Таможенные органы в соответствии с правом ЕАЭС и уголовно-процессуальным законодательством являются органами дознания. С 1 февраля 1994 года во всех таможнях и управлениях приказом ГТК РФ от 13 января 1994 года № 7 созданы подразделения дознания. Изначально таможенные органы как органы дознания были уполномочены только на производство неотложных следственных действий по двум видам преступлений: контрабанда и незаконный экспорт товаров (ст. 78 и 78.1 УК РСФСР). К 1997 году данная компетенция расширилась до пяти видов преступлений: контрабанда, незаконный экспорт, невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния, нарушение таможенного законодательства РФ, уклонение от уплаты таможенных платежей1. Кроме того, с 1 июля 1994 года таможенные органы наделены полномочиями по производству дознания по уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей, а с 1 июля 2002 года – по контрабанде. В декабре 2011 года из УК РФ была исключена ст. 188 (контрабанда), а таможенные органы лишены права производства дознания, при этом сохранились полномочия только по производству неотложных следственных действий по шести статьям УК РФ2. Вернуть полномочия по производству дознания3, а также расширить компетенцию по производству неотложных следственных действий4 таможенным органам удалась в 2013 году. С этого года компетенция дознавателей таможенных органов неуклонно расширяется как в части неотложных следственных действий, так и дознания5. С 2013 года по настоящее время таможенными органами результативно окончено 1 798 уголовных дел исключительной компетенции, по которым судами вынесено 847 обвинительных приговоров. Принято решений о назначении судебных штрафов по 307 делам. Возмещено ущерба в размере 10,6 млрд руб., в двукратном размере – на сумму 631 млн руб. Конфисковано наличных денежных средств в размере 549,3 млн руб. Учитывая, что за указанный период по 3 665 уголовным делам о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов таможенными органами также проводились неотложные следственные действия, в настоящее время прорабатывается вопрос о наделении дознавателей правом производства дознания по указанной категории преступлений. Для расследования указанных преступлений таможенные органы имеют достаточно практического опыта, в том числе полученного в рамках административного производства по главе 16 КоАП РФ. Также у таможенных органов имеются собственные экспертные учреждения, а в штате каждого таможенного органа – специалисты по всем направлениям таможенного дела. Полагаю, что выявляемые таможенными органами в ходе таможенного контроля и оперативно-разыскных мероприятий преступления, предусмотренные ст. 226.1 УК РФ, не отличаются сложностью в расследовании от уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей. А выявленная контрабанда, совершенная физическими лицами в условиях очевидности, не представляет сложности в расследовании, поскольку заключается в проведении в кратчайшие сроки ограниченного числа мероприятий по фиксации обстоятельств совершенного противоправного деяния. Работа дознавателей в первую очередь должна быть нацелена на результативное расследование уголовных дел. Под результативностью мы понимаем уголовное дело, оконченное составлением обвинительного акта или обвинительного постановления. Также к результативно расследованным относятся уголовные дела, прекращенные в связи с возмещением причиненного преступлением ущерба. С учетом неуклонного расширения компетенции дознавателей таможенных органов наша задача состоит в формировании положительной правоприменительной практики в условиях расширения компетенции.
1. Ст. 78, 78.1, 78.2, 169, ч. 2 и 3 ст. 162.6 УК РСФСР (с 1997 года – ч. 2–4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ). 2. Ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ. 3. По ч. 1 и 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ. 4. По ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1 УК РФ. 5. Ч. 2 ст. 200.2, ч. 1 ст. 200.2, ч. 1 ст. 193, ч. 1 ст. 193.1 УК РФ.
Источник: журнал «Таможня» №1, 2024 г.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|