В Иркутской таможне проводится большая целенаправленная работа за соблюдением законодательства. Особое внимание направлено на совершенствование работы по рассмотрению жалоб в сфере таможенного дела
В случае несогласия с решениями или действиями (бездействием) таможенного органа (должностных лиц таможни), их можно обжаловать, обратившись в Иркутскую таможню, либо вышестоящий таможенный орган. Этим правом в равной степени обладают все участники внешнеэкономической деятельности - физические и юридические лица.
Необходимо отметить, что количество жалоб на неправомерные действия (бездействие) иркутских таможенников из года в год значительно сокращается. Этому способствует, в том числе, разъяснительная работа, проводимая Иркутской таможней в сфере нового таможенного законодательства, а также возможность получить как юридическим, так и физических лицам в правовом отделе таможни на бесплатной основе в рамках государственных услуг профессиональную консультацию в сфере таможенного дела.
За истекшее время 2013 года в Иркутскую таможню не поступило ни одной жалобы. В тоже время одна жалоба поступила в Сибирское таможенное управление на неправомерность действий должностных лиц таможенного поста Аэропорт Иркутск.
Суть возникшей конфликтной ситуации заключалась в следующем: находясь на отдыхе в Таиланде, житель г. Иркутска приобрел для личного пользования в Бангкоке комплект садовой мебели из бамбука, а также набор плетеных корзин из ротанга. Всего авиатранспортом в Иркутск несопровождаемым багажом прибыли 3 грузовых места общим весом 71 кг. В соответствии с законодательством товары были помещены на склад временного хранения (СВХ) ОАО «Международный Аэропорт Иркутск».
Через пару дней после прибытия груза в Иркутск, в присутствии таможенников, на СВХ товар был осмотрен и взвешен владельцем (получателем) груза. Результаты таможенного наблюдения за совершением операций с товарами зафиксированы в акте таможенного наблюдения. И только на следующий день гражданином была подана на таможенный пост Аэропорт Иркутск пассажирская таможенная декларация. В объяснениях данного гражданин по поводу несвоевременности подачи декларации было указано, что в день прибытия груза из Таиланда в международный аэропорт Иркутск пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, так как он не знал о такой необходимости.
В настоящее время законодательством установлено, что товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза весом более 50 кг, общая стоимость которых в эквивалентном выражении превышает 1500 евро (при перемещении товаров воздушным транспортом –10000 евро) необходимо декларировать в обязательном порядке в письменном виде. Кроме того, товары подлежат уплате таможенной пошлины, налогов по единой ставке 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения нормы 50 килограммов и (или) стоимостной нормы 1500 евро.
Согласно таможенного приходного ордера, таможенные платежи в данном случае составили порядка 11, 5 тысяч рублей. Однако гражданин, не согласившись с суммой начисленных платежей, обратился с жалобой в вышестоящий таможенный орган на действия иркутских таможенников.
- Хочу сразу заметить, что сложившуюся ситуацию нельзя назвать типичной. Скорее, это исключительный случай, так как обычно граждане, задумав что- либо приобрести за рубежом значительное (в данном случае мебель) обычно заблаговременно интересуются правовыми, финансовыми и т.д. последствиями таких поступков, - говорит начальник правового отдела Иркутской таможни Татьяна Татаурова.- Перекладывая ответственность на иркутских таможенников, гражданин при этом совсем не удосужился поинтересоваться таможенным законодательством, несмотря на то, что ему это неоднократно предлагалось таможенными инспекторами, по прибытии груза в Иркутск, в рамках оказания нами государственной услуги по информированию и консультированию граждан.
В порядке ведомственного контроля была проведена проверка действий должностных лиц таможенного поста Аэропорт Иркутск, связанных с таможенным декларированием данных товаров. В результате действия должностных лиц таможни признаны правомерными, в удовлетворении жалобы отказано.