29 мая 2014 года руководитель
Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел в г.
Петрозаводске выездное заседание Коллегии ФТС России.
Коллегия ФТС России рассмотрела ход
эксперимента по электронному документообороту при совершении таможенных
операций с предприятиями, осуществляющими железнодорожные перевозки, а
также вопросы развития системы управления рисками.
ФТС России совместно с ОАО «РЖД»
организует и внедряет электронный документооборот для автоматизации
обработки транспортных и таможенных документов. Создана модель
информационного взаимодействия и определены пилотные зоны для
совершенствования технологических решений. Активная фаза эксперимента
была начата в середине 2013 года и продлится до 31 декабря 2014 года.
Эксперимент показал, что внедрение электронного документооборота между
ФТС России и ОАО «РЖД», прежде всего, позволяет сократить сроки
совершения таможенных операций и минимизировать бумажный
документооборот.
Электронный документооборот в области
перевозок грузов железнодорожным транспортом представляет собой новую
информационную технологию, обеспечивающую оформление в электронном виде
документов, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов, а
также доставку и выдачу этих электронных документов участникам
перевозочного процесса.
В рамках эксперимента в регионе
деятельности Северо-Западного таможенного управления среднее время
совершения таможенных операций при убытии железнодорожного состава в
общеустановленном порядке составляет 113 минут, а в соответствии с
Временным порядком – 73 минуты. В зоне железнодорожного пункта пропуска
Наушки (Бурятская таможня) время оформления таможенных документов при
убытии состава сократилось с 2 часов до одного часа в отношении
однородных товаров (например, нефтепродукты) и до полутора часов в
отношении многотоварных партий в рамках проводимого эксперимента.
В 2013 году на таможенном посту ЖДПП
Наушки удалось неоднократно осуществить совершение таможенных операций
при убытии поезда в соответствии с Временным порядком при вывозе одним
должностным лицом за 15 минут. При этом были обеспечены «идеальные»
условия (экспорт однородного товара – нефтеналивной состав). Реализации
технологии, предусмотренной Временным порядком при вывозе, позволило
сократить время совершения таможенных операций при убытии поезда в
случае предоставления ОАО «РЖД» своевременной и полной информации как
минимум в два раза.
По согласованию с ОАО «РЖД» после того,
как ОАО «Карельский окатыш» подтвердит готовность осуществлять
экспортные поставки исключительно с использованием электронного
документооборота, будет принято решение о внесении изменений во
Временный порядок при вывозе в части отмены на переходе Кивиярви-Вартиус
(Республика Карелия) необходимости сверки электронных документов с
бумажными при перевозке железорудных окатышей и отказа от бумажных
документов.
Эксперимент по развитию электронного
документооборота при перевозках грузов железнодорожным транспортом будет
продолжен. Следующим этапом реализации Временного порядка обмена
электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций
и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и
товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза, станет
организация эксперимента реализации полностью безбумажной технологии
перевозки товаров с использованием только электронных документов и
сведений. Бизнес также должен проявлять активность во внедрении
безбумажной технологии перевозки товаров. Данный этап развития
электронного документооборота позволит значительно сократить время
совершения таможенных операций в пунктах пропуска и повысить
конкурентоспособность российских железных дорог.
Коллегия ФТС России утвердила новую
Концепцию развития системы управления рисками в таможенных органах
Российской Федерации. В ней сформулированы базовые определения и
принципы построения СУР, определены единые подходы к применению СУР на
основе унифицированной структуры и процесса управления рисками,
обозначены целевые ориентиры, отражающие эффективность работы по
совершенствованию и развитию СУР.
Концепция отражает качественно новый
уровень развития интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, учитывает
коренные изменения в практике таможенного контроля и деятельности ФТС
России, направленных на выполнение плана мероприятий (дорожной карты)
«Совершенствование таможенного администрирования».
Система управления рисками играет важную
роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдения
запретов и ограничений, противодействии преступлениям и административным
правонарушениям в области таможенного дела, оптимизации ресурсов
таможенных органов, сокращении сроков и издержек заинтересованных лиц на
совершение таможенных операций.
В 2013 году и в первом квартале 2014
года по результатам применения СУР дополнительно начислено таможенных
платежей и наложено штрафов на сумму 20 млрд. 839 млн. рублей,
возбуждено 748 уголовных дел и 26 549 дел об административных
правонарушениях. В отношении 1 627 партий товаров было принято решение о
запрете их ввоза/вывоза. При декларировании товаров в 17 364 случаях
принималось решение об отказе в выпуске.
В первом квартале 2014 года основными
типами рисков являлись занижение таможенной стоимости товаров (11,9% от
общего количества деклараций), заявление недостоверных сведений о стране
происхождения товаров и неправомерное предоставление тарифных
преференций (8,6%), заявление недостоверных сведений о весе, количестве и
наименовании товаров (4,0%), несоблюдение установленных запретов и
ограничений (3,0%), недостоверная классификация товаров (1,8%),
несоблюдение прав на объекты интеллектуальной собственности (0,8%).
Развитие категорирования участников ВЭД
позволило отнести к субъектам ВЭД с низким уровнем риска свыше двух
тысяч импортеров, которые формируют 40% от общего декларационного
массива и уплачивают 52% таможенных платежей при ввозе товаров. В
отношении них реализуется принцип выборочности таможенного контроля и
сроки совершения таможенных операций сокращены. Доля партий товаров с
проведенным таможенным досмотром сократилась в 10 раз до 0,7%, с
запросом дополнительных документов и сведений сократилась в 11 раз до
1,3%.