Запуск работы Евразийского экономического союза происходит в условиях существенного ухудшения мировой экономической конъюнктуры.
Одним из ключевых условий обеспечения экономического роста является развитие внешней и взаимной торговли.
Организация таможенного контроля в связи
с присоединением к нашему интеграционному сообществу Республики Армения
и предстоящим вступлением Киргизской Республики и дальнейшее
совершенствование таможенного администрирования являются основными
задачами таможенных органов в целях повышения эффективности
функционирования Евразийского экономического союза.
С начала текущего года перемещение
товаров Таможенного союза между Российской Федерацией и Республикой
Армения осуществляется в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита, в порядке, который является аналогичным порядку
перемещения товаров между территориями Калининградской области и нашего
объединения.
В связи с планируемым вступлением в силу
в мае 2015 года договора о присоединении Киргизской Республики к
Таможенному союзу и к единому экономическому пространству мы оказываем
содействие таможенной службе Киргизии в адаптации ее деятельности к
новым условиям. Это оборудование, техническое оснащение пунктов пропуска
на внешней границе, предоставление во временное пользование программных
средств, обучение должностных лиц.
Отмена таможенного контроля на
казахстанско-киргизском участке границы возможна только после оснащения
основных пунктов пропуска необходимым оборудованием. В этом направлении
ФТС России проводит серьезную работу, в том числе и по линии
Межправительственной российско-киргизской комиссии.
В последние годы ФТС России проведены масштабные реформы в области таможенного администрирования.
Последовательно реализовываются планы мероприятий, так называемые "дорожные карты" национальной предпринимательской инициативы.
Введено обязательное предварительное
информирование таможенных органов о товарах, ввозимых автомобильным и
железнодорожным транспортом. 98 процентов предварительной информации
подается до прибытия товаров и транспортных средств, что позволяет нам
заранее провести ее анализ с использованием системы управления рисками.
С 1 января 2014 года таможенные органы
перешли на обязательное декларирование товаров в электронной форме.
Сегодня это 99,9 процента от всего декларационного массива. Развитие
электронного декларирования стало основой для реализации таких
перспективных таможенных технологий, как удаленный выпуск товаров и
автоматическая регистрация деклараций на товары.
Обеспечено право декларантов подать
таможенную декларацию в виде электронного документа в уполномоченный
таможенный орган вне зависимости от места нахождения декларируемых
товаров.
С мая 2014 года на 97 таможенных постах в
рамках пилотного проекта реализуется технология автоматической
регистрации деклараций на вывозимые товары. С применением этой
технологии зарегистрировано свыше 47 тысяч деклараций. Применение такой
технологии исключает возможность несвоевременного принятия поданной
декларации и участие должностного лица таможенного органа в принятии
решения о регистрации деклараций либо в проверке сведений.
Внедрена система межведомственного
электронного взаимодействия. Она предназначена для обеспечения получения
таможенными органами через эту систему всех документов, содержащихся в
базах данных федеральных органов исполнительной власти и необходимых
таможенным органам для выпуска товаров. Всего разработано
45 технологических карт межведомственного взаимодействия,
зарегистрировано 34 электронных сервиса. В перспективе такая система
должна стать основой для реализации механизма "единого окна", одного из
основных интеграционных инструментов, который будет способствовать
совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных
с внешнеэкономической деятельностью.
Благодаря проводимым мероприятиям на
сегодняшний день значительно сокращен перечень документов,
представляемых при декларировании товаров. Отменены требования о
предоставлении паспорта сделки, документов, подтверждающих полномочия
лица, подающего декларацию на товары в электронной форме, уплату или
обеспечение уплаты таможенных платежей, соблюдение требований в области
валютного контроля, транспортных перевозочных документов для вывозимых
товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Кроме этого,
отменено требование о предоставлении ряда документов, подтверждающих
соответствие требованиям технических регламентов и соблюдение запретов и
ограничений.
Дальнейшую работу по сокращению
количества разрешительных документов мы будем проводить по мере
обеспечения бесперебойного функционирования информационной системы между
федеральными органами исполнительной власти.
В результате проводимых мероприятий
среднее количество документов, требуемых для пропуска товаров через
границу при экспорте, составляет шесть единиц, при импорте – восемь.
Минимальное количество документов составляет при экспорте – три, а при
импорте – пять.
