В Санкт-Петербурге состоялась ежегодная IX Международная
конференция «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург». Рабочая
программа мероприятия была посвящена актуальным и проблемным вопросам развития
морских портов не только Северо-Западного федерального округа, но и других
регионов России.
Торговый пульс моря [/b]
Проблематика вопросов, рассматриваемых на конференции,
ежегодно привлекает к участию самый широкий круг заинтересованных лиц. В этом
году в ее работе приняли участие свыше 150 человек: представители органов власти,
руководители российских и зарубежных портов и терминалов, судоходных линий,
экспедиторских компаний, топ-менеджеры транспортных и логистических служб,
крупнейшие участники ВЭД. Активное участие в работе конференции приняли
представители Северо-Западного таможенного управления, Балтийской таможни, в
регион деятельности которой входит морской порт Большой порт Санкт-Петербург.
Открывая работу конференции, заместитель председателя Комитета
по транспорту Администрации Санкт-Петербурга Алексей Львов подчеркнул, что
транспортная система Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа
играет важную роль в транспортном комплексе всей страны. Наличие крупнейших
морских портов России, Волго-Балтийского водного пути, Северного морского пути,
мощных трубопроводов, развитой сети железных и автомобильных дорог, системы
воздушных сообщений, обеспечивающих международные и внутренние перевозки,
делают транспортную систему в регионе деятельности Северо-Западного таможенного
управления стратегически важной для всей экономики.
Транспортная система СЗФО обеспечивает существенную часть
международной торговли России со странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского экономического
содружества (АТЭС), а также часть транзитных грузовых перевозок в сообщении
между государствами ЕС и АТЭС.
Работа транспортного комплекса Санкт-Петербурга, Ленинградской,
Мурманской, Архангельской областей во многом определяется загрузкой морских портов,
расположенных на побережье Финского залива, Балтийского моря, северных морских
путей, доставка и вывоз грузов из которых осуществляется различными видами транспорта.
На сегодняшний день морские порты, расположенные на территории
Санкт-Петербурга, Ленинградской области и регионов СЗФО обрабатывают свыше 50
процентов от общего объема контейнерных грузов, переваливаемых в морских портах
России.
О необходимости развития портовых мощностей в России
отметила в своем выступлении ответственный секретарь Морского совета при
Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова.
Как показывает статистика, грузооборот российских портов
неуклонно растет, несмотря на политические и экономические санкции в отношении
нашей страны. Согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России
до 2030 года, необходимо формирование инновационной структуры морских портов,
создание условий, повышающих их конкурентоспособность.
К сожалению, подчеркнула докладчик, возможности и условия
отечественных портов уступают зарубежным.
Под чужим флагом
В настоящее время более девяноста процентов российских
грузов, следующих через морские порты, расположенные на территории СЗФО,
перевозятся судами, зарегистрированными под иностранными флагами. Около
тридцати процентов международных перевозок между Финляндией и Россией выполняют
иностранные перевозчики. Суммарные потери доходов от перевозки экспортно-импортных
грузов России судами, зарегистрированными под иностранными флагами, и
иностранными перевозчиками составляют свыше трех миллиардов долларов в год. В
результате российские транспортные компании теряют потенциальные доходы, а бюджет
страны недополучает налоги от перевозчиков.
В самые ближайшие сроки необходимо выполнить задачу
Правительства Российской Федерации: до 2019 года на пять-семь процентов
сократить потребность в услугах портов сопредельных государств, прежде всего
Финляндии, Латвии и Эстонии. Важным конкурентным преимуществом вышеуказанных стран
является наличие развитой инфраструктуры портов и тыловых терминалов, что
позволяет им оперативно перерабатывать значительную часть российских же грузов.
Специалисты выделяют три основных направления развития и
реконструкции российских морских портов. Во-первых, развитие и освоение морских
путей к портам, во-вторых – развитие новых специализированных портовых комплексов
(терминалов) и территорий.
Третье направление – это внедрение новых информационных
технологий, так как при постоянно увеличивающемся грузообороте необходимы новые
современные методы и принципы обработки грузов.
О состоянии и перспективах российской портовой
инфраструктуры подробно рассказал исполнительный директор Ассоциации морских
торговых портов Российской Федерации Серик Жусупов. В его выступлении были
подробно рассмотрены основные направления и проблемы развития морских портов Арктического,
Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов. Перевалка грузов
в морских портах этих бассейнов в 2016 году составила более 716 миллионов тонн.
