Калининградская область – регион особый. Уникальное географическое расположение российского эксклава: границы с государствами Евросюза с юга и востока, воды Балтийского моря с севера и запада, действие Особой экономической зоны на территории области – всё это не может не сказываться на специфике работы и местных предпринимателей, и таможенных органов.
В зоне деятельности Калининградской областной таможни имеются все из существующих видов пунктов пропуска: автомобильные, морские, железнодорожные и воздушный. Активное внедрение и совершенствование современных таможенных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование, а также реализация Концепции таможенного оформлении и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе, оказало определённое влияние на логистику перемещения товаров: преимущество, хоть и с небольшим перевесом, всё же остаётся за автомобильными перевозками.
Так, в 2010 году автомобильным транспортом через российско-польские и российско-литовские пункты пропуска государственной границы Российской Федерации было перемещено 1015,6 тысяч тонн грузов (импорт – 897,1, экспорт – 118,5), что составило 21,2% от общего объёма. По железной дороге изв Калининградскую область доставили 810,8 тысяч тонн грузов (импорт – 623,9, экспорт – 186,9). От общего объёма это 16,1%. Статистика за первый квартал текущего года выглядит следующим образом: автомобильные перевозки – 208,9 тысяч тонн, железнодорожные – 148,9 тысяч тонн, что составило 23,8% и 16,8% от общего объёма соответственно.
Следует подчеркнуть, что с 1 июля 2010 года, то есть с момента создания Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, объёмы товаров, имеющих статус Таможенного союза, перемещаемых между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации с использованием железнодорожного транспорта значительно выросли и составили 50-60% по сравнению с общими объёмами. Это свидетельствует о том, что предприниматели, работающие с «большой» Россией, находят такую логистику эффективной. Однако при ввозе в Калининградскую область товаров, имеющих статус иностранных, возникают определённые трудности. Речь идёт о разнице в ширине российской и европейской железнодорожной колеи. И здесь перевозчики, как правило, сталкиваются с дополнительными затратами на перегрузку, что снижает привлекательность такого вида доставки.
Руководство Калининградской областной таможни, Правительство Калининградской области при поддержке Министерства транспорта России и в тесном взаимодействии с представителями бизнес-сообщества проводят постоянную работу, направленную на создание дополнительных возможностей для осуществления грузоперевозок, в том числе по железной дороге. Например, в марте этого года в городе Черняховск, расположенном в самом центре области и являющимся крупным транспортным узлом, в помещениях СВХ «ДВ транспорт» открылся Пригородный таможенный пост. Примечателен он прежде всего тем, что находится как раз на стыке европейской и российской железных дорог. Это означает, что грузы, доставляемые из Европы железнодорожным транспортом, не нужно перегружать с узкой колеи на широкую, а можно сразу, без дополнительных затрат, либо доставить в пункт назначения на территории области, либо транзитом вывезти на остальную часть России.
Кроме того, по инициативе Правительства Калининградской области Министерством транспорта России рассматривается вопрос о снижении стоимости перевалки грузов. В то же время руководство РЖД использует в своей работе гибкую тарифную систему, применяя понижающие коэффициенты и другие инструменты, стимулирующие увеличение грузопотоков, перемещаемых железнодорожным транспортом.
По оценкам экспертов в ближайшие годы номенклатура перевозимых грузов станет значительно шире, поток их будет удваиваться с каждым годом. Коснётся это в том числе и железнодорожных перевозок. Модернизация инфраструктуры существующих железнодорожных пунктов пропуска, применение конкурентных тарифов, наличие необходимого числа единиц подвижного состава придадут импульс развитию транспортного комплекса региона в целом и железной дороги в частности.