Ориентация на будущее – ключевое условие развития как инновационного сектора российской экономики, так и таможенной службы. Центральное таможенное управление ставит перед собой задачи по совершенствованию таможенного администрирования, упрощению порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу Таможенного союза, совершенствованию таможенных операций и процедур. О реализации этих амбициозных проектов беседа с начальником ЦТУ Сергеем ПРУСОВЫМ.
– Сергей Николаевич, в прежних
интервью журналу вы много говорили о внедрении перспективных таможенных
технологий. Как этот процесс развивается в настоящее время?
– С 1 октября введено обязательное
предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию
Таможенного союза железнодорожным видом транспорта. Не скрою, что введение
предварительного информирования вызывало у нас некоторое опасение, так как в
июне доля такой информации была на уровне девяти процентов.
Нами была проведена большая
разъяснительная работа с участниками внешнеэкономической деятельности,
организованы семинары с представителями ОАО «РЖД», должностные лица Управления
не раз выезжали на границу для мониторинга ситуации. Кроме того, в управлении с
22 сентября по 14 октября действовала горячая телефонная линия для оперативного
разрешения проблемных вопросов, возникающих при подаче предварительной
информации. И эта серьезная работа дала весомый результат. Уже к 1 октября доля
предварительной информации, поданной в отношении товаров, прибывающих
железнодорожным видом транспорта, составила 97 процентов, а к 1 ноября – сто
процентов.
Введение обязательного
предварительного информирования позволило создать условия для повышения
эффективности и скорости взаимодействия таможенных органов, перевозчиков и
участников ВЭД, а также роста конкурентоспособности российских железных дорог.
– Какие перспективы развития новых
таможенных технологий?
– Сейчас нами проводятся мероприятия,
направленные на реализацию технологии автоматической регистрации таможенной
декларации, поданной в виде электронного документа. Для отработки
технологических решений и алгоритмов автоматической регистрации деклараций на
товары, поданной в электронной форме, определены объекты пилотной зоны. В нее
включены 15 таможенных органов региона деятельности ЦТУ.
Мы активно участвуем в различных
пилотных проектах по реализации программы «Стратегия развития таможенной службы
РФ до 2020 года». Один из них – удаленная уплата таможенных платежей, которая
является составляющей автоматического выпуска товаров. Эта технология была
продемонстрирована на недавней Международной выставке «Таможенная служба-2014»
премьер-министру России Дмитрию Медведеву, который посетил стенд ЦТУ. Мы
продемонстрировали Дмитрию Анатольевичу технологию удаленного выпуска товаров на
примере взаимодействия Северо-Западного и Центрального таможенных управлений.
Товар находился в порту УстьЛуга, а декларация на него подавалась на таможенном
посту в Калужской таможне.
Новым перспективным решением в этом
проекте является удаленная уплата таможенных платежей, указанная в плане
мероприятий «дорожная карта».
Теперь время, необходимое таможне для
зачета внесенных денежных средств, составляет не более трех – пяти минут.
Операторы платежей являются гарантами
их зачисления на счет.
Продемонстрированный проект
заслуживает особого внимания. Он не только предлагает бизнесу возможность уплаты
платежей со своего «рабочего места» через Интернет, но и в совокупности с
технологией удаленного выпуска позволит сократить простои транспортных средств и
логистические издержки. Он также позволит владельцу товара сразу после
таможенной очистки перемещать его в любую точку России любым видом транспорта.
Реализация этого проекта является
положительным примером сотрудничества государства и бизнеса с целью
экономического развития не только центрального региона, где в том числе
размещается производство компании «Фольксваген», но и морского порта на границе
страны. Принципы, положенные в основу демонстрируемой технологии, способствуют
значительному развитию сервиса услуг по уплате таможенных платежей. В этот
сервис входит создание «личного кабинета» плательщика на Web-портале оператора
(таможенных платежей с предоставлением широкого спектра дополнительных функций и
возможностей), возможность оплаты непосредственно из программ для подачи
деклараций в систему электронного декларирования, а в ближайшее время
планируется предоставить возможность удаленной оплаты непосредственно через
интернет-портал ФТС России.