Сроки прохождения таможенных операций и
таможенных процедур для товаров, не идентифицированных как рисковые
поставки, по итогам 2014 года при экспорте – 1 час 33 минуты, при
импорте – 5 часов 41 минута. С полутора часов до 30 минут сократилось
время совершения таможенными органами операций, связанных с
осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах
пропуска.
В соответствии с планом
совершенствования таможенного администрирования одним из основных
мероприятий, которые позволят сократить сроки совершения таможенных
операций на этапе декларирования и выпуска товаров, является смещение
акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Для участников внешнеэкономической
деятельности, деятельность которых характеризуется низкой степенью
риска, предусмотрено обеспечение выпуска товаров в течение четырех
рабочих часов с момента регистрации таможенной декларации. Для этого уже
сформирована соответствующая методологическая и нормативно-правовая
база.
В перечень организаций, относящихся к
категории низкого уровня риска, включено 2328 участников
внешнеэкономической деятельности, на долю которых приходится 42 процента
от общего количества оформленных импортных таможенных деклараций и
56 процентов от уплаченных таможенных платежей. Хочу обратить ваше
внимание на эти цифры, речь идет об очень большом количестве участников
бизнеса, которые освобождаются от такого рода процедур. Время выпуска
таких товаров на сегодня уже составляет 3 часа 40 минут.
Учитывая проводимые мероприятия по
упрощению порядка совершенствования таможенных операций, особую роль
играет качество выбора объектов таможенного контроля. В настоящее время в
таможенных органах применяется субъектно-ориентированный подход к
анализу и управлению рисками на основе отраслевого и автоматического
категорирования участников ВЭД. Это позволило существенно сократить
случаи проведения дополнительных проверочных мероприятий при
декларировании товаров участниками внешнеэкономической деятельности,
которые относятся к категории низкого уровня риска.
Доля товарных партий с таможенным
досмотром сократилась в девять раз, с таможенной экспертизой – в три
раза, с запросом дополнительных документов и сведений – в пять раз.
Средний срок выпуска товаров при импорте для таких внешнеэкономических
операторов сократился в три с половиной раза.
Проводится масштабная работа по
внедрению перспективных технологий уплаты таможенных платежей. Внедрены
удаленная оплата таможенных платежей, централизованный учет на уровне
ФТС России всего обеспечения, принятого таможенными операторами,
институт генеральной финансовой гарантии. Сроки доведения информации о
поступлении денежных средств на счета государственных таможенных органов
сокращены до двух часов.
Работе ФТС России по совершенствованию
таможенного администрирования уделяется особое внимание и со стороны
руководства страны. Данные вопросы регулярно рассматриваются на
заседаниях Экономического совета при Президенте Российской Федерации.
Лучшими практиками совершенствования таможенного администрирования,
реализованными таможней России, признаны ускорение прохождения товаров в
автомобильных пунктах пропуска за счет введения предварительного
информирования, уменьшение количества документов, запрашиваемых у
декларантов в бумажном виде, ощутимое сокращение сроков информирования
участников внешнеэкономической деятельности о движении уплаченных ими
денежных средств и категорирование таких участников на основе системы
управления рисками.
Результативность работы таможенных
органов имеет первостепенное значение для пополнения доходной части
бюджета. По состоянию на сегодняшний день нами собрано 1213,4 млрд.
рублей, или это 21,2 процента от суммы прогнозного задания на этот год. В
том числе сумма таможенных платежей, взимаемых при вывозе товаров,
составила 791,2 млрд. рублей, по импорту – 501,5 млрд. рублей.
В дальнейшем в рамках плана мероприятий
"Совершенствование таможенного администрирования" нам предстоит
сократить сроки совершения таможенными органами операций, связанных с
осуществлением государственного контроля в пунктах пропуска, в
автомобильных – до 20 минут, в железнодорожных – до двух часов;
сократить сроки осуществления таможенного контроля при выпуске товаров,
перевозимых воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом до
двух часов, морским транспортом – до разгрузки судна.
В соответствии с поручениями Президента
Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации
планы мероприятий национальной предпринимательской инициативы должны
быть реализованы до 1 декабря 2015 года. На основе предложений, которые
даны были АСИ (Агентство стратегических инициатив) совместно с
Минэкономразвития, разработан комплекс дополнительных мероприятий,
направленных на совершенствование процедуры таможенного транзита,
технологий обеспечения уплаты и возврата таможенных платежей,
установление упрощенного порядка декларирования некоторых категорий
товаров и дальнейшее сокращение сроков получения разрешительных
документов.
