О деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК ) и ее взаимодействии с ФТС России рассказывает член Коллегии ( Министр ) по торговле ЕЭК Андрей Александрович Слепнев. Андрей Александрович, как вы оцениваете уровень взаимодействия ФТ С России и Евразийской экономической комиссии? Помимо развития и совершенствования внутреннего рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) одними из ключевых задач ЕЭК являются формирование и реализация внешнеторговой политики. Решение этой задачи невозможно без четкого взаимодействия с таможенными органами, обеспечивающими защиту интересов добросовестных участников внешней торговли, четкое правоприменение, упрощение административных процедур. В этом смысле возглавляемый мной торговый блок ЕЭК хотя и не курирует таможенные вопросы в Комиссии, но всегда работает в тесной связке с таможенными службами государств ЕАЭС. Так, одними из самых обсуждаемых сегодня тем являются вопросы регулирования внешней электронной торговли и маркировки товаров средствами идентификации. В части электронной торговли в ЕЭК действует рабочая группа высокого уровня. Активное участие в ее функционировании принимает первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. Какие меры будут приниматься по системному регулированию рынка трансграничной электронной торговли? В настоящее время Комиссия совместно с уполномоченными органами государств ЕАЭС готовит изменения в Право Союза, предусматривающие особенности регулирования трансграничной электронной торговли. Предполагается, что данные изменения в первую очередь будут касаться вопросов таможенного регулирования и применения мер технического регулирования в области электронной торговли. В части таможенного регулирования предполагается следующий набор изменений. Так, товары электронной торговли предполагается выделить в отдельную категорию и определить особенности ее регулирования. Кроме того, в настоящее время обсуждается вопрос введения декларации электронной торговли и нового института оператора электронной торговли. Одновременно с этим важным вопросом является проработка возможности осуществления внешней электронной торговли с использованием таможенной процедуры таможенного склада (так называемый бондовый склад). В рамках существующего мирового опыта при покупке товаров, размещенных на бондовом складе, имеющаяся партия расконсолидируется и товары отгружаются в адрес конечного потребителя. Таким образом, в случае разработки соответствующих правовых норм потребителю будут предоставлены три опции осуществления внешней электронной торговли: традиционный способ доставки из иностранного интернет-магазина/площадки (с учетом самостоятельного декларирования и уплаты таможенных платежей), через оператора электронной торговли и с использованием бондового склада. В части технического регулирования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также в целях сохранения возможности покупки с использованием интернет-торговли широкого спектра товаров рассматривается введение уведомительного порядка по соблюдению требований техрегламентов ЕАЭС. Производитель или продавец при размещении объявления о продаже будет предоставлять информацию о соответствии продукции существующим в ЕАЭС требованиям без дополнительного документального подтверждения в рамках существующих требований. Дополнительно обсуждается вопрос правового обеспечения подтверждения 0%-ной ставки НДС при экспорте товаров иностранным физлицам с учетом уже существующих на пространстве ЕАЭС технологических решений. Расскажите, пожалуйста, подробнее о создании нового института – оператора трансграничной интернет-торговли. Введение нового института оператора электронной торговли направлено на создание полноценного посредника между иностранным интернет-магазином/площадкой и конечным потребителем, обеспечивающим доставку товара, декларирование и предварительную уплату таможенных платежей (с последующим их взиманием с покупателя). Фактически основной задачей оператора электронной торговли будет обеспечение прозрачного, удобного и надежного канала поставки товаров, а также предоставление достоверной информации о таких поставках уполномоченным государственным органам. Одним из главных условий работы оператора является наличие информационной системы, обеспечивающей взаимодействие с таможенными органами и при необходимости с иностранными интернет-магазинами/площадками. Система должна обеспечивать предоставление информации о получателе и отправителе, о товаре, его местонахождении, а также обеспечивать учет на временном хранении. Такой подход уже нашел свое отражение на пространстве Союза. В рамках эксперимента ФТС России и «Почты России» компания сегодня действует фактически в формате оператора. Почта обеспечивает предварительное декларирование товаров, используя информационную