– Сейчас некоторые западные страны
вводят против нашей страны санкции. Мы принимаем ответные меры, в том числе
ограничивая ввоз сельхозпродукции. Какую роль здесь играют таможенники ЦТУ?
– Территориально регион деятельности
ЦТУ соответствует границам Центрального федерального округа, в который поступает
до 70 процентов импортируемых в Россию товаров. В условиях введенных ограничений
на импорт сельскохозяйственной продукции мы тщательно отслеживаем страну
происхождения таких товаров, предотвращаем попытки их незаконного ввоза. Для
реализации Указа Президента РФ ЦТУ осуществляется ежедневный мониторинг
доставляемых в наш регион товаров, ведется их контроль на постах, в том числе и
с применением системы управления рисками. Кроме того, в таможнях созданы
мобильные группы по предотвращению ввоза в нашу страну товаров, «попавших под
ответные санкции».
В состав мобильных групп входят
представители правоохранительных подразделений таможен, должностные лица постов.
Учитывая существующие законодательные ограничения для таможенных органов РФ по
самостоятельному проведению контроля вне зон таможенного контроля в отношении
транспортных средств, осуществляющих перевозки товаров, такие проверочные
мероприятия проводятся мобильными группами во взаимодействии с иными
заинтересованными государственными структурами.
В настоящее время Брянской и
Смоленской таможнями налажено взаимодействие и информационный обмен с
представителями Пограничных управлений ФСБ России, Управлений Россельхознадзора,
ГИБДД и УГАДН.
Например, недавно смоленские
таможенники совместно со специалистами Россельхознадзора по Смоленской области
предотвратили ввоз по железной дороге 1023 тонн (27 вагонов) мороженых и соленых
куриных окорочков и 435 тонн (двенадцать вагонов) субпродуктов кур домашних
(куриная шкурка), произведенных в США, Германии и Нидерландах. Груз следовал в
Узбекистан и Киргизию.
– Можно рассказать об этом подробнее?
– При досмотре товаров было выявлено
большое количество сопутствующих нарушений. Они касались несоответствия сведений
о товарных партиях, датах изготовления товаров, нанесенных на упаковку, со
сведениями, указанными в ветеринарных сертификатах. Ряд номеров самих
сертификатов, указанных на упаковках, в транзитных документах вообще не
значился. Некоторые вагоны оказались загружены «навалом», что привело к
повреждению упаковки, а на части ввезенной продукции были установлены следы ее
дефростации (разморозки).
Ввоз таких товаров в Российскую
Федерацию запрещен, и по выявленным фактам были возбуждены дела об
административных правонарушениях (АП) по ч. 1 ст. 16.3 КоАП России. Вагоны с
«курятиной» были вывезены за пределы России.
Также смоленскими таможенниками была
пресечена попытка ввоза в обход «продуктового эмбарго» сыров «Эдам» и «Гауда»
весом более 17 тонн и общей стоимостью более 54 тысяч евро. Таможенники провели
досмотр двух железнодорожных контейнеров, якобы следовавших транзитом через
территорию РФ в Монголию. По документам отправителем товаров являлась немецкая
фирма, зарегистрированная в Берлине, 22 № 24 [359] декабрь 2014 ТАМОЖНЯ а
получателем – монгольская фирма в Улан-Баторе. Согласно ветеринарному
сертификату страной происхождения сыра являлась Германия, входящая в Европейский
союз.
Белгородскими таможенниками был
перекрыт крупный канал по незаконному ввозу в Россию еще одного запрещенного
продукта. В Шебекинском районе Белгородской области недалеко от границы
сотрудники Белгородской таможни пресекли незаконный ввоз из Украины в РФ крупной
партии сала.
