|
|
|
|
» Экспорт и импорт товаров в 2023 году
1 февраля 2024 | Новости ВЭД |
|
|
Экспорт товаров в 2023 году сократился по сравнению с 2022 годом в большей степени из-за снижения мировых цен на сырьевые товары. Его стоимостный объем сложился около уровня 2019 года. Физические объемы экспорта в 2023 году были меньше, чем в 2021 году, из-за внешнеторговых ограничений - следует из отчета отчета Платежный баланс Российской Федерации за IV квартал 2023 года, опубликованный ЦБ РФ.
Экспорт товаров и услуг
Экспорт товаров. В IV квартале 2023 г. стоимостный объем экспорта товаров уменьшился. Его сокращение к аналогичному периоду 2022 г. ускорилось до 27% г/г (III квартал 2023 г.: -23% г/г), а к 2021 г. – до 32% (III квартал 2023 г.: -18%). Экспорт российских товаров сдерживали внешнеторговые ограничения, низкий спрос на международном рынке в условиях замедления роста мировой экономики в 2023 г., а также проблемы с морскими перевозками из‑за неблагоприятных погодных условий. Вместе с тем экспорт поддержало перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы. По данным ФТС России, доля Европы в российском экспорте товаров снизилась с 46% в январе–ноябре 2022г. до20% в январе–ноябре 2023г., тогда как доля Азии увеличилась с 48 до 72%. На экспорте благоприятно сказался и хороший урожай зерновых. Стоимостный объем экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья в январе–ноябре 2023г. вырос на7% г/г и более чем на 20% к аналогичному периоду 2021 года. Нефть. Уменьшение скидок на российскую нефть поддержало стоимостный объем нефтяного экспорта. В IV квартале 2023 г. цена на нефть марки Brent– международный стандарт ценообразования – составила 84 долл. США/барр., а российской марки Urals– 73 долл. США/барр. Таким образом, спред между ними сократился до 11 долл. США/барр., или до 13% (III квартал 2023 г.: 13 долл. США/барр., или 15%; IV квартал 2022 г.: 26 долл. США/барр., или 29%). Цена нефти российской марки Urals даже выросла на 17% г/г, хотя сложилась ниже, чем в IV квартале 2021 г. и III квартале 2023 года. Физический объем поставок нефти по‑прежнему сдерживало добровольное сокращение экспорта России на 300 тыс. барр. в день по сравнению с уровнем мая – июня . При этом оно оставалось одним из факторов снижения дисконта для российской нефти. Введенные в сентябре ограничения Правительства Российской Федерации на вывоз нефтепродуктов постепенно ослаблялись в IV квартале по мере насыщения внутреннего рынка. В октябре был отменен запрет на экспорт дизельного топлива при поставке в морские порты по трубопроводам. В ноябре – запрет на экспорт автомобильного бензина и летнего дизельного топлива. Отмена ограничений поддержала экспорт нефтепродуктов. Вместе с тем на экспорте негативно сказались погодные условия: из‑за штормов на Черном море были приостановлены работы по перевалке и отгрузке нефти, ограничено судоходство в портах. Природный газ. Мировые цены на газ выросли на16% кв/кв в силу опасений нестабильных поставок из‑за напряженности на Ближнем Востоке. В IV квартале 2023г. индекс цен все еще превышал средний уровень за аналогичный период 2017–2021годов. Снижение цен по сравнению c соответствующим периодом рекордного 2022г. замедлилось до 59% г/г. В IV квартале объем поставок газа из России по трубопроводам в Европу вырос на14% кв/кв (+23%г/г) в преддверии отопительного сезона. Суточный объем поставок газа из России в КНР по газопроводу «Сила Сибири» достиг очередного исторического рекорда и превысил контрактные обязательства. В целом за 2023 г. он увеличился до23млрдм3, или в 1,5раза г/г. При этом рост поставок в КНР на 7 млрд м3 г/г лишь частично компенсировал их уменьшение из России по трубопроводам в Европу на 38 млрд м3, до 30 млрд м3 в 2023 году. Ненефтегазовый экспорт товаров. Сокращение стоимостного объема ненефтегазового экспорта было обусловлено, во‑первых, снижением мировых цен наряд сырьевых товаров по сравнению с IV кварталом 2021–2022гг. вследствие ожидания замедления роста мировой экономики в 2023 году. Во-вторых, не нефтегазовый экспорт в IV квартале сдерживали неблагоприятные погодные условия и внешнеторговые ограничения. С 30 сентября 2023 г. вступил в силу очередной запрет ЕС на ввоз ряда изделий из российского железа и стали. Экспорт драгоценных металлов ограничивался запретом Правительства Российской Федерации на вывоз отходов и лома драгоценных металлов. На физические объемы поставок также повлияли гибкие пошлины с привязкой к курсу рубля, действующие с 1 октября. Для удобрений ставка составила 10%, для многих других товаров не нефтегазового экспорта – 7% в октябре – ноябре и 5,5% в декабре. В октябре по отдельным товарам наблюдалось уменьшение поставок после их наращивания в сентябре в преддверии введения гибких пошлин. Кроме того, после их введения некоторые российские экспортеры были вынуждены повысить цены для покупателей, которые соответственно частично переориентировались на поставки из других стран по более низким ценам. Экспорт услуг. В IV квартале 2023г. стоимостный объем экспорта услуг сократился на 13% г/г и на 37% к соответствующему периоду 2021 года. Наибольший вклад в снижение экспорта к IV кварталу 2021г. внесли телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги. Это произошло из‑за ограничений в отношении российских ИТ-компаний и частичного переноса их бизнеса в другие юрисдикции. Экспорт транспортных услуг тоже оставался существенно ниже, чем в аналогичный период 2021 г., из‑за ограничений для российских транспортных компаний. При этом по отношению к2022г. экспорт транспортных услуг несколько вырос. В тоже время экспорт услуг по статье «Поездки» превысил уровень IV квартала не только 2022г., но и 2021 г. благодаря росту числа въехавших на территорию России иностранных граждан.
