20 сентября 2013 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел заседание Коллегии ФТС России, где были рассмотрены вопросы готовности таможенных органов Российской Федерации к введению с 1 января 2014 года обязательного декларирования товаров в электронной форме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», с 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров с использование декларации на товары производится в электронной форме. Письменные (на бумаге) таможенные декларации будут использоваться в исключительных случаях, определенных Правительством РФ.
Коллегия отметила, что 2013 год стал рубежным по переходу на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме. Таможенные декларации в электронной форме занимают свыше 98 процентов в общем декларационном массиве с начала 2013 года. Письменная форма таможенного декларирования уже сейчас стала особенностью.
Внедрение электронного таможенного декларирования шло последовательно. Первая электронная таможенная декларация в России была выпущена 25 ноября 2002 года по технологии «ЭД-1» (подключение по выделенному каналу связи). Ввиду высоких затрат по технологии «ЭД-1» к 2008 году подавалось не более 9% всего объема деклараций. Массовый переход на электронное декларирование начался с сентября 2009 года после внедрения технологии «ЭД-2» (подключение по сети «Интернет»). В октябре 2010 года абсолютно все таможенные посты, принимающие декларации, могли принимать их в электронной форме по сети «Интернет». В 2012 году на Портале ФТС России была реализована возможность подачи декларации на товары напрямую, без отдельного программного обеспечения, без какой-либо предварительной подготовки, кроме получения электронной подписи.
Сейчас участники ВЭД могут подавать декларации в электронной форме при помещении товара под любую таможенную процедуру из предусмотренных таможенным законодательством, кроме трех (отказ в пользу государства, уничтожение, специальная таможенная процедура). Это связано со случаями, когда закон требует представления документов на бумажном носителе: например, при процедуре «отказ в пользу государства» первый экземпляр таможенной декларации представляется в Росимущество, при процедуре «уничтожение» необходим акт об уничтожении, выданный уполномоченной организацией. Однако, доля товаров, помещаемых под эти три процедуры, незначительна, она не превышает 0,5% от общего декларационного массива.
ФТС России подготовила и согласовала со всеми заинтересованными ведомствами проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении категорий товаров, лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». В нем перечислены случаи, когда с 1 января 2014 года декларанты смогут осуществлять таможенное декларирование в письменной форме. Они связаны со спецификой информации о товаре (государственная тайна), спецификой таможенных процедур (уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура) и рядом случаев (например, пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, декларирование товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров физическими лицами или в адрес физических лиц). Причем, право выбора формы декларирования остается за декларантом.
ФТС России разработала и внедрила в таможенных органах автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов. Чтобы у декларантов не было необходимости представлять разрешительные документы, содержащиеся в базах данных государственных органов, ФТС России организует электронное межведомственное взаимодействие. Разработаны 32 технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ), из них 31 – с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и одна – с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. 26 ТКМВ уже одобрены на заседаниях подкомиссии при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
Развитие электронного декларирования товаров в сочетании с внедрением таможенных технологий, базирующихся на электронном документообороте, позволило ФТС России создать центры электронного декларирования – специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме. В настоящее время в системе таможенных органов функционируют 26 ЦЭДов, расположенных во всех федеральных округах.
Коллегия ФТС России подтвердила, что проведенный комплекс технических, технологических и организационных мероприятий позволит таможенным органам Российской Федерации обеспечить реализацию с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования с использованием декларации на товары в электронной форме.