Границы полномочий
Как вид государственной
деятельности прокурорский надзор является самостоятельным и осуществляется от имени
государства. Прокурорский надзор не относится к какой либо ветви власти, хотя статья 129 Конституции
РФ, его закрепившая, находится в Главе 7 « Судебная власть ».
Целями прокурорского
надзора являются обеспечение: верховенства
закона, защиты прав и свобод человека и гражданина
и защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Конституцией РФ определено(ст. 129), что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры
Российской Федерации определяются Федеральным законом « О прокуратуре Российской
Федерации ».
На прокуратуру, в частности, возложены полномочия: уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством; координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждения дел об административных правонарушениях
и проведение административного расследования в соответствии с Кодексом РФ об административных
правонарушениях и другими федеральными законами; участия в рассмотрении дел судами, арбитражными судами; опротестования противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов; участия в правотворческой деятельности.
Основными направлениями
прокурорского надзора являются: надзор за
соблюдением Конституции РФ, исполнением законов
и соответствием законам издаваемых правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина; надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие; надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих
наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных под
стражу; участие в рассмотрении уголовных,гражданских, арбитражных и административных дел судами.
Также, прокуроры в рамках предоставленной им компетенции
вправе участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной
власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они участвуют
в правотворческой деятельности и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации » Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры
координируют деятельность по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов.
Должностные лица прокуратуры
осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля
за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам,находящимся в местах принудительного содержания,органами управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций, а также за
соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Таможенные органы
в сферу указанного надзора, безусловно, попадают, поскольку их деятельность регулируется Конституцией
РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств,издаваемые в пределах их компетенции), которые должностные лица таможенных органов обязаны
исполнять, соблюдать и не нарушать.
А издаваемые таможенными
органами правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству. Все
это и составляет предмет прокурорского надзора.
Устанавливая право
и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов,перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в
виду, что проверке законности полежат только
правовые акты, т.е. порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения, которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постановления, уставы и т.п.
При осуществлении
полномочий по надзору за исполнением законов, прокурор имеет право: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно
входить на территорию и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет
надзор; иметь доступ к интересующим его документам
и материалам; требовать от руководителей
поднадзорных органов: необходимых для осуществления
надзорной деятельности документов, материалов,статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих
вопросов; проведения проверок в связи с поступающими
материалами и обращениями; проведения ревизий
финансово-хозяйственной деятельности предприятий учреждений и организаций; вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру
или в иное место своего нахождения для отобрания объяснения по вопросам нарушения
закона; проводить проверки исполнения законов
и законности правовых актов.
Для реализации возложенных
задач, прокурор имеет следующие полномочия,закрепленные в ст. 21-25.1 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации »: опротестовывать противоречащие закону правовые
акты либо обращаться в суды с заявлениями о признании таких актов недействующими
или недействительными; вносить представления
в государственные или иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих
им обстоятельств; возбуждать дела об административных
правонарушениях; требовать привлечения лиц,нарушивших закон к дисциплинарной или материальной
ответственности; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию
на основании несудебных органов; предостерегать
должностных лиц о недопустимости нарушения закона.
Иными словами, все перечисленные полномочия прокурора являются
правовыми средствами реагирования на выявляемые правонарушения.
Следует отметить,что обязательность исполнения требований
прокурора закреплена в статье 6 Закона. Они подлежат безусловному исполнению в
установленный срок. При этом статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы
прокуратуры функций, представляются по требованию
прокурора безвозмездно. Неисполнение же требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет
за собой установленную законом ответственность.
В соответствии со
ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан
в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию
на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Право прокурора
На основании ст.
25.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях
прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном
правонарушении, участвовать в рассмотрении
дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном
правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным
законом действия.
Надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина осуществляется на основании ст. 26 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации ». Основным
направлением надзора в указанной сфере является соблюдение норм Конституции РФ,определяющих права и свободы граждан, исполнение законов, регулирующих наиболее важные права и свободы человека
и гражданина. Деятельность по осуществлению надзорных функций в этом направлении
обусловлена требованием, закрепленным в статье2 Конституции РФ, о том, что
признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина являются обязанностью государства.
Предметом надзора
является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля
за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам,находящимся в местах принудительного содержания,а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций.
Надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, в полной мере относится к таможенным
органам, поскольку они наделены согласно
п. 6 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 No 144 ФЗ « Об
оперативно-розыскной деятельности » правом
проведения ОРД, а это означает периодические
прокурорские проверки этой сферы деятельности.
Особенность данной
отрасли прокурорского надзора состоит в том, что она осуществляется Генеральным прокурором РФ
и уполномоченными им прокурорами.
Понятие « уполномоченный прокурор » ограничивает круг должностных лиц, имеющих право осуществлять надзор за законностью
в оперативно-розыскной деятельности.
Генеральный прокурор
РФ в п. 2 Приказа от 15.02.2011No 33 « Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
» установил, что заместитель Генерального прокурора РФ – Главный
военный прокурор, заместители Генерального
прокурора РФ в федеральных округах, прокуроры
субъектов РФ, приравненные к ним военные
прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются правом от имени
Генерального прокурора Российской Федерации назначать из числа подчиненных работников
уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Федерального закона « Об оперативно-розыскной деятельности » и несут персональную ответственность за организацию
надзора.
Надзор за законностью
оперативно-розыскной деятельности в ФТС России осуществляют уполномоченные прокуроры
отдела по надзору за следствием, дознанием
и оперативно-розыскной деятельностью Управления по надзору за исполнением законов
на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры РФ.
На местах такими же
функциями, соответствующими приказами транспортных
прокуроров (на правах прокуроров субъектов
федерации) наделяются уполномоченные прокуроры,которые осуществляют надзор за законностью
оперативно-розыскной деятельности в соответствующих таможенных органах.
Важно учитывать, что уполномоченный прокурор всегда имеет форму
допуска для работы с секретными документами. Форма допуска No 2 указывается
в служебном удостоверении. Но даже наличие формы допуска к работе с секретными документами
и соответствующего приказа, указывающего
на то, что должностное лицо является уполномоченным
прокурором недостаточно для допуска к материалам оперативно-розыскной деятельности.
У прокурора, прибывшего для проверки, должно быть предписание либо приказ, уполномочивающий его на проведение соответствующих
проверочных мероприятий.
При осуществлении
проверки оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, как правило: изучаются общие статистические показатели, характеризующие динамику и структуру преступности
за определенный период времени; из общих
статистических показателей устанавливается количество преступлений, выявленных в процессе осуществления оперативно-розыскной
деятельности; изучаются оперативно-служебные
документы, отражающие результаты ОРД по выявлению
преступлений (в том числе дела оперативного
учета).
Проверке подлежат:порядок заведения и прекращения дел оперативного
учета; сроки и порядок ведения дел оперативного
учета; законность и обоснованность решений
о проведении или прекращении ОРМ, использование
результатов ОРД; законность регистрации дел
оперативного учета; законность постановки
и снятие со специальных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;соответствие оперативно-розыскных мероприятий
целям и задачам оперативно-розыскной деятельности; наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного
учета; соблюдение определенного Федеральным законом от12.08.1995 No 144 ФЗ « Об оперативно-розыскной деятельности » перечня
ОРМ.
Кроме того, проверке подлежат: документы, дающие основания для проведения ОРМ, в том числе разрешенных судом; своевременность уведомления судей о проведении
ОРМ без разрешения судьи, в случаях, не терпящих отлагательств.
При осуществлении
надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности прокурор вправе: вносить требования и представления об устранении
нарушений законности; вносить протесты на
незаконные и необоснованные решения; возбуждать
производства об административных правонарушениях; в случаях выявления преступлений, направлять материалы в соответствующие следственные
органы для принятия решений о возбуждении уголовного дела.
Досудебные правоотношения
Еще одной отраслью
прокурорского надзора, имеющей прямое отношение
к таможенным органам, является надзор за
исполнением законов в досудебном производстве. Статья 37 УПК РФ
определяет, что прокурор является должностным
лицом, уполномоченным в пределах компетенции
осуществлять уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью органов
дознания, а также его полномочия в ходе досудебного
производства по уголовному делу.
Сущность прокурорского
надзора в данной сфере правоотношений заключается в том, что « прокурор
обязан следить за тем, что бы нормы закона,регулирующие процессуальную деятельность
органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно
принимались меры к их устранению, восстановлению
нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению
нарушений законов ».
