В многоуровневом таможенном законодательстве в рамках Таможенного союза (ТС), хоть это и усложнило их работу, участники внешнеэкономической деятельности разобрались. Однако, по мнению многих экспертов, пока Таможенный союз в целом не оправдывает ожиданий бизнеса.
По итогам первых четырех месяцев 2011 года таможнями СЗТУ (без Калининградской области) за различные правонарушения в таможенной сфере возбуждено 311 уголовных дел. В структуре таможенных преступлений продолжает преобладать контрабанда. По статье 188 УК РФ «Контрабанда» возбуждено 244 уголовных дела, что несколько меньше чем в аналогичном периоде прошлого года – 281 уголовное дело. Уменьшилось и количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами по выявленным фактам уклонения от уплаты таможенных платежей (ст.194 УКРФ) – 21 уголовное дело (в аналогичном периоде 2010 года – 51) и в 11,5 раз увеличилось - по выявленным фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте по ст.193 УК РФ. Возбуждено 46 уголовных дел (в аналогичном периоде 2010 года -4).
В Новосибирске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления (СТУ), один из вопросов которой был посвящён итогам деятельности таможенных органов СТУ в рамках Таможенного союза, а также результатам применения Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В мероприятии приняло участие руководство СТУ и таможенных органов региона.
С началом навигации Хабаровской таможней, при участии краевого Управления ФСБ России и подразделений пограничного контроля, проведены оперативно-профилактические мероприятия в международном речном пункте пропуска «Хабаровск» (пассажирский). Мероприятия проводились в целях предотвращения нарушений таможенного законодательства, связанного с уклонением от уплаты таможенных платежей физическими лицами, перемещающими товары народного потребления, предназначенные для коммерческих целей, под видом туристического багажа.
Федеральная таможенная служба в конце прошлого года заявила, что на 100% готова принимать декларации по Интернету. А насколько готов к этому бизнес и почему в вопросе информационных технологий государственные органы опередили негосударственный сектор? На эти вопросы отвечает советник руководителя ФТС России Александр Дуров.
Действующее на сегодняшний день законодательство позволяет нашим гражданам в рамках таможенного союза свободно перемещать товары без уплаты таможенных пошлин. Упрощенный порядок ввоза действует и в части транспортных средств, которые были ввезены на территорию Казахстана и Беларуси до первого января 2010 года и прошедшие там таможенное оформление. При этом должно соблюдаться еще одно условие. Ввозимое транспортное средство должно соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609, то есть ЕВРО 4.
По данным таможенной статистики в январе-марте 2011 года внешнеторговый оборот России составил 173,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с январем-мартом 2010 года возрос на 29,9%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 144,5 млрд.долларов США (рост на 26,0%), со странами СНГ – 28,5 млрд.долларов США (рост на 53,9%).
ФТС в преддверии летнего сезона напоминает туристам о требованиях, связанных с провозом через таможню личных вещей и наличной валюты. Новые правила действуют на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Свободное обращение товаров между этими государствами и единые правила, регулирующие внешнюю торговлю при их вывозе за пределы Таможенного союза регулирует Таможенный кодекс таможенного союза.
Таможенный пост ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни, обслуживает пассажирские и грузовые перевозки в Эстонию из России и обратно. Еженедельно этот участок границы пересекают от 55 до 65 составов грузовых поездов, из них: наливных - 25; сыпучих- 15; контейнеров - 130; сложных вагонов – 10. Кроме перевозки товаров по железной дороге, существует еще вариант перевозки автомобильным транспортом через МАПП Ивангород, также находящимся в зоне деятельности Кингисеппской таможни. И преимущество перевозок автомобильным транспортом пока что оспорить сложно. Привлекательность логистики перевозок на железнодорожном транспорте для участников внешнеэкономической деятельности заключается в том, чтобы максимально уменьшить время таможенного оформления товаров для выпуска в свободное обращение.
Одна из главных задач подразделений валютного контроля таможенных органов Сибири – выявление нарушений валютного законодательства при перемещении участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также при ввозе товаров в Российскую Федерацию и их вывозе из неё. Таможенными органами Сибирского таможенного управления (СТУ) проводятся проверки соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, по поручениям ФТС России, СТУ и по собственной инициативе таможенных органов.