На заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 13 июля приняты решения в сфере реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), функционирования внутреннего рынка, торгового сотрудничества, энергетики, таможенного регулирования.
Совет ЕЭК дал поручение Коллегии Комиссии обеспечить разработку концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, моделей регулирования трансграничного оборота данных в Союзе, а также поручил казахстанской и российской стороне провести пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС и начать пилотный проект по мониторингу автомобильных транзитных перевозок табака с использованием навигационных пломб.
Обсуждены пять наиболее чувствительных проблем внутреннего рынка ЕАЭС, по ряду из них приняты решения.
Совет ЕЭК утвердил Правила определения происхождения товаров из стран, не являющихся членами ЕАЭС, план мероприятий по развитию механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС на 2018 год. Принято решение выделить в отдельную позицию в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС ряд видов трансформаторов для микроволновых печей и установить на них нулевую ставку ввозной таможенной пошлины. Совет ЕЭК ознакомился с ходом работы по формированию общего электроэнергетического рынка (ОЭР) ЕАЭС.
Совет ЕЭК дал поручение Коллегии Комиссии обеспечить разработку концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.
Создание таких цифровых транспортных коридоров способствует формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС, реализации транзитного потенциала Союза, совершенствованию контрольно-надзорных функций на транспорте, снижению административных барьеров, ускорению окупаемости инфраструктурных проектов, повышению эффективности, доступности и безопасности транспортных услуг и снижению их себестоимости.
Сейчас взаимодействие бизнеса с государственными контролирующими органами ведется, как правило, в бумажной форме. Цифровые механизмы планирования и управления перевозками зачастую внедряются на уровне отдельных компаний, хаотично. Отсутствует взаимовыгодный формат взаимодействия с глобальными международными операторами управления логистическими потоками, товаропроизводителями, грузоотправителями и грузополучателями. Результатом этого является сравнительно невысокая коммерческая привлекательность и конкурентоспособность сервисной среды для логистики, перевалки, а также отсутствие прозрачности процедур организации, осуществления и контроля перемещения продукции, грузов и товаров.
Совет ЕЭК поручил Коллегии Комиссии обеспечить разработку моделей регулирования трансграничного оборота данных в ЕАЭС.
Коллегии Комиссии поручено обеспечить выработку пакета проектов нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать условия нормативно-правового регулирования (стимулирования) в ЕАЭС оборота данных как основы, поддерживающей развитие интеграционных процессов, «экономики данных», цифровых активов, способствующей успешной реализации проектов в рамках цифровой повестки.
Сейчас недостаток регулирования оборота данных ощущается при реализации отраслевых политик, кросс-отраслевых проектов, а также при взаимодействии с третьими сторонами, поскольку вопросы регулирования оборота данных являются сквозными для всех остальных проектов и экономических процессов.
Совет ЕЭК поручил казахстанской и российской стороне провести пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС. Инициативу планируется реализовать до 31 марта 2019 года.
Пилотный проект станет частью создаваемой системы цифровой прослеживаемости товаров в ЕАЭС и позволит сформировать принципы общей архитектуры цифровой прослеживаемости. Правительства Республики Казахстан и Российской Федерации выберут операторов национальных систем маркировки и прослеживаемости. Уполномоченные органы государств-членов, участвующих в пилотном проекте, – Комитет государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – совместно с Комиссией определят порядок проведения пилотного проекта и его участников. Армянская, белорусская и кыргызская стороны присоединятся к проекту по мере готовности.
После завершения проекта казахстанская и российская стороны совместно с ЕЭК доложат Совету о результатах. В частности, они представят информацию о формате, составе и структуре необходимых сведений для организации обмена в рамках цифровой платформы товаров Союза, разработают технические требования к национальным системам маркировки и прослеживаемости товаров, изучат механизмы взаимодействия цифровой платформы Союза с внешними системами. Совет ЕЭК рассмотрит предложения по доработке архитектуры цифровой платформы прослеживаемости в Союзе, а также по упрощению процедур администрирования для бизнеса.
Совет ЕЭК поручил российской и казахстанской стороне начать пилотный проект по мониторингу автомобильных транзитных перевозок табака с использованием навигационных пломб. Эксперимент предполагается провести и завершить до 1 октября 2018 года. В нем примут участие национальные операторы систем отслеживания международных транзитных перевозок грузов, определенные правительствами. Предполагается, что Армения, Беларусь и Кыргызстан смогут присоединиться к проведению эксперимента по мере готовности. До 1 ноября 2018 года результаты «пилота» будут проанализированы; их рассмотрят на очередном заседании Совета ЕЭК. Это необходимо для налаживания системы прослеживаемости товаров в странах ЕАЭС и создания в интеграционном объединении единой системы транзита.
Вице-премьеры обсудили пять наиболее чувствительных проблем внутреннего рынка ЕАЭС в рамках комплексной работы по устранению препятствий во взаимной торговле между государствами-членами Союза и по ряду из них приняли решения.
Среди такого рода препятствий – вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи, доступа к государственным и муниципальным закупкам в отдельных сферах, недопущения случаев применения минимального уровня контрольных цен на отдельные товары, ввозимые из стран ЕАЭС, взаимного признания системы ветеринарного контроля (надзора) во всех странах Союза, взимания обеспечительного платежа в отношении алкогольной продукции, поставляемой из государств Союза.
Совет ЕЭК утвердил Правила определения происхождения товаров из стран, не являющихся членами ЕАЭС. Товары признаются происходящими из страны-пользователя в случае, если они полностью получены или произведены в стране или подверглись достаточной переработке. Полностью полученными или произведенными признаются природные ресурсы, продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране; живые животные, родившиеся и выращенные в стране; продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в стране и т.п.
Товар считается переработанным в стране, если стоимость непроисходящих материалов, использованных при переработке, не превышает 50%. Мойка, чистка, заморозка, разлив, фасовка в банки и т.п. операции, произведённые в стране, не являются достаточными, чтобы эту страну признали производителем. Происхождение товара подтверждается сертификатом о происхождении либо, в отдельных случаях, декларацией о происхождении товара.
Принято решение выделить в отдельную позицию в ТН ВЭД некоторые виды трансформаторов для микроволновых печей и установить на них нулевую ставку ввозной таможенной пошлины по 31 декабря 2019 года включительно. На сегодня в отношении них действует ставка в размере 8%.
Рассматриваемые товары представляют собой высоковольтные повышающие линейные трансформаторы с входным напряжением первичной обмотки 220-240 В, выходным напряжением основной вторичной обмотки 2,1-2,4 кВ и выходным напряжением дополнительной вторичной обмотки 3,2-3,7 В, преобразующие напряжение бытовой сети в напряжение питания и напряжение накала магнетрона в составе микроволновой печи. Полезная мощность рассматриваемых трансформаторов составляет более 0,5 кВА, но не более 1 кