Формирование Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана высветило проблемы конкурентоспособности транспортных систем и таможенных процедур трех стран. 23 марта Минэкономразвития России высказало правительству России в связи с предстоящим совещанием профильных ведомств стран ТС по тарифной политике озабоченность возможной переориентацией транзитных грузопотоков в России на Беларусь и Казахстан. Потому что тарифы на транзит грузов, да и общая стоимость обслуживания транзитных грузопотоков в Беларуси и Казахстане минимум на треть ниже, чем в России. А процедуры таможенного оформления экспортно-импортных товаров в Казахстане и особенно в Беларуси занимают куда меньше времени, чем в РФ. Поэтому российские экспортные грузы, как считают в минэкономразвития, тоже могут "выходить" в дальнее зарубежье, скажем, не через балтийские порты России, а через белорусские транзитные артерии.
На судебные претензии Белоруссии к России по поводу пошлин на нефтепродукты, у Москвы, как обычно, нашелся асимметричный газовый ответ. Зампред правления «Газпрома» по финансам, глава совета директоров Белгазпромбанка Андрей Круглов сообщил, что Минск на сегодняшний день задолжал за газ 94,5 млн долл. В концерне отказались комментировать этот вопрос. Но как стало известно «Времени новостей», долг накопился за первые два месяца в связи с тем, что «Белтрансгаз» по инициативе белорусской стороны платит за газ не в соответствии с контрактом, а по разумению руководства страны.
Генпрокуратура РФ направила в Северо-Кавказский окружной военный суд дело о контрабанде крупной партии ширпотреба из стран Ближнего Востока через аэропорт Сочи. Его фигурантами являются милиционеры, таможенники и коммерсанты. Их деятельность, по данным следствия, прикрывали генерал Виктор Сюсюра, в последнее время занимавший пост главы МВД Бурятии, и его заместитель Андрей Шурупов. По версии следствия, в 2004-2006 годах контрабандисты незаконно завезли в Россию товаров почти на 2 млрд руб. Между тем еще одному фигуранту этого расследования — недавно задержанному начальнику оперативно-розыскного бюро (ОРБ) N 11 МВД РФ Сергею Мотину — предъявлено обвинение в контрабанде.
Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) предлагает петербургским автопроизводителям оформлять импортные комплектующие на одном специализированном посту, рассказал первый замначальника СЗТУ Юрий Лямкин, — такой пост в течение месяца может быть создан на сухопутном терминале Национальной контейнерной компанией (НКК) в Шушарах.
12 марта 2010 по инициативе начальника Василеостровского таможенного поста Санкт-петербургской таможни проведена рабочая встреча с руководством УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиала ФГУП «Почта России», на которой присутствовали заместитель начальника УФПС Сергей Николаевич Пилькевич, советник директора УФПС Владимир Евгеньевич Самбур, а со стороны таможни – начальник Василеостровского таможенного поста Олег Юрьевич Гусев и начальник ОТО и ТК № 2 Валерий Константинович Тарасевич.
Страны - участницы Таможенного союза, который стал действовать с 1 января 2010 года между Россией, Белоруссией и Казахстаном, придают особое значение созданию прозрачной и эффективной системы разрешения разногласий, в первую очередь, экономических. Об этом представители трех стран заявили на конференции "Техрегулирование 2012" в Москве.
В четверг Таможенный союз наконец утвердил механизмы распределения ввозных таможенных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Согласно принятому решению, в бюджет РФ будет перечисляться 87,97% от объема ввозных таможенных пошлин, в бюджет Белоруссии − 4,7%, Казахстана − 7,33%. Эксперты называют заключение подобного соглашения «большим прогрессом», хотя и отмечают, что решение самых спорных вопросов − о пошлинах на импорт нефти и высокотехнологического оборудования − в очередной раз отложено «до лучших времен».
Создание Таможенного союза, а в перспективе – Единого экономического пространства, которое объединит территории России, Белоруссии и Казахстана, несет в себе потенциальные угрозы деградации некоторых российских регионов. Это связано с возможной переориентацией значительной части импортных потоков на Казахстан и Белоруссию. В результате, к примеру, петербургский порт, который сегодня обрабатывает пятую часть китайского импорта в Россию, недосчитается значительной части этих грузов.
Российское правительство откажется от сохранения высоких таможенных пошлин в самое ближайшее время, когда они потеряют смысл и будут только вредить экономике страны. О шагах по смягчению таможенного режима вчера рассказывал премьер Владимир Путин на очередном заседании президиума правительства.
Преимущества перехода к общей таможенной территории, а затем и Единому экономическому пространству Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана теоретически очевидны. Однако чтобы они стали реальностью, предстоит разрешить еще немало проблем. Одна из них в том, чтобы предотвратить попадание на создаваемый общий рынок трех стран некачественной, а то и просто опасной для пользователя продукции. Но пока понятия о том, что в этой сфере хорошо, а что не очень, в трех странах порой расходятся.