Между всеми заинтересованными
федеральными ведомствами информационный обмен в электронном виде
организован уже давно, но полномасштабным внедрением электронного
документооборота станет реализация «полной безбумажной технологии»,
которая подразумевает исключение сверки представителями таможенных
органов электронных документов с бумажными и отказ от необходимости
сопровождения перевозки товаров документами на бумажных носителях.
Именно такая концепция
заложена в новом приказе ФТС России от 01.06.2015 №1035 «Об утверждении
Временного порядка совершения таможенных операций в отношении
железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в
международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений
в электронном виде».
Суть нового Временного
порядка заключается в представлении перевозчиком (ОАО «РЖД») документов и
сведений в электронном виде в Единую автоматизированную информационную
систему (ЕАИС) таможенных органов на каждый из этапов перемещения
товаров.
Этот порядок отражает
сущность обязательного предварительного информирования, элементов
электронного документооборота при совершении операций по регистрации
прибытия, помещения товаров под таможенную процедуру таможенного
транзита и, соответственно, завершения такой процедуры, помещения на
временное хранение и выдачи товаров и транспортных средств, а также
оформления временного ввоза/вывоза транспортных средств международной
перевозки, а также по убытию товаров.
Выгода от реализации данного электронного обмена очевидна. Например, это сокращение расходов участников ВЭД:
- на изготовление бумажных носителей;
- на поездку в таможенные органы и железнодорожные станции;
- на изготовление бумажных экземпляров железнодорожных накладных.
Утвержденный с 1 июня 2015 года
Временный порядок позволит осуществить полномасштабный переход на
электронный документооборот между таможенными органами и предприятиями
железной дороги.
Существует несколько элементов (этапов)
информационного взаимодействия. Начинается процесс с направления в
электронном виде в РЖД информации о декларациях на товары, по которым
принято решение о выпуске. Получение компанией сведений становится
основанием для совершения операций, связанных с погрузкой и перемещением
товаров по территории России.
Далее в автоматическом режиме происходит
отправка документов и сведений в таможенный орган, откуда убывают
товары, а также информирование РЖД о предварительных решениях, принятых
ведомством до момента фактического прибытия товаров в пункт пропуска.
Однако действующее законодательство пока
предполагает дублирование всех электронных документов и сведений на
бумажных носителях. После прибытия груза в пункт пропуска и по
результатам таможенного контроля принимается окончательное решение об
убытии состава.
Что касается участия заинтересованных
лиц в различных пилотных проектах, то перечень их участников формируется
на основании предложений РЖД по согласованию с ФТС России. Основное
условие для участия в работах по электронному взаимодействию – наличие
договора об электронном обмене документами с применением
электронно-цифровой подписи между РЖД и грузоотправителями,
грузополучателями. Такая мера нужна для обеспечения юридической
значимости передаваемых в процессе информационного взаимодействия
электронных сведений и документов.
В конце 2014 года были внесены изменения
в статью 165 части 2 Налогового кодекса России, которые утвердили
порядок подтверждения налогоплательщиками права на применение нулевой
ставки по НДС.
Если ранее для подтверждения
обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов
плательщик мог представить реестр таможенных деклараций, транспортных
(перевозочных), а также иных документов вместо их копий, то с 1 октября
2015 года формировать и представлять одновременно с налоговой
декларацией указанные реестры можно в электронной форме.
Совместный проект с РЖД – один из самых
прогрессивных, передовых и перспективных. Проводимые эксперименты
позволили достичь конкретных результатов – за счёт упрощения,
автоматизации различных операций в ходе перевозки товаров
железнодорожным транспортом сократилось время обработки документов, что
позволило сэкономить реальные средства перевозчика.