Жители Белгородской области ввозили
товар в обход пункта пропуска. В остановленном автомобиле ГАЗ таможенники
обнаружили 37 картонных коробок, в которых находилось более тонны свиного сала.
А в двух газелях контрабандисты перевезли в общей сложности еще 234
полипропиленовых мешка с 4,5 тонны сала. Но это оказалось только верхушкой
айсберга контрабандной партии товара.
Отследив путь следования
контрабандного каравана, таможенники выявили, что перегруз товара осуществлялся
в рефрижераторы на территории одной из организаций в городе Шебекино. По
результатам досмотра было выявлено еще 40 тонн сала. На упаковках всей партии
товара была указана страна происхождения Дания.
Также была указана страна
предназначения – Украина.
– Какое наказание ждет тех, кто
нарушает закон?
– В отношении задержанных товара и
транспортных средств проводится проверка, возбуждены дела об административных
правонарушениях: три по статье 16.1 ч.1 КоАП России «Незаконное перемещение
через границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств
международной перевозки» и два по статье 16.21 ч.1 КоАП России «Незаконные
приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или)
транспортных средств».
Помимо пресечения попыток ввоза
«санкционных товаров» на границе, п о д р а з д е л е н и я м и таможенного
контроля после выпуска товаров проводятся проверочные мероприятия в отношении
реализаторов сельскохозяйственных товаров на внутреннем рынке для установления
законности ввоза их на территорию Таможенного союза и Российской Федерации.
Такие мероприятия касаются продуктовых магазинов, продовольственных и
плодоовощных баз и проводятся в тесном взаимодействии с территориальными
подразделениями ФНС, МВД, Роспотребнадзора, Россельхознадзора и иных
контролирующих ведомств.
– Насколько ощутим результат этой
работы?
– Результатом такого взаимодействия
является возбуждение дел об административных правонарушениях по статьям 15.12,
14.15, 14.2 КоАП РФ, конфискация судом товаров (плодоовощная продукция) общим
весом около 3,5 тонны, арест и снятие с реализации товаров общим весом около 15
тонн.
Центральное таможенное управление
ставит перед собой новые задачи по совершенствованию таможенного
администрирования, упрощению порядка перемещения товаров и транспортных средств
через границу Таможенного союза, усовершенствованию таможенных операций и
процедур. Мы стремимся сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее
затратными, с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за
счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов
таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
– А каким образом осуществляется
постконтроль в целом?
– Таможенный контроль после выпуска
товаров сегодня является достаточно эффективным механизмом защиты экономических
интересов государства.
В соответствии с ориентирами,
определенными программой «Стратегия развития таможенной службы РФ до 2020 года»,
система таможенного контроля в современных условиях должна осуществлять
эффективное противодействие угрозам безопасности государства в части пресечения
и предупреждения правонарушений в области таможенного дела, способствовать
пополнению доходной части федерального бюджета. Вместе с тем она одновременно
должна содействовать развитию внешнеэкономической деятельности, обеспечивая
благоприятные условия для ее участников, упрощая таможенные формальности.
Естественно, в таких условиях акцент
таможенного контроля планомерно переносится на этап после выпуска товаров и
транспортных средств («постконтроль»). Для реализации поставленных ориентиров
нами проводится планомерная работа, направленная на повышение качества
мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров, совершенствование
механизмов межведомственного взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и
иными контролирующими органами начиная с обмена информацией до организации
совместных проверок.
О результатах работы можно судить по
таким цифрам. В истекшем периоде 2014 года подразделениями таможенного контроля
после выпуска товаров ЦТУ проведено 675 таможенных проверок, 84 процента которых
(566 проверок) являлись результативными. По итогам этих проверок в бюджет страны
дополнительно начислены таможенные пошлины, налоги и штрафы на сумму более 1,2
миллиарда рублей, возбуждено десять уголовных дел и 348 дел об административных
правонарушениях.
Источник: Журнал «Таможня» № 24 (359) – декабрь 2014 года