На единой территории нужен унифицированный порядок организации таможенного оформления
Система таможенного оформления
постепенно реформируется - это касается как законодательства, так и
внешнеторговой перевозки. Правительство внесло на рассмотрение
Государственной думы законопроект, подготовленный ФТС, о применении
процедуры свободного склада.
Сергей Амельянович, первый заместитель
начальника Главного управления организации таможенного оформления и
таможенного контроля ФТС России
Результаты показали работоспособность предложенной модели электронного взаимодействия
- Какие главные изменения произошли в
законодательстве, регламентирующем электронный документооборот между
таможней и железной дорогой?
- Главная цель, которая стоит перед ФТС
России, - внедрение перспективных технологий в повседневную жизнь
таможенных органов. Они повысят эффективность и скорость взаимодействия
таможенных органов и перевозчиков, а также сократят время проведения
таможенного оформления и контроля.
Для решения этой задачи ФТС России внедрила электронный документооборот между таможенными органами и предприятиями РЖД.
Начиная с 2010 года в целях
совершенствования технологий и процедур, направленных на упрощение и
ускорение совершения таможенных операций и таможенного контроля в
железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу России,
ФТС России и РЖД реализуют проект по переходу на электронный
документооборот.
Предполагается, что его реализация
состоится в два этапа. На первом этапе эксперимента таможенные операции и
соответствующий контроль с использованием документов и сведений в
электронном виде осуществлялся на объектах пилотной зоны и лишь в
отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной
территории Таможенного союза (ТС). Далее аналогичный эксперимент прошёл в
отношении товаров, прибывающих в Россию.
Предварительные результаты показали работоспособность предложенной модели электронного взаимодействия.
На данный момент ФТС России подготовил
проект приказа "Об утверждении порядка совершения таможенных операций в
отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими
товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и
сведений в электронном виде", который проходит внутриведомственное
согласование.
Утверждение приказа позволит осуществить
полномасштабный переход на электронный документооборот между
таможенными органами и предприятиями железной дороги.
- Каков принцип работы электронного
документооборота между предприятиями железнодорожного транспорта и
таможенными органами на данный момент? Что ещё требует доработки?
- Существует несколько элементов (этапов) информационного взаимодействия.
Начинается процесс с направления в
электронном виде в РЖД информации о декларациях на товары, по которым
принято решение о выпуске. Получение компанией сведений становится
основанием для совершения операций, связанных с погрузкой и перемещением
товаров по территории России.
Далее в автоматическом режиме происходит
отправка документов и сведений в таможенный орган, откуда убывают
товары, а также информирование РЖД о предварительных решениях, принятых
ведомством до момента фактического прибытия товаров в пункт пропуска.
Однако действующее законодательство пока
предполагает дублирование всех электронных документов и сведений на
бумажных носителях. После прибытия груза в пункт пропуска и по
результатам таможенного контроля принимается окончательное решение об
убытии состава.
В рамках эксперимента (временного
порядка) при ввозе грузов происходит аналогичное электронное
взаимодействие между таможенными органами и представителями РЖД. В
частности, это касается совершения операций по регистрации прибытия,
помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и,
соответственно, завершения такой процедуры, помещения на временное
хранение и выдачи товаров и транспортных средств, а также оформления
временного ввоза транспортных средств международной перевозки.
- Активное электронное взаимодействие
ФТС России и РЖД длится довольно долго, о каких итогах совместной работы
уже можно говорить?
- Электронное взаимодействие таможенных
органов и предприятий РЖД при осуществлении международных перевозок
товаров железнодорожным транспортом позволяет существенно сократить
сроки подготовки документов, необходимых для экспорта и импорта товаров,
а также избавляет участников Внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от
необходимости доставки бумажных документов на железнодорожные станции
для получения или отправки вагонов.
Например, в марте 2015 года на
погранпереходе Кивиярви Октябрьской железной дороги совершение
таможенных операций и проведение контроля в отношении грузового
железнодорожного состава (60 вагонов), убывающего с таможенной
территории ТС в установленном порядке, занимало 60 минут.
В свою очередь время, которое тратится
на аналогичный железнодорожный состав, оформленный в рамках
эксперимента, составляет уже 29 минут.
- Каким образом железнодорожные
предприятия узнают об изменениях, как они попадают в пилотные проекты,
проводимые ФТС России, по отработке тех или иных новых принципов?
- Для координации вопросов
взаимодействия с предприятиями РЖД, внедрения новых информационных
технологий, включая электронный документооборот, в 2011 году ФТС России
совместно с РЖД организовала рабочую группу по вопросам
совершенствования таможенных операций и процедур под руководством
заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова и вице-президента
ОАО "РЖД" Салмана Бабаева.
