованию процедур контроля, повышению эффективности взаимодействия? С июля 2019 года таможенными органами проводится апробация технологии обмена документами (сведениями) в электронном виде посредством личного кабинета (сервис «Таможенная проверка»). Функции сервиса обеспечивают возможность электронного документооборота между таможенным органом и проверяемым лицом в ходе и по результатам таможенной проверки, а также направления отчетности. Реализация таких возможностей позволяет снизить нагрузку на проверяемое лицо, исключить необходимость направления документов (сведений) на бумажных носителях, сократить время и затраты на проведение контроля. По сравнению с 2019 годом в 2020 году увеличилась доля проверяемых лиц, подтвердивших получение документов (сведений) с 66 до 80%, что подтверждает востребованность данного сервиса со стороны проверяемых лиц. На сегодняшний день КПС «Постконтроль» – это программное обеспечение, которое мы научили работать в интеграции с другими программами (АПС «Личный кабинет», АПС «Задолженность», «Мониторинг-анализ» и др.). Для улучшения сервиса нами проводятся опросы участников ВЭД на предмет оценки ими удобства и обозреваемости, доступности взаимодействия при работе с сервисом. Так, например, по результатам опроса в октябре 2020 года четверо из пяти опрошенных пользуются сервисом «Таможенная проверка». Более 60% относят себя к пользователям, активно использующим возможности сервиса. 70% опрошенных оценивают удобство пользования сервиса на «хорошо» и «отлично». Управлением на постоянной основе проводятся рабочие встречи с бизнесом по актуальным вопросам таможенного контроля после выпуска товаров. В марте 2021 года запланирован очередной вебинар с участниками ВЭД по теме «Использование участниками ВЭД информационного сервиса «Таможенная проверка» в АПС «Личный кабинет»: текущее состояние и перспективы развития». Пользуясь случаем, приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в работе по улучшению данного сервиса. Насколько эффективно удается автоматизировать взаимодействие подразделений управления, координацию процессов? Есть ли для этого необходимая материальная база, оснащение, современное оборудование, технические решения? Разумеется, взаимодействие подразделений напрямую влияет на качество результатов нашей работы и их сроки. Так, чтобы исключить дублирование проверочных мероприятий и оптимизировать объем контрольной нагрузки на бизнес, в 2020 году в информационном ресурсе КПС «Постконтроль» реализована возможность ведения единой базы проверочных мероприятий после выпуска товаров. Ведение единой базы позволяет обеспечить координацию деятельности подразделений таможенных органов, и администрирование процессов, повысить управляемость и прозрачность контроля. Кроме того, в целях оптимизации деятельности подразделений при проведении таможенной проверки по вопросу включения юридических лиц в реестр УЭО и уже включенных в указанный реестр в КПС «Постконтроль» автоматически формируется акт выездной таможенной проверки на основании сведений списка контрольных вопросов, что сокращает время проведения таможенной проверки и влияет на снижение коррупционного фактора в работе проверяющих таможенных инспекторов. Запланированы к реализации технические задания по автоматизации операций, связанных с согласованием решений в ходе проверок. Какие планы по дальнейшему совершенствованию КПС «Постконтроль», что уже сделано? Как будет выглядеть мобильная версия КПС «Постконтроль», каковы ее плюсы? Одним из важных на сегодня направлений совершенствования КПС «Постконтроль» помимо контрольных учетных функций, которые, к слову сказать, также модернизируются, является возможность КПС «Постконтроль» проводить сверку и выгрузку объектов контроля, которые реализованы посредством проведения загрузки данных из других систем. Кроме того, к приоритетным направлениям также относится автоматизация процессов, связанных с проведением контроля за ввозом и оборотом товаров на внутреннем рынке. В целях информационного обеспечения деятельности мобильных групп и отделов контроля за оборотом товаров, на которые возложены функции проведения контроля за ввозом и оборотом товаров на территории Российской Федерации, ГУТКПВТ разрабатывается мобильная версия КПС «Постконтроль». Мобильная версия должна обеспечивать получение сведений из различных информационных источников и последующее использование накопленных данных для формирования документов в электронном виде, аналитических отчетов, справок, принятия решений о проведении таможенного контроля. Получить справочную информацию можно будет как из базы данных таможенных органов, так и из информационных систем других федеральных органов власти через взаимодействие с АПС «Электронные госуслуги». КПС «Постконтроль» в скором времени станет удобным, многофункциональным и в то же время простым в использовании инструментом. Из плюсов можно назвать то, что инспектор, проводящий контроль вне служебного офиса, сможет воспользоваться полным арсеналом имеющихся источников и программ и провести полноценные проверочные мероприятия с использованием мобильного устройства. Мобильная версия КПС «Постконтроль» разрабатывается как удобный в использовании, интуитивный интерфейс, с полным набором инструментов и сервисов. Дают ли объективную информацию технологии автоматического выбора объектов контроля после выпуска товаров или здесь влияет фактор случайности? Что делается для усовершенствования выбора объектов, прогнозирования результатов контроля? Сегодня в условиях развития системы упрощений при декларировании и выпуске товаров, многообразия схем уклонений от уплаты платежей недобросовестными участниками бизнеса нужно максимально точно бить в цель при выборе объектов контроля. Большая роль в этом отводится автоматизации технологий сопоставления данных. В настоящее время в КПС «Постконтроль» реализовано несколько технологий автоматического (автоматизированного) выбора объектов ТКПВТ, которые позволяют как раз исключить фактор случайности и оценить участников ВЭД по различным направлениям контроля. В условиях цифровизации всех процессов, проводимых таможенными органами, и перехода на использование безбумажных технологий в таможенных органах идет процесс накопления огромных массивов данных, так называемых big data. Поэтому необходимо применять системный подход по сопоставлению данных, полученных из различных источников информации, и обеспечению на их основе выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров. Расскажите о создании и использовании в постконтроле новой модели на основе цифровых двойников. Какие преимущества это даст для таможни и участников ВЭД? Контроль после выпуска товаров имеет особенности по сравнению с этапом декларирования и выпуска товаров. Мы имеем возможность оперировать массивами информации. К моменту выбора объектов контроля после выпуска товаров накапливается в электронном виде соответствующая история деятельности лица (финансово-хозяйственные и экономические связи, цепочки перепродаж, переработка товаров в производственном цикле, результаты проверок контролирующими органами и др.), формируя цифровой прототип. Нами уже начата работа по созданию цифрового двойника, в основе которой заложен анализ деятельности участника ВЭД. Мы строим алгоритмы, способные спрогнозировать потенциально возможные нарушения, наложив цифровую модель поведения субъекта на шаблоны ранее выявленных схем нарушения законодательства. Данная работа направлена на обеспечение максимально точного выбора объектов для последующего контроля. Поэтапная реализация этой технологии уже в ближайшее время позволит высвободить человеко-часы для более эффективного использования кадрового потенциала в проверочных мероприятиях. Точность выбора объектов контроля – это повышение собираемости платежей в бюджет, исключение необоснованной контрольной нагрузки на бизнес и содействие созданию благоприятной конкурентной среды.
Источник: Журнал Таможня №1 2021
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|