Из них в Арктическом бассейне свыше 49 миллионов тонн, в Балтийском – около 237
миллионов тонн, в Азово-Черноморском – 244 миллиона тонн, Дальневосточном –
свыше 185 миллионов тонн. Как прогнозируют специалисты, объем грузооборота
российских морских портов на период до 2030 года, включая Каспийский бассейн,
оценивается в 1,0 – 1,6 миллиарда тонн, прежде всего в сфере контейнерных
перевозок. Поэтому масштабная модернизация российских портов становится важной
и необходимой задачей.
Развитие портовой инфраструктуры Азово-Черноморского
бассейна предполагает строительство сухогрузного района морского порта Тамань,
а также развитие существующих терминалов в морских портах Темрюк, Новороссийск и
Тамань.
В Дальневосточном бассейне предполагается развитие морского
порта Посьет, транспортного узла Восточный-Находка, строительство угольного терминала
в порту Ванино (бухта Мучка), а также реконструкция терминалов в морских портах
Владивосток и Восточный.
Серик Жусупов отметил, что развитие Арктической зоны, ее
береговой, островной и морской инфраструктуры, повышение эффективности
перевозок по Северному морскому пути в ближайшие годы станут приоритетным
направлением. В частности, в Арктическом бассейне планируется строительство угольного
терминала в морском порту Мурманск и портового комплекса по перевалке
сжиженного природного газа в Обской губе «Сабетта».
В Балтийском бассейне продолжится реконструкция морского
порта Высоцк, а также строительство и развитие терминалов для наливных,
насыпных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов в морском порту
«Усть-Луга». В морском порту Санкт-Петербург и аванпортах необходимо дальнейшее
развитие и модернизация контейнерных терминалов.
Напомним, что морские порты Арктического и Балтийского
бассейнов – а это крупнейшие порты не только России, но и Европы – расположены
в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления и имеют неоспоримые
геополитические преимущества. Поскольку большинство портов являются
пограничными, большое внимание должно уделяться применению именно
информационных таможенных технологий. Поэтому очень важен диалог с таможней –
на этом мнении сошлись все участники конференции.
У Северной столицы[b]
На сегодняшний день таможенные органы Северо-Западного
таможенного управления активно и успешно реализуют современные информационные технологии
в морских портах. На конференции участниками внешнеэкономической деятельности
была дана положительная оценка работы СЗТУ и таможен управления в этом
направлении. Так, в морском порту Большой порт Санкт-Петербург время совершения
таможенных операций составляет менее суток.
Председатель совета директоров ГК «Балтика-Транс» Дмитрий
Красильников, говоря о работе государственных органов в морских портах,
отметил, что на сегодняшний день именно таможня заинтересована в скорости
оформления грузов в порту. «Таможенные органы в полном объеме выполняют свои
функции. «Нестыковки» возникают с другими государственными службами, в частности
с Россельхозом, Роспотребнадзором, поэтому необходимо наладить эффективное
взаимодействие всех служб, работающих в порту», – добавил Дмитрий Красильников.
Ежегодный рост товарооборота морского порта Большой порт Санкт-Петербург в
регионе деятельности Балтийской таможни предъявляет новые требования не только
к портовой инфраструктуре, но и к использованию перспективных таможенных
технологий, направленных на сокращение времени обработки грузов.
Начальник отдела таможенных процедур Балтийской таможни
Ирина Ковина отметила, что в последние годы Балтийская таможня успешно реализует
эксперименты и пилотные проекты с целью ускорения и сокращения сроков
совершения таможенных операций в порту. В результате реализации этих проектов
удалось оптимизировать и повысить эффективность совершения таможенных операций,
сократить временные и финансовые затраты участников ВЭД, снизить коррупционные
риски, максимально содействовать внешнеторговой деятельности на основе повышения
качества и результативности таможенного администрирования.
Так, например, в результате реализации эксперимента
«Информационное взаимодействие стивидора и СИДК» на Турухтанном таможенном
посту Балтийской таможни среднее время доставки контейнера оператором порта на
площадку СИДК после начала эксперимента составило не более полутора часов
вместо шести-двенадцати до эксперимента. А среднее время осуществления
таможенного контроля в рамках эксперимента составляет двенадцать минут.
Необходимо отметить, что работа Балтийской таможни и
Северо-Западного таможенного управления в этом направлении получила положительную
оценку экспертов Всемирного банка и Международного агентства Doing business в
июне 2017 года.
Подводя итоги конференции, участники пришли к выводу, что
модернизация и развитие российских морских портов – это комплексная задача,
успешное решение которой в немалой степени зависит от эффективного
взаимодействия государства и бизнес-сообщества. Дальнейшее развитие морской
портовой инфраструктуры положительно повлияет на экономический потенциал России
как великой морской державы.
Источник: журнал "Таможня" №16 2017 г