Импорт товаров и услуг
Импорт товаров. В IV квартале 2023 г. стоимостный объем импорта товаров сократился на 5% г/г после значительного восстановления в предыдущие кварталы по сравнению с 2022 г. (III квартал 2023 г.: +10% г/г). К аналогичному периоду 2021 г. импорт уменьшился на 10% (III квартал 2023 г.: -3%). Снижение темпов прироста импорта товаров в IV квартале произошло в условиях ослабления рубля, замедления роста внутреннего спроса, в том числе из‑за ужесточения денежно-кредитной политики, и накопленных в предыдущие периоды запасов. В2023г. ввоз товаров поддерживало расширение механизма параллельного импорта. В IV квартале вступил в силу обновленный список товаров, которые было разрешено ввозить в рамках параллельного импорта. В этот список добавили некоторые бренды батарей и аккумуляторов, запчастей для автомобилей, фотоаппаратов и очков. За 2022–2023 гг. по параллельному импорту было ввезено товаров на сумму более 70 млрд долл. США. В целом за 2023 г. стоимостный объем импорта товаров увеличился на 10% г/г и достиг уровня 2021года. Восстановление импорта произошло благодаря сильному внутреннему спросу и переориентации с европейских поставщиков на альтернативные. По данным ФТС России, стоимостный объем импорта из Европы сократился на 9 млрд долл. США г/г в январе–ноябре 2023года. В тоже время сокращение поставок из Европы нивелировал рост импорта на 41 млрд долл. США г/г из азиатского региона, в основном из Китая. В результате доля стран Европы в российском импорте товаров уменьшилась с 35% в январе–ноябре 2022г. до28% в январе–ноябре 2023 г., а доля стран Азии выросла с 56 до 66%19. Среди товарных групп наибольший вклад в рост импорта г/г в январе–ноябре 2023 г. внесли поставки машин, оборудования и транспортных средств, а также текстиля, текстильных изделий и обуви. Импорт услуг. Стоимостный объем импорта услуг в IV квартале 2023г. сократился на13%г/г (III квартал 2023г.: +7 %г/г). Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2021г. ускорилось до23% (III квартал 2023г.: -8%). Основной вклад внесло уменьшение импорта услуг по статье «Поездки». Если в предыдущие кварталы его восстановление вносило основной вклад в рост импорта услуг, то в IV квартале 2023г. расходы россиян зарубежных поездках сократились на11% г/г. Снижение стоимостного объема импорта услуг по статье «Поездки» было связано с уменьшением российского туристического потока за рубеж вслед за ослаблением рубля и удорожанием туров. Тем не менее, импорт услуг по статье «Поездки» вдвое превысил уровень IV квартала 2021г., когда действовали ограничения в связи с коронавирусом. Импорт транспортных услуг, напротив, отставал от уровня 2021г., но был по‑прежнему выше, чем в 2022 году. Импорт услуг в области строительства, телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг сократился как к 2021 г., так и к 2022 году.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|
Другие новости по теме:
Товарный поток России развернулся с Запада на ВостокБолее чем в 2 раза кедровых орехов отправлено из Сибири на экспортЭкспорт лесоматериалов из Сибири уменьшился на 20,7%Экспорт лесоматериалов в Сибири вырос на 3,6%Товарооборот в зоне деятельности Сочинской таможни за первый квартал 2010 года снизился на 30,8%
Вернуться
|
|
|
|
|
|
|
|
|