В рамках плана мероприятий "Поддержка
доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" проводятся
мероприятия по стимулированию производства несырьевых экспортно
ориентированных товаров и созданию более благоприятных условий для
осуществления экспорта малыми производственными предприятиями.
Кстати, хочется отметить, что в связи с
экономической ситуацией, которая сейчас у нас сложилась, есть очень
хорошие ростки, связанные с экспортом из России: часть продовольственных
товаров теперь идет в такие страны, как, допустим, Азербайджан и
Казахстан, куда мы давно не экспортировали наше продовольствие.
Мы также проводим мероприятия по
развитию интернет-торговли. Прорабатывается возможность создания
института экспортного таможенного представителя. Соответствующие
предложения подготовлены и направлены в Евразийскую экономическую
комиссию.
Кроме этого, в целях создания
благоприятных условий для ведения бизнеса на территории Российской
Федерации нами в инициативном порядке разработан проект федерального
закона, направленный на урегулирование вопросов, связанных с применением
таможенной процедуры "свободного склада". По сути, "свободный склад"
является точечным аналогом особой экономической зоны и наравне с особой
экономической зоной может стать одним из механизмов привлечения
инвестиций в экономику нашей страны. При этом "свободный склад" имеет
ряд преимуществ перед особой экономической зоной в части финансовых,
организационно-технических и временных затрат.
Одним из основополагающих документов
Евразийского экономического союза является таможенный кодекс. Мы также
принимаем самое активное участие в подготовке проекта Таможенного
кодекса Евразийского экономического союза.
Необходимо отметить, что в проекте этого
документа учтены многочисленные предложения российского, белорусского и
казахстанского бизнес-сообщества. Подготовленная редакция таможенного
кодекса предусматривает существенное упрощение порядка совершения
таможенных операций с учетом международных стандартов и мировой
практики. Предусмотрены нормы, позволяющие таможенным органам передавать
предварительную информацию о ввозимых товарах иным государственным
органам с целью осуществления иных видов государственного контроля.
Важным шагом на пути к реализации
основного принципа ЕАЭС – свобода движения товаров на нашем общем,
едином рынке – является отмена с 1 января 2020 года принципа
резидентства. Отмена принципа резидентства предусматривает возможность
таможенного декларирования товаров в любом государстве – члене ЕАЭС
независимо от места регистрации юридических и физических лиц.
Предполагается, что это облегчит осуществление внешнеторговых операций с
учетом выстраивания оптимальных логистических цепочек, а также
сокращение финансовых и других издержек.
В этих целях сформированы предложения по
созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической
деятельности на территории ЕАЭС. В дальнейшем возможна интеграция
системы идентификации с аналогичной системой идентификации ЕАЭС EORI.
При этом для обеспечения учета интересов Российской Федерации очень
важно установление постоянного консолидированного обмена таможенной
информацией, который позволил бы более тщательно отслеживать товарные
потоки во взаимной торговле.
Одним из важнейших инфраструктурных
интеграционных элементов функционирования Единого экономического
пространства является создание единой системы таможенного транзита,
развиваемой одновременно с единой системой гарантий. Это подтверждается
опытом Европейского союза, который реализовал единую систему таможенного
транзита товаров, так называемую NCTS, послужившую ускорению и
упрощению перемещения товаров во взаимной и внешней торговле
Европейского союза.
Перспективой этой работы может стать
интеграция единой транзитной системы Таможенного союза с европейской
транзитной системой, что позволит транспортным компаниям осуществлять
перевозочную деятельность на всем протяжении, от Западной Европы да
Дальнего Востока, сведя к минимуму таможенные и иные формальности. Такая
система сократит зависимость транзита по территории Евразийского
экономического союза от действий иностранных государств и международных
организаций. В настоящее время ФТС России совместно с Евразийской
экономической комиссией и партнерами по Евразийскому экономическому
союзу проводится такая работа.
Необходимо также отметить, что
таможенное законодательство Евразийского экономического союза содержит
широкий перечень инструментов, позволяющих транспортным компаниям
предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов при
транзите товаров, такие как поручительство, денежные средства,
банковская гарантия. При этом сами перевозчики и другие заинтересованные
лица имеют возможность выбрать наиболее удобный и наименее затратный
способ такого обеспечения, в том числе предоставив избранное ими
обеспечение до фактического ввоза товаров на территорию нашей страны.
Мы прилагаем все усилия для создания
благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности с
учетом соблюдения баланса интересов бизнеса и государства.