Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Таможенные органы государств-членов ЕАЭС — самые автоматизированные структуры
24 июля 2019 | Новости таможни

Владимир СкибаО роли информационных технологий в интеграционных процессах и возникающих благодаря их внедрению возможностях для государств – членов ЕАЭС рассказывает начальник Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России Владимир Скиба.

Владимир Юрьевич, вы работали четыре с половиной года директором департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, два года как уже вернулись на службу в российские таможенные органы. Как складывается, на ваш взгляд, информационное взаимодействие между государствами – членами ЕАЭС?

 Одним из ключевых проектов, реализуемых в целях обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование ЕАЭС, является реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках союза. На основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли проводятся работы по созданию, обеспечению функционирования и развития интегрированной информационной системы ЕАЭС. Одной из основных задач данной системы является организация межгосударственного обмена данными и электронными документами при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС. В настоящее время предусмотрена реализация более 75 общих процессов, из них более трети затрагивает компетенцию таможенных органов пяти государств.
В идеологию системы заложены информационно-аналитическая поддержка пользователей уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС, формирование общих информационных ресурсов ЕАЭС, осуществление на безвозмездной основе информационного обмена данными, использование ее при реализации механизма «единое окно» и электронная форма взаимодействия между уполномоченными органами, уполномоченными органами и ЕЭК при осуществлении различных видов государственного контроля. Реализация этого проекта создаст принципиально другие условия работы различных органов власти и пользователей системы на пространстве ЕАЭС.
Кроме того, запущены процессы создания систем цифрового взаимодействия государств – членов ЕАЭС с третьими странами: например, с осени 2018 года начато тестирование взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕЭАС и Вьетнама – страной, с которой подписано соглашение о создании зоны свободной торговли.
 Проектов в целом много, при этом важно синхронизировать их реализацию с технологическими возможностями, существующими в различных государствах – членах ЕАЭС. Так, в России и Беларуси уровень развития информационных технологий в таможенных органах давно синхронизирован и существенным образом обгоняет автоматизацию иных государственных органов, поэтому и внедрение нововведений происходит практически синхронно. Таможенные органы Армении и Киргизии создавали свои информационные системы еще до вступления в Союз, поэтому потребовалась их доработка и модернизация, в настоящее время идет процесс синхронизации доработок систем в целях реализации общих таможенных процессов. Хотелось бы отметить, что в целом по уровню автоматизации, степени и количеству реализуемых технологий с использованием информационных систем, в том числе автоматических, таможенные органы в государствах – членах ЕАЭС являются лидерами. При этом они являются единственными государственными органами, где предусмотрены законодательно и активно уже реализуются технологии совершения операций посредством информационных систем без участия должностных лиц таможенных органов.

На юбилейном саммите ЕАЭС было подписано соглашение о прослеживаемости товаров. Как будет осуществляться цифровой контроль?

 Главы государств – членов Евразийского экономического союза 29 мая 2019 года подписали соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Это рамочный документ, конкретный перечень товаров будет утвержден отдельным решением сторон. Идея о создании механизма прослеживаемости появилась на встрече президентов стран ЕАЭС в декабре 2015 года.
 Очень часто создание системы прослеживаемости путают с созданием систем маркировки товара. В данном случае речь идет именно об интеграции информационных систем государственных органов в пяти государствах, в результате которой будет обеспечена возможность проследить движение товаров с момента их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, последующего перемещения под таможенным контролем, помещения на склад временного хранения, выпуска в соответствии с заявленной при таможенном декларировании таможенной процедурой, поступления в торговый оборот до момента продажи в розницу. Механизм позволит выявить недобросовестных участников ВЭД, предоставляющих недостоверные сведения о количестве ввозимого товара за счет анализа сведений, имеющихся в таможенных декларациях, товарных накладных, счетах-фактурах и кассовых чеках. Реализация этого проекта – компетенция таможенных и налоговых органов как на национальном, так и наднациональном уровнях. Предполагается, что ФТС России и ФНС России будут практически в режиме онлайн обмениваться актуальными данными из перечисленных выше и иных электронных документов. Это очень большой объем данных как по составу сведений, так и по их количеству. По сути, будет обеспечено создание цифровых двойников всех товаров, перемещаемых в рамках внешней, взаимной и внутренней торговли и их реализации конечным потребителям. Сейчас регулярно проводятся эксперименты по аккумулированию и обмену данными между службами, вырабатываются технологические и методологические подходы в рамках конструирования системы, тестируются виды сведений в системе межведомственного электронного документооборота.

В рамках ЕАЭС утверждена цифровая повестка до 2025 года. Какие задачи в связи с этим возникают у таможенной службы?

Цифровая повестка ЕАЭС – это стратегическое направление развития экономики государств – членов ЕАЭС, которое определяет круг актуальных задач по цифровому преобразованию в рамках развития интеграции и укрепления единого экономического пространства. Но необходимо отметить, что сейчас зачастую слово «цифровизация» произносится на различных площадках либо с придыханием, либо с трепетом, либо со страхом, а то и ужасом. На самом деле цифровизация всего лишь математическая модель, то есть аналоговая жизнь, переведенная в электронную форму с помощью математических правил, алгоритмов и допусков. А вот для использования этой математической модели потребуется еще больше разработать прикладных математических (теоретические основы разработаны давно) методов и алгоритмов, которые программисты реализуют в программном коде. Чтобы получить эффект от цифровизации, одного желания мало. Компьютеры и программы не умеют исполнять желания, как в сказке «По-щучьему веленью». Тот же искусственный интеллект – это всего лишь программа, которая реализует те или иные математические методы и алгоритмы обработки больших массивов данных в сжатые временные сроки, позволяя за счет математических методов интерполяции, экстраполяции, вариационного исчисления и иных методов прогнозировать, оценивать корреляцию и подготавливать (или принимать автоматически) решения в условиях неопределенности или при высоком уровне энтропии. Таможенные органы в государствах – членах ЕАЭС, как я уже отмечал выше, в вопросах автоматизации, информатизации и цифровизации занимают лидирующее положение среди госструктур. Другим структурам придется перестраиваться более серьезно для реализации задач, определенных в рамках цифровой повестки, а таможня уже сейчас реализует многие процессы без использования новомодных терминов «блокчейн», «биг дата» и т.д. , давно известных математических и технологических методов и алгоритмов. Серьезные преобразования таможенных технологий, предписываемые цифровой повесткой, у нас идут давно. Тем не менее перед нами сегодня стоит немало задач. Не вдаваясь в юридически точные формулировки, приведу несколько примеров. Например, один из пунктов повестки – цифровая торговля. Наши граждане заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах или наши предприниматели создают интернет-магазин для торговли иностранными товарами. И в том и в другом случае необходимо обеспечить соблюдение таможенного законодательства и при этом обеспечить для конечного потребителя прозрачный режим прохождения таможенных формальностей, чтобы развивалась цифровая таможня. Одним из таких сервисов может быть автоматический расчет таможенных платежей и возможность их уплаты с использованием современных электронных банковских инструментов. Совместно с «Почтой России» нами уже проведено несколько экспериментов по совершенствованию процессов оформления международных почтовых отправлений, при которых, по сути, основной объем таможенных операций совершается информационными системами без участия должностных лиц.
 Второй пример связан со взаимосвязанными задачами: организацией цифровых транспортных коридоров и созданием единой системы таможенного транзита с примененных электронных навигационных пломб. В этом случае речь идет о реализации процессов контроля (мониторинга) за передвижением транспортных средств как под таможенным контролем, так и при внутренних перевозках. Данные задачи хорошо коррелируются и дополняют механизм прослеживаемости: к информационной прослеживаемости жизненного цикла товара на этапах ввоза и реализации добавляется цифровая прослеживаемость маршрутов передвижения товарных партий. Работы по созданию цифровых транспортных коридоров и по созданию системы единого транзита с применением навигационных пломб должны быть скоординированы друг с другом и, чтобы все предложенные технические решения были совместимы и не возникло бы проблем при их внедрении в реальную жизнь.

В рамках цифровизации деятельности Евразийского экономического союза определенную роль отводят созданию механизма регулятивной «песочницы». Что это за институт и какова его роль?

 В основе предложения по созданию механизма регулятивной «песочницы» лежит идея, смысл которой – не упустить интересные инициативы и новые технологии, создав для них комфортные условия для тестирования и внедрения. Порой возникают ситуации, когда провести какой-то эксперимент в рамках нашей деятельности невозможно в силу законодательных ограничений. Регулятивная «песочница» в этом случае позволяет определить специальный правовой режим, который устанавливается для каждого отдельного пилотного проекта на ограниченный срок. Это позволяет внедрять различные технологические (и не только) решения в тестовом режиме еще до завершения формирования и принятия необходимой нормативно-правовой базы. В настоящее время же получается, что от идеи до ее реализации необходимо пройти длительный путь: разработать правовую базу, принять ее, после этого провести технико-экономическое обоснование, включить необходимый объем финансирования в планы финансирования, провести конкурсные процедуры и только после этого приступить к разработке непосредственно информационных систем. И зачастую после разработки информационной системы выясняется, что нормативно-правовая база требует существенной переработки, так как в том формате, в котором она сформирована, она не позволяет разрешить изначальную проблему и/или задачу.

Таможенный кодекс является в ЕАЭС вторым по важности документом после договора о Евразийском экономическом союзе. Какова роль ТК ЕАЭС в переходе на цифровые технологии?

 Еще до образования ЕАЭС созданная в 2012 году Евразийская экономическая комиссия искала возможности совершенствования как правовой базы, так и технологий в таможенной сфере. В ходе подготовки предложений о совершенствовании информационных таможенных технологий и появились предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, которые совпали по времени с принятием решения о создании ЕАЭС. В итоге большая часть предложений по совершенствованию информационных таможенных технологий вошла в основные новеллы Таможенного кодекса ЕАЭС
Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Практически все нормы нового документа предусматривают отказ от бумажных документов и переход на электронное взаимодействие между таможней, органами государственной власти и бизнесом. Так, например, в Таможенном кодексе ЕАЭС приоритет отдается электронным документам, введено понятие предварительного информирования в виде электронного документа и в интересах всех контролирующих органов на таможенной границе, предусмотрено применение механизма «единое окно», предполагающего взаимодействие таможенных органов с другими органами государственной власти. Объем такого взаимодействия немалый: всего более 50 органов государственной власти в пяти государствах участвуют в реализации различных функций по государственному контролю и/или регулированию внешнеэкономической деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
 Что уже сделано в ФТС России? Внедрены технологии автоматической регистрации электронных деклараций на товары и автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. С использованием этих технологий в 2018 году перечислено в федеральный бюджет только таможенных сборов за оформление деклараций на товары в объеме, сопоставимом с затратами на все информационно-коммуникационные технологии в таможенных органах. А есть еще и иные таможенные платежи, сбор и перечисление в бюджет которых осуществляют так называемые программные роботы. Недавно запущена в применение технология автоматической регистрации электронных транзитных деклараций, которая пока ведется только в российских таможенных органах. Перечень таможенных операций, которые могут совершаться информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов, постоянно расширяется.

На недавнем межправительственном совете стран ЕАЭС была утверждена эталонная модель механизма «единое окно». Что будет сделано для ее реализации?

 Евразийский межправительственный совет утвердил описание эталонной модели национального механизма «единое окно» в системе регулирования ВЭД. Утверждены базовые принципы, функции эталонной модели и соответствующий перечень государственных процедур и услуг. Задача единого окна – упрощение процедур торговли. Проще и быстрее будут осуществляться таможенные процедуры, упростятся система получения лицензий и сертификатов, оформление налоговой отчетности.
Сама концепция единой государственной экономической системы и взаимодействия государственных органов, по принципам которой действует современное единое окно, была разработана еще в советское время академиком Виктором Глушковым. Создание общегосударственной автоматизированной системы управления хозяйством – его идея, опередившая то время. Впоследствии эти принципы были использованы при разработке рекомендаций ЕЭК ООН №33–35, посвященных механизму «единое окно».
Смысл такого механизма – улучшение системы взаимодействия государства и бизнеса. Экономические субъекты должны не только нести фискальную нагрузку, но и получать содействие от государственных органов. В соответствии с этимb рекомендациями модель единого окна применяется во многих странах, но, по сути, она была воплощена только в Корее и Сингапуре. Отдельные элементы реализованы в крупных европейских портах. Так называемые американская и шведская модели при детальном исследовании оказались больше существующими на бумаге. Такое исследование было проведено в 2015 году и его результаты показали, что в США только искали возможность провести эксперимент, а в Швеции начали создавать систему, основываясь на опыте портовых сообществ и азиатских стран. В России основной набор элементов уже создан и применяется (например, Автоматизированная система внешнего доступа таможенных органов как одна точка подачи декларации на товары в виде электронного документа, система межведомственного электронного взаимодействия как платформа для обмена данными между федеральными органами власти и т.д.). Практически все информационное взаимодействие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности уже осуществляется с использованием электронных документов, то есть с применением электронной подписи. С 1 июля 2019 года уже обеспечен и запуск новелл Таможенного кодекса ЕАЭС и в отношении предварительного информирования.


Источник: Журнал "Таможня" №3 [434] 2019 год
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Новая методология ведения статистики взаимной торговли товарами государств-членов ЕАЭС
  • Таможенные службы ЕАЭС обсудили вопросы упрощения таможенных процедур
  • Изменения в порядоке подачи транзитных деклараций в отношении товаров ЕАЭС, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС
  • В Москве прошли заседания руководителей таможенных служб государств – участников СНГ и ЕАЭС
  • На пути к интеграции

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.