систему обмена информацией с иностранными интернет-магазинами, а также является агентом по взиманию таможенных платежей с потребителя при превышении пороговых значений заявленной стоимостью товара. Необходимо отметить, что фактически совместным экспериментом охвачено около 80% входящего трафика в рамках взаимодействия с приблизительно 20 основными мировыми интернет-магазинами. Пандемия снизила уровень активности экспортеров. Какие меры, на ваш взгляд, в первую очередь необходимы для поддержки экспорта? Экономику стран ЕАЭС, как и экономику всего мира в целом, в 2020 году затронуло стремительное распространение коронавирусной инфекции COVID-19. На фоне снижения деловой и потребительской активности под угрозой оказалась внешняя торговля. Закрытие границ, разрыв и осложнение логистики, карантин, остановка производств и прочие ограничительные меры привели к изменению традиционных внешнеторговых цепочек. Как следствие этого процесса, мы наблюдаем снижение экспортной активности, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов ЕАЭС с третьими странами за январь – июль 2020 года составил 342 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров – 202,9 млрд долл. США, импорт – 139,1 млрд долл. США. По сравнению с январем – июлем 2019 года объем внешнеторгового оборота снизился на 17,3%, экспорт – на 22,7%, импорт – на 8%. С другой стороны, возвращение экономики в обычный режим дает Союзу возможность расширить свои экспортные поставки, заняв освободившиеся ниши на рынках третьих стран. В таких условиях особое значение приобретают эффективность внешнеэкономической деятельности и проведение совместных действий по поддержке экспорта. Именно поэтому Евразийская экономическая комиссия в дополнение к существующим национальным инструментам прорабатывает вопрос разработки мер, которые способствовали бы развитию экспорта на наднациональном уровне. При определенной ограниченности возможностей, которые есть у Комиссии, мы предложили для проработки с государствами – членами ЕАЭС ряд мер, которые направлены на расширение возможностей поддержки экспорта, в первую очередь совместно произведенной продукции. Эти меры будут включать три направления: кредитную, страховую и нефинансовую поддержку. С привлечением Евразийского банка развития (ЕАБР) планируется разработать систему кредитования экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе внутри Евразийского союза, подготовить предложения по объединению усилий экспортно-кредитных агентств по страхованию такой продукции. Стоит обратить внимание, что данные меры будут направлены на поддержку сделок и проектов с интеграционным эффектом. Кроме того, будут разработаны механизмы совместного использования информационных и аналитических ресурсов государств – членов ЕАЭС для обеспечения равного доступа к такому сервису экспортеров всего Союза и формирования современного цифрового канала сопровождения экспортной активности бизнеса. Также хотелось бы отметить, что ключевым элементом развития экспорта является желание и готовность самих компаний вести экспортную деятельность. Важно выходить на внешние рынки, используя весь потенциал поддержки, занимать ниши и вписываться в международные торговые цепочки, не замыкаясь на местном уровне. Вы упомянули статистику по торговле с третьими странами. А как повлияла пандемия на уровень торговли между государствами ЕАЭС? Безусловно, пандемия оказала крайне негативное влияние как на взаимную, так и на внешнюю торговлю государств – членов Союза ввиду ограничений, вводившихся на границах государств, снижения объемов мирового производства, спроса и покупательной способности. При этом стоит отметить, что степень негативного влияния пандемии вкупе с влиянием ряда других значимых факторов была разной: экспорт в рамках взаимной торговли Союза по итогам семи месяцев этого года снизился на 13%, в то время как экспорт в третьи страны снизился на 23%. Вместе с тем, несмотря на общую негативную тенденцию, положительная динамика, как в рамках внешней, так и в рамках взаимной торговли, наблюдается в поставках продовольственных товаров: в частности, увеличились объемы поставок подсолнечного масла, сахара и пшеницы. Среди непродовольственных товаров значительным ростом характеризовался экспорт медных руд и концентратов, труб большого диаметра, полипропилена, полиэтилена, медной проволоки, расфасованных лекарств, тепловозов, немелованной бумаги и картона, санитарно-гигиенической бумаги и гигиенических и хозяйственных бумажных изделий. Также важно отметить, что руководством государств – членов Союза и Комиссией с целью стабилизации экономической ситуации были оперативно предприняты меры в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В частности, Комиссией было введено временное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин для ряда средств индивидуальной защиты и медицинских изделий, товаров критического импорта, включающих в себя некоторые сельскохозяйственные и продовольственные товары, а также введен временный запрет на экспорт отдельных групп указанных видов продукции. Предпринятые меры позволили в значительной степени смягчить негативное влияние на экономику государств – членов Союза, вызванное пандемией. По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, при создании системы маркировки товаров необходимо достичь понимания с государствами ЕАЭС. А какие проблемы и разногласия чаще всего возникают по вопросам маркировки, каких успехов удалось достичь? Основной проблемой в сфере создания единой системы маркировки в Союзе являются разноскоростные процессы, направленные на создание национальных систем маркировки товаров. Одной из основных причин является различная заинтересованность государств-членов в перечне товаров, подлежащих маркировке, а также их техническая готовность к введению маркировки. Как следствие, в настоящее время стороны не могут договориться, в отношении каких товаров целесообразно введение единой маркировки на территории всего Союза. По-прежнему единственным товаром, в отношении которого на территории ЕАЭС обязательная маркировка введена, являются меховые изделия. Поэтому основной целью Комиссии является создание условий, при которых обеспечивалось бы полное взаимодействие между национальными системами маркировки. Это позволит обеспечить беспрепятственную торговлю на территории Союза и исключит необходимость перемаркировки товаров. В августе прошлого года стороны приняли компромиссное решение о введении маркировки обуви, в соответствии с которым страны по мере готовности присоединяются к уже действующей в других государствах системе. Одновременно решением были утверждены основные технологические аспекты и единые правила взаимодействия. В частности, речь идет о единых стандартах средства идентификации, используемого для маркировки, перечне подлежащих маркировке товаров, требованиях по определению национальных операторов, правилах взаимодействия между ними, составе и структуре сведений, передаваемых в рамках трансграничной торговли. До момента введения маркировки товаров на территории всего Союза обеспечивается функционирование двух схем. Первая – между государством, которое ввело маркировку, и государством, не введшим маркировку, когда национальный оператор государства-члена, которое ввело маркировку, осуществляет передачу средств идентификации оператору страны, которая эту маркировку не ввела (в целях маркировки товаров, предназначенных для торговли между этими государствами на основании заключенного межоператорского соглашения). Вторая – когда государства-члены, которые ввели маркировку, до принятия единых способов криптографической защиты на территории всего Союза в июле 2021 года при осуществлении трансграничной торговли маркированным товаром признают маркировку друг друга при условии наличия информационного взаимодействия между операторами. 18 ноября 2019 года было подписано еще четыре решения совета комиссии в конструкции, аналогичной решению по обуви. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем сложившуюся модель, которая может использоваться независимо от того, в отношении какого товара принимается решение о маркировке и в каком количестве государств она в итоге вводится. Первоочередными задачами Комиссии сегодня является закрепление этой модели системы маркировки, а также разработка и внедрение единых способов криптозащиты. Наше интервью проходит накануне Дня таможенника. Несколько слов по этому поводу. Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Знаю, что День таможенника для вас всегда являлся не только профессиональным праздником, но и поводом продемонстрировать общественности все свои достижения, наработки и результаты тяжелого, а зачастую и опасного труда. События, связанные с пандемией COVID-19, к сожалению, сказались на всех нас: в том числе и ФТС России была вынуждена отказаться от проведения традиционной выставки, посвященной таможенной службе. Тем не менее именно в это время особый смысл приобретает ваша работа, проводимая в части снижения административных издержек для предпринимателей. Ведь сейчас особенно важно не только обеспечить сбор необходимых платежей в бюджет, оградить граждан от недоброкачественной продукции, а также пресечь возможные нарушения, но реализовать максимально комфортные условия для бизнеса, для движения товаров через границы, чтобы помочь экономикам наших стран восстановиться в как можно более короткие сроки. Уверен, что вы с этой задачей справитесь, и, как всегда, на отлично. С наступающим всех праздником и успехов!
Источник: Журнал Таможня №8 [447] 2020 год
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|