Однако, помимо представителей РЖД, к
работе привлекаются и представители бизнес-сообщества, осуществляющие
железнодорожные перевозки, а также федеральные органы исполнительной
власти, например ФНС России.
Что касается участия заинтересованных
лиц в различных пилотных проектах, то перечень их участников формируется
на основании предложений РЖД по согласованию с ФТС России. Основное
условие для участия в работах по электронному взаимодействию - наличие
договора об электронном обмене документами с применением
электронно-цифровой подписи между РЖД и грузоотправителями,
грузополучателями. Такая мера нужна для обеспечения юридической
значимости передаваемых в процессе информационного взаимодействия
электронных сведений и документов.
- Какая работа проводится с белорусскими и казахстанскими партнёрами?
- Взаимодействие осуществляется в рамках
заседаний экспертов Объединённой коллегии таможенных служб государств -
членов ТС. В ходе встреч обсуждается необходимость обеспечения
унифицированного порядка организации таможенного оформления и контроля
товаров и транспортных средств на единой таможенной территории ТС, а
также единообразного применения профильного законодательства ТС в
пределах своей компетенции.
В рамках этой работы участники
обмениваются опытом для дальнейшей разработки, совершенствования и
внедрения информационных систем и технологий.
- Армения и Киргизия присоединяются к
ЕАЭС (Евроазиатский экономический союз. - Ред.). Каким образом будут
выстраиваться взаимоотношения российской таможни с железнодорожными
перевозчиками?
- Ведомство постоянно участвует в
заседаниях рабочих и экспертных групп по совершенствованию таможенного
законодательства России и ЕАЭС, в которых также присутствуют
представители национальных железных дорог.
К примеру, решение Евразийской
экономической комиссии (ЕЭК) "О введении обязательного предварительного
информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на единую
таможенную территориюТаможенного союза железнодорожным транспортом" от
17 сентября 2013 года № 196 - это результат работы, проведённой в тесном
взаимодействии с таможенными службами государств - членов ТС,
специалистами РЖД и железными дорогами Белоруссии и Казахстана.
Оповещение представителей иностранных
железных дорог о введении обязательного предварительного информирования о
товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, проводилось на площадках
РЖД. В частности, такие встречи при участии должностных лиц ФТС России
проводились с представителями финских и польских железных дорог.
- Кстати, система электронного
документооборота с Финляндией хорошо себя зарекомендовала, планируется
ли что-то ещё совершенствовать?
- В настоящее время мы запустили
эксперимент по осуществлению экспортных поставок исключительно с
использованием электронного документооборота на полигоне Костомукша
(Россия) - Коккола (Финляндия) через погранпереход Кивиярви - Вартиус.
По сути, таможенным представителям не
нужно сверять электронные и бумажные документы при перевозках окатышей
железорудных (ОАО "Карельский окатыш"), а также сопровождать товары
документами на бумажных носителях.
Отмечу, что в конце 2014 года были
внесены изменения в статью 165 части 2 Налогового кодекса России,
которые утвердили порядок подтверждения налогоплательщиками права на
применение нулевой ставки по НДС.
Если ранее для подтверждения
обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов
плательщик мог представить реестр таможенных деклараций, транспортных
(перевозочных), а также иных документов вместо их копий, то с 1 октября
2015 года формировать и представлять одновременно с налоговой
декларацией указанные реестры можно в электронной форме.
В рамках реализации безбумажной
технологии обмена данными между ФТС России, ФНС России и РЖД при
подтверждении применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров
железнодорожным транспортом эксперты подготовили план мероприятий по
проведению эксперимента по реализации и обмену данными.
Проект плана включает в себя, в
частности, разработку технологии информационного взаимодействия между
всеми участниками процесса и доработку альбома форматов электронных
документов.
Таким образом, начало информационного
обмена данными между ФТС России, ФНС России и РЖД в рамках эксперимента
запланировано на II квартал 2016 года.
Совместный проект с РЖД - один из самых
прогрессивных, передовых и перспективных. Проводимые эксперименты
позволили достичь конкретных результатов - за счёт упрощения,
автоматизации различных операций в ходе перевозки товаров
железнодорожным транспортом сократилось время обработки документов, что
позволило сэкономить реальные средства перевозчика.
Однако мы стремимся охватить весь
процесс государственного регулирования, связанный с внешнеторговой
перевозкой, не только со стороны таможенных органов, но и совместно с
ФНС России. У нас есть понятные и чёткие цели и задачи, которые при
успешном взаимодействии решатся в намеченные сроки.