Реализация системы
управления рисками, контроль таможенной стоимости и контроль за оборотом
подакцизных товаров в 2016 году
Реализация системы
управления рисками
В 2016 году продолжалась работа по дальнейшему развитию
системы управления рисками (далее – СУР) на основе обеспечения контроля за
качеством и полнотой применения мер по минимизации рисков, совершенствования
нормативной правовой базы, модернизации специальных программных средств,
обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных
органах.
Таможенными органами в рамках СУР реализованы практические
механизмы по обеспечению выявления рисков нарушения таможенного
законодательства, включая выявление и пресечение правонарушений на различных
стадиях совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров. Это
позволяет минимизировать риски, непосредственно влияющие на полноту взимания
платежей в федеральный бюджет.
По итогам реализации СУР в 2016 году для целей
предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств
международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и
(или) законодательства Российской Федерации утверждено и актуализировано
38 203 профиля рисков, из них 654 – общероссийских, 3 440 –
региональных и зональных, 34 109 – целевых (в 2015 году утверждено 35 140
профилей рисков, из них 445 общероссийских, 3 761 региональных и зональных, 30
934 целевых).
В результате их применения таможенными органами в 2016 году
дополнительно взыскано более 24 млрд. рублей, что на 32% больше, чем в 2015
году (более 18 млрд. рублей), возбуждено 33 518 дел
об административных правонарушениях (далее – дела об АП) и
606 уголовных дел, принято 31 190 решений об отказе в выпуске товаров и 11 281
решение о запрете к ввозу/вывозу товаров.
При этом увеличилась доля результативных таможенных
досмотров с 33,4% в 2015 году до 39,3% в 2016 году.
ФТС России в 2016 году продолжена работа по
совершенствованию и развитию применяемой субъектно-ориентированной модели СУР,
основанной на распределении участников внешнеэкономической деятельности (далее
– участники ВЭД) по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности
нарушения ими таможенного законодательства (далее – риск-категорирование).
В рамках применения риск-категорирования осуществляется
анализ деятельности участников ВЭД по определенным критериям, характеризующим
участника ВЭД, с использованием информационных ресурсов ФТС России, ФНС России,
Банка России, а также сведений, предоставляемых самими участниками ВЭД.
В результате применения риск-категорирования в 2016 году
таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляли более 2,8 тысяч
организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска, на долю которых
пришлось около 44% от общего количества ввезенных товарных партий и 58% от
суммы таможенных платежей при импорте.
Субъектно-ориентированная модель СУР дает возможность
существенно снизить количество мер таможенного контроля в отношении участников
ВЭД низкого уровня риска, обеспечив тем самым реализацию принципа выборочности
и смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, что
способствует повышению эффективности таможенного контроля, сокращению времени
совершения таможенных операций и снижению издержек участников ВЭД.
Так, например, количество проведенных таможенных досмотров в
отношении товаров, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска, в 4 раза
ниже, чем в отношении остальных организаций.
Приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. № 2256 утвержден
Порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников
внешнеэкономической деятельности, предусматривающий более детальное
дифференцирование уровней риска участников ВЭД, а также усовершенствованные подходы
и критерии для определения уровней риска.
Контроль таможенной
стоимости
В течение 2016 года ФТС России проводилась системная работа,
направленная на повышение качества администрирования процессов контроля
таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его осуществлении, в том
числе в рамках применения СУР.
Так, в 2016 году в результате осуществления контроля
таможенной стоимости таможенными органами дополнительно взыскано более
25,1 млрд. рублей, что на 29,2% превышает дополнительно
взысканные платежи по результатам корректировок таможенной стоимости товаров в
2015 году
(19,5 млрд. рублей). Результативность проводимых
корректировок таможенной стоимости товаров выросла на 20% из расчета средней
суммы таможенных платежей на одну корректировку таможенной стоимости (с 116,15
тыс. рублей в 2015 году до 139,4 тыс. рублей в 2016 году).
Одновременно с увеличением суммы дополнительно взысканных
таможенных пошлин, налогов по результатам корректировок таможенной стоимости
товаров значительно снизились суммы фактически возвращенных таможенных пошлин,
налогов в связи с отменой судебными органами в порядке ведомственного контроля
и в связи с рассмотрением жалоб. Так, в 2016 году фактически возвращено
таможенных пошлин, налогов на сумму 2 676 млн. рублей, что на 58,4% меньше
суммы возвращенных таможенных пошлин, налогов в 2015 году (6 440,4 млн. рублей)
и свидетельствует об увеличении доли правомерно принятых решений в отношении
таможенной стоимости товаров.
Контроль за оборотом
подакцизных товаров
Особой зоной внимания таможенных органов являлся контроль за
оборотом подакцизных товаров, что обусловлено, прежде всего, высоким уровнем
налогообложения данной категории товаров и применением к ним широкого спектра
мер государственного регулирования.
В рамках реализации возложенной на ФТС России функции
государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки
алкогольной и табачной продукции организации – импортеры алкогольной и табачной
продукции обеспечены акцизными марками в полном объеме.
Таможенными органами в 2016 году выдано организациям –
импортерам алкогольной и табачной продукции1 035,4 млн. акцизных марок, что на 27,5% больше, чем в 2015 году (750,1
млн. акцизных марок).
В 2016 году ФТС России на постоянной основе осуществлялся
контроль за деятельностью таможенных органов при исчислении и уплате
утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси),
самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых в Российскую Федерацию.
Общая сумма утилизационного сбора, перечисленного в
федеральный бюджет в 2016 году, составила 47,3 млрд. рублей (в 2015 году – 22,6
млрд. рублей).