Одно из важных направлений таможенного сотрудничества – участие ФТС России в
интеграционных процессах на пространстве Содружества Независимых Государств
(СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС). Об эффективном взаимодействии ФТС России на различных
интеграционных площадках рассказывает первый заместитель начальника Управления
таможенного сотрудничества Евгений КОЗЫРЕВ.
В рамках этих объединений существуют площадки для выработки таможенными
администрациями стран участниц совместных решений по всем направлениям
таможенной деятельности. В СНГ это Совет руководителей таможенных служб
государств-участников СНГ (СРТС СНГ), в ЕАЭС – Объединенная коллегия таможенных
служб государств – членов Таможенного союза (Объединенная коллегия), в ШОС это
Специальная рабочая группа по таможенному сотрудничеству государств – членов ШОС
(СРГ ШОС).
В 2016 году продолжалась активная работа на уровне СРТС СНГ – органа, в задачи
которого входит координация практического взаимодействия таможенных и иных
заинтересованных национальных служб и ведомств государств Содружества по
основным аспектам таможенной политики, сближение и гармонизация таможенных
законодательств.
СРТС СНГ был образован Решением Совета глав правительств СНГ в 1993 году.
Заседания СРТС СНГ проводятся регулярно два раза в год. К настоящему времени
проведено 64 заседания. В текущем году работа СРТС СНГ была сконцентрирована на
следующих направлениях.
Поскольку с первого января 2017 года вступила в силу шестая версия
Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая является
международной основой ТН ВЭД СНГ, Советом принято решение о приведении ТН ВЭД
СНГ в соответствие с ее международной основой. Утверждена единая Товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ на основе шестого издания
Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
Для реализации мер, направленных на развитие сотрудничества в области защиты
прав на объекты интеллектуальной собственности, одобрен проект соглашения о
принципах организации взаимодействия в этой сфере таможенных органов государств
– участников СНГ. Рассмотрен вопрос о взаимодействии сотрудников таможенных
органов и железной дороги при таможенном контроле товаров, перемещаемых
железнодорожным транспортом. Решено создать соответствующую совместную рабочую
группу. Она обеспечит подготовку эффективной и необременительной для
перевозчиков и участников ВЭД технологии таможенного контроля железнодорожных
перевозок, для снижения финансовых потерь владельцев грузов и сокращения времени
доставки товаров.
Таможенные органы обмениваются между собой и с участниками ВЭД сведениями из
имеющихся информационных систем, в том числе чрез Интернет. Отсутствие общих
принципов организации контроля состояния безопасности информационных систем и
ресурсов может привести к утечке информации к третьим лицам. Для предотвращения
таких случаев принято решение о подготовке Типовых требований к безопасности
информационных систем таможенных органов. Они позволят защитить передаваемую
информацию.
Подписано Решение Совета о скоординированной позиции по вопросам регламентации
процедуры выборов на руководящие посты Всемирной таможенной организации.
Благодаря поддержке, в том числе и стран СНГ, в июле 2016 года заместитель
руководителя ФТС России Руслан Давыдов избран Председателем Совета ВТамО.
В рамках ЕАЭС с целью координации взаимодействия таможенных служб в 2011 году
была образована Объединенная коллегия. В ее задачи входит мониторинг применения
таможенных процедур и правил, обсуждение общих решений, оперативное
урегулирование проблем. Объединенная коллегия стала площадкой, на которой
вырабатываются согласованные решения и благодаря хорошему деловому
взаимопониманию удается многое сделать непосредственно на уровне компетенции
таможенных служб.
Предоставленные Объединенной коллегии полномочия позволяют не только
осуществлять мониторинг исполнения законодательства Таможенного союза, но и
принимать совместные планы и меры, направленные на обеспечение единообразного
соблюдения норм таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.
Одной из сфер деятельности Объединенной коллегии является подготовка
согласованных решений, затрагивающих область таможенного дела для последующего
внесения на рассмотрение Евразийской экономической комиссии. Всего проведено 21
заседание Объединенной коллегии. Наиболее значимыми из состоявшихся решений
являются решения по вопросам практического взаимодействия между таможенными
службами государств – членов Евразийского экономического союза по различным
направлениям деятельности.