В соответствии с ч.
2 ст. 37 УПК РФ прокурор ходе досудебного производства по
уголовному делу (в части дознания) уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона
при приеме, регистрации и разрешении сообщений
о преступлениях; выносить мотивированное
постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения
вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного
законодательства; требовать от органов дознания устранения нарушений
федерального законодательства, допущенных
в ходе дознания или предварительного следствия; давать дознавателю письменные указания о направлении
расследования, производстве процессуальных
действий; давать согласие дознавателю на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании, отмене или
изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
Кроме того, прокурор в ходе досудебного производства может:отменять незаконные или необоснованные постановления
дознавателя; участвовать в судебных заседаниях
при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения
в виде заключения под стражу, о продлении
срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения,а также при рассмотрении ходатайств о производстве
иных процессуальных действий, которые допускаются
на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК
РФ; при наличии оснований возбуждать перед
судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей
по уголовному делу, направляемому в суд с
обвинительным актом; разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства
расследования, если им допущено нарушение
требований УПК РФ; изымать любое уголовное
дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований
такой передачи; утверждать постановление
дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; утверждать обвинительный акт по уголовному делу;возвращать уголовное дело дознавателю со
своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации
действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных
недостатков.
Следует отметить,что процессуальных полномочий по отношению
к дознанию в досудебном производстве у прокурора больше чем по отношению к следствию.
Следствие более самостоятельно в процессуальном плане.
Полномочия прокурора
по надзору за исполнением законов в досудебном производстве более четко определены
в Приказе Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 No 137 « Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов дознания ». Его основные положения
обязывают прокуроров: осуществлять защиту
прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; не реже одного раза в месяц проводить проверки
исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;продлевать по ходатайству дознавателя срок
проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной
проверки или ревизии.
Эти же положения обязывают
прокуроров: обеспечивать своевременную проверку
законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении;безотлагательно рассматривать поступающие
от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного
дела публичного обвинения, проверяя наличие
поводов и оснований для возбуждения уголовного дела; поручать в необходимых случаях производство дознания
по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанных в п. 1 ч. 3 ст.
150 УПК РФ; давать письменные указания дознавателям о направлении
расследования, о получении и надлежащей фиксации
доказательств, о производстве необходимых
процессуальных действий, в том числе неотложных
следственных действий по установлению и закреплению следов преступления; в обязательном порядке проверять исполнение требований
ст.223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому
копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его
допроса; обеспечивать надлежащий прокурорский
надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального
законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав,в том числе на свободу и личную неприкосновенность.
Прокурор в праве требовать
от органов дознания, дознавателей направления
прокурору в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого
в порядке ч. 3 ст.
92 УПК РФ и копии соответствующего протокола; проверять
законность задержания подозреваемых в совершении преступления и немедленно своим
постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы;пресекать задержание лиц по подозрению в
совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях,а при получении заявления задержанного о
применении незаконных методов дознания проводить проверку всех доводов с принятием
соответствующих мер прокурорского реагирования; давать согласие дознавателям на возбуждение перед
судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; тщательно
проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения; отстранять дознавателя от дальнейшего расследования,если им допущены нарушения требований УПК
РФ, которые могут повлиять на исход дела.
Прокурор, в соответствии с Приказом Генерального прокурора
РФ от 06.09.2007 No 137 « Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов дознания », обязан при наличии достаточных к тому оснований(в соответствии с п. 11 ч. 2 ст.
37 УПК РФ) изымать любое уголовное дело у органа дознания
и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением
правил подследственности, установленных ст.
151 УПК РФ; ежемесячно проверять в органах дознания законность
и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования; давать согласие на прекращение уголовного дела
по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ; при утверждении обвинительного акта изучать соответствие
содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности
лица обстоятельствам дела; учитывать, что по уголовным делам, дознание по которым проводится дознавателями центральных
аппаратов МВД, МЧС, ФСБ, ФТС,ФСКН и ФССП России, указанные выше полномочия прокуроров реализуются
Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителями.
Надзор в таможенной сфере
Систему прокуратуры
РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные
прокуратуры, научные и образовательные учреждения,редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Для таможенных органов
имеют значение в первую очередь входящие в систему прокуратуры РФ специализированные
прокуратуры, то есть транспортные, поскольку именно они осуществляют надзор за исполнением
законов в таможенных органах.
Надзор за исполнением
законов в таможенных органах осуществляется на основании Приказа Генерального прокурора
РФ от 15 июля 2011 г.No 211 « Об организации прокурорского надзора за исполнением
законов на транспорте и в таможенной сфере » в редакции приказа Генпрокуратуры России от 09.02.2012 No 39. В соответствии с этим
Приказом на управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной
сфере Генеральной прокуратуры РФ, осуществляющего
деятельность на основании Положения об управлении по надзору за исполнением законов
на транспорте и в таможенной сфере, утвержденное
Генеральным прокурором РФ 30.07.2009 возложено:
– надзор за исполнением законов о сохранности федеральной
собственности, закрепленной за федеральными
органами исполнительной власти, уполномоченными
таможенного дела, а также соблюдением ими
бюджетного законодательства;
– надзор за исполнением законов о государственной
службе в ФТС России;
– надзор за исполнением федеральными органами исполнительной
власти и их должностными лицами законов в таможенной сфере, а также за соответствием Конституции и законам
Российской Федерации издаваемых ими нормативных правовых актов;
– надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной
и процессуальной деятельности ФТС России;
– организация надзора за исполнением федеральными
органами исполнительной власти законодательства об административных правонарушениях
в области таможенного дела;
– организация надзора за исполнением требований законов
при обращении в собственность государства арестованного, конфискованного и иного имущества в связи с правонарушениями,совершенными в таможенной сфере, а также вещественных доказательств по уголовным
делам о преступлениях в таможенной сфере;
– организация надзора за законностью наложения ареста
на имущество, применяемого таможенными органами
в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин,налогов за счет имущества плательщика в соответствии
со ст. 156 Федерального закона от 27.11.2010 No 311- ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации
»;
– организация надзора за законностью осуществления
оперативно-розыскной и процессуальной деятельности таможенными органами при выявлении
и расследовании преступлений в таможенной сфере, в том числе должностных преступлений в указанной
области правоотношений.
В состав Управления
входят: отдел по надзору за исполнением законов
на транспорте; отдел по надзору за исполнением
таможенного законодательства; отдел по надзору
за следствием, дознанием и оперативно-розыскной
деятельностью; отдел документационного обеспечения.
На транспортные прокуратуры,приравненные к прокуратурам субъектов Российской
Федерации, Генеральным прокурором возложены
следующие полномочия по организации и осуществлению надзора:
– за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов
таможенными органами, участниками внешнеэкономической
деятельности, иными лицами и органами, соблюдением прав юридических и физических лиц,осуществляющих деятельность в таможенной
сфере;
– за исполнением законов о сохранности федеральной
собственности, закрепленной за органами исполнительной
власти, уполномоченными в сфере таможенного
дела, а также соблюдением ими бюджетного
законодательства;
– за исполнением законов о государственной службе
и законодательства о противодействии коррупции в таможенных органах;
– по организации и осуществлению надзора за исполнением
законов при производстве по делам об административных правонарушениях в области
таможенного дела, а также по делам об иных
административных правонарушениях, возбуждаемых
таможенными органами;
– за исполнением законов при распоряжении обращенным
в федеральную собственность имуществом, а
также вещественными доказательствами по уголовным и административным делам о преступлениях
и правонарушениях, совершенных на транспорте
и в таможенной сфере;
– за законностью наложения ареста на имущество, применяемого таможенными органами в качестве способа
обеспечения исполнения решений о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет имущества плательщика;
– за дознанием и расследованием уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания региональных
таможенных управлений (оперативных таможен)и таможен;
– за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних
дел на транспорте, оперативных подразделениях
региональных таможенных управлений (оперативных
таможнях) и таможен.
В указанной системе
функционируют транспортные прокуратуры на правах районных прокуратур, подчиненные транспортным прокуратурам на правах
прокуратур субъектов федерации.
Все эти меры гарантируют
выполнение задачи обеспечения единой законности в соответствии с такими принципами
деятельности прокуратуры, как единство, централизация, независимость от местных органов власти и управления.
Источник журнал "Таможня" № 11 [370] июнь 2015