Эффективным
механизмом, обеспечивающим баланс интересов государства и участников ВЭД при проведении
таможенного контроля, является распространенная во всем мире система управления
рисками (СУР). Сегодня, без инструментов управления рисками, уже невозможно
представить проведение качественного таможенного контроля. Не стало исключением
и внедрение СУР в такое важное направление работы, как таможенный контроль
после выпуска товаров. Об этом наша беседа с начальником службы таможенного
контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления Максимом
МАМЧУРОМ.
– Максим
Сергеевич, в последнее время очень много говорится о таможенном контроле после выпуска
товаров, как одной из перспективных мер обеспечения соблюдения права
Евразийского экономического союза. Расскажите, в чем заключается использование
инструментов системы управления рисками при проведении заключительного этапа
таможенного контроля?
– Подразделения таможенного контроля после
выпуска товаров таможенных органов все чаще используют СУР при выборе объектов
таможенного контроля. Одним из основных направлений такой работы является
разработка профилей рисков на основании анализа таможенного декларирования
товаров, деятельности участников ВЭД, сообщений о рисках, содержащихся в единой
базе выявленных рисков и результатов таможенного контроля после выпуска товаров.
При
проведении оперативного мониторинга совершения таможенных операций и
аналитической работы, в случаях выявления рисков, минимизация которых возможна
путем создания профиля риска, подразделения таможенного контроля после выпуска товаров,
во взаимодействии с другими ответственными структурными подразделениями,
разрабатывают проекты профилей рисков в соответствии с Инструкцией о действиях
должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками,
утвержденной приказом ФТС России от 20.05.2016 No 1000.
– Насколько эффективен
с точки зрения результатов «постконтроля» метод применения СУР?
– Об эффективности применения системы управления
рисками в нашей работе лучше всего расскажут цифры. За восемь месяцев этого
года уже достигнуты значительные результаты. Подразделениями таможенного
контроля после выпуска товаров СЗТУ и подчиненных таможен разработан 101 профиль
риска, в том числе 78 целевых, 20 зональных и 3 региональных. Наибольшее число
профилей рисков разработано службой таможенного контроля после выпуска товаров
СЗТУ (50) и отделом таможенного контроля после выпуска товаров Балтийской таможни
(18).
По
результатам применения таких профилей рисков доначислено таможенных платежей на
общую сумму около 25 миллионов рублей, наложено штрафов на сумму более девяти
миллионов рублей, возбуждено двенадцать дел об административном правонарушении,
по четырем партиям ввозимых товаров отказано в выпуске, принято два решения о
запрете на ввоз товаров.
Наибольший
экономический эффект от разработанных профилей рисков приходится на службу
таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления
– одиннадцать миллионов рублей, отдел таможенного контроля после выпуска
товаров Архангельской таможни – двенадцать миллионов рублей, Кингисеппской
таможни – более девяти миллионов рублей.
– Могли бы вы
привести наиболее яркие примеры?
– Прежде всего, мне бы хотелось отметить
работу архангельских таможенников. В связи с ростом потребности в перевозках в
Арктической зоне в регионе деятельности Архангельской таможни возросло
количество декларирования морских судов по таможенной процедуре временного
ввоза (допуска), имеющей ряд ограничений, в том числе связанных с передачей
пользования товаром только с разрешения таможенного органа.
Сотрудники
отдела таможенного контроля после выпуска товаров при проведении аналитической
работы обратили внимание на то, что ряд декларантов не являются постоянными участниками
рынка морских перевозок, не обладают людскими и материальными ресурсами для
ведения деятельности в области морского транспорта, что указывает на ввоз
арендованных судов для возможной сдачи их в субаренду.
Это
послужило основанием для разработки зонального профиля риска в целях контроля
соблюдения декларантами условий таможенной процедуры временного ввоза морских
судов.
В результате был установлен факт передачи
временно ввезенного судна в субаренду иному лицу без разрешения таможни. Было
принято решение об отказе в предоставлении организации частичного условного
освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, доначислены и взысканы
таможенные платежи в сумме более трех миллионов рублей. В отношении декларанта
возбуждены дела об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных
судом штрафных санкций на недобросовестного участника ВЭД составила более пяти
миллионов рублей.
В качестве
еще одного примера можно привести разработку 5 целевых профилей рисков в
отношении ремонтируемых за границей воздушных судов региональным
авиаперевозчиком при завершении им процедуры переработки вне таможенной
территории. Инспекторы Архангельской таможни при проведении проверочных
мероприятий выявили понесенные авиаперевозчиком
дополнительные расходы, не включенные в таможенную стоимость товара.
Результатом камеральных проверок стало доначисление и взыскание более 20
миллионов рублей.
– Есть и другие
примеры такого рода?
– Другой
пример из опыта Кингисеппской таможни. На основании информации, полученной от
оперативнорозыскного отдела, отдел таможенного контроля после выпуска товаров
разработал целевой профиль риска, по результатам которого было возбуждено дело
об административном правонарушении, наложен штраф в размере более девяти
миллионов рублей. Организация задекларировала товар «вазы фарфоровые». Однако в
ходе проведения таможенного досмотра было установлено, что в контейнере вместо заявленного
товара перемещались «чайники заварочные с пластиковым колпаком и ситечком».
Нельзя также не отметить эффективность
применения одного из разработанных отделом таможенного контроля после выпуска
товаров Балтийской таможни целевых профилей риска. В ходе проверки специалисты
таможни выявили, что организация, декларирующая товары на одном из таможенных постов
Балтийской таможни, вместо заявленного «хромового концентрата», ввезла
коробки с хозяйственными латексными перчатками. По факту недекларирования
товаров было возбуждено дело об административном правонарушении.
– В
2015 году был создан региональный центр оперативного мониторинга и анализа
Северо-Западного таможенного управления, преобразованный в 2016 году в
региональный центр оперативного мониторинга и управления рисками. Принимают ли
специалисты подразделений таможенного контроля после выпуска товаров участие в его
работе?
– С момента создания регионального центра
должностные лица службы таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ
участвуют в его работе в качестве экспертов в соответствии с графиками дежурств.
За восемь прошедших месяцев по результатам
применения разработанных профилей рисков доначислено и взыскано таможенных
платежей около одиннадцати миллионов рублей, принято два решения об отказе в
выпуске товаров, возбуждено одно дело об административном правонарушении.
Результативность разработанных профилей рисков составила 74 процента, средняя
бюджетная эффективность одного профиля риска составила почти 300 тысяч рублей.
Отмечу, что в данные результаты не входит еще свыше двух миллионов рублей
таможенных платежей, начисленных при выпуске товаров под обеспечение их уплаты.
Еще одним важным результатом можно считать
выявленное нарушение законодательства Российской Федерации, связанное с
перемещением опасных товаров (пиротехнических изделий), с нарушением запретов и
ограничений, общим весом свыше 120 тонн, которые могли бы причинить вред жизни,
здоровью или имуществу наших граждан, и пресечение попытки их ввоза.
Итоги работы
службы таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ, в рамках регионального центра
оперативного мониторинга и управления рисками, отражают стабильную
положительную динамику не только по количеству разработанных профилей рисков,
но и по достигнутой их бюджетной эффективности. Это свидетельствует о правильном
подходе к выбору объекта риска.
Источник: журнал Таможня №24 2016 г.