Это вопросы информационного взаимодействия между таможенными службами
государств-членов Евразийского экономического союза, единообразной классификации
товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности Евразийского экономического союза по ряду товаров, применения
системы управления рисками, по переносу акцента таможенного контроля с этапа
таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров.
В 2016 году утверждены Технические условия обмена информацией об электронных
счетах-фактурах, выписываемых в Республике Казахстан при вывозе товаров на
остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза. Была
введена в действие Технология обмена информацией между таможенными органами,
обеспечивающей учет и контроль временного ввоза и вывоза автомобильных
транспортных средств на (с) территорию (и) государств-членов Евразийского
экономического союза.
Утверждены Технические условия обмена информацией для мониторинга и контроля
оборота товаров, включенных в перечень товаров, к которым в Республике Казахстан
применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, в сравнении со
ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Внесены изменения в Технологию обмена информацией о товарах, перемещаемых по
линиям электропередачи и трубопроводам, в том числе при осуществлении смешанных
перевозок с использованием трубопроводов.
Объединенной коллегией рассмотрен и утвержден Порядок оперативного
взаимодействия таможенных органов отправления и таможенных органов назначения,
расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского
экономического союза, при контроле перевозок товаров, перемещаемых транзитом
через территорию Евразийского экономического союза. Такой порядок позволяет
исключить необоснованные простои железнодорожного подвижного состава,
перевозящего иностранные товары в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита.
В обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдения запретов и
ограничений, противодействия преступлениям и административным нарушениям в
области таможенного дела важную роль играет система управления рисками. Для
повышения эффективности контроля таможенной стоимости в отношении товаров,
импортируемых на таможенную территорию Евразийского экономического союза,
решением Объединенной коллегии утверждена новая редакция методики формирования
стоимостных индикаторов риска при разработке профилей рисков по направлению
контроля таможенной стоимости товаров, а также изменен перечень категорий
товаров, в отношении которых осуществляется контроль уровня таможенной
стоимости.
Для минимизации рисков неуплаты антидемпинговой пошлины либо ее уплаты не в
полном объеме утвержден Типовой перечень мер по минимизации рисков неуплаты либо
неполной уплаты антидемпинговых пошлин при ввозе товаров на таможенную
территорию Евразийского экономического союза. Его рекомендовано использовать
таможенным службам при формировании профилей рисков.
Одним из вопросов на заседании Объединенной коллегии в 2016 году было обсуждение
развития и применения единых гарантийных механизмов при транзите товаров по
территории Евразийского экономического союза и результатов проведения в
белорусских и российских таможенных органах эксперимента по использованию
сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров
под таможенную процедуру таможенного транзита на принципах электронного
документооборота. Оценивая результаты проводимого эксперимента, отмечено
упрощение применения сертификата посредством исключения необходимости его
представления на бумажном носителе в таможню отправления.
Одновременно принято решение о необходимости подготовки единых подходов
таможенных служб для их учета в разрабатываемом Евразийской экономической
комиссией проекте порядка применения сертификата обеспечения исполнения
обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Еще одним из приоритетных направлений является укрепление взаимодействия с
таможенными службами государств-членов ШОС, а именно Китая, Казахстана,
Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. ФТС России участвует в
интеграционных процессах в рамках государств-членов ШОС через Специальную
рабочую группу по таможенному сотрудничеству, которая была создана в сентябре
2004 года.
Поставленные перед СРГ ШОС задачи реализуются в соответствии с Перечнем
мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на
период 2012 – 2016 годы, утвержденным главами правительств государств-членов ШОС.
Уже проведено 30 заседаний СРГ ШОС. За время работы СРГ ШОС подписано
межправительственное и шесть межведомственных документов.
Среди важных документов, подписанных в последнее время, Программа взаимодействия
таможенных служб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2016
– 2021 годы от 15 декабря 2015 года в города Ченчжоу (Китай).
В 2016 году состоялось два заседания в ходе которых были обсуждены проекты
протокола между таможенными службами государств-членов ШОС об обмене
информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости
товаров, а также меморандума о взаимной интеграции национальных транзитных
систем.
ФТС России обеспечивает эффективное взаимодействие на различных интеграционных
площадках.
Источник: Журнал Таможня № 1-2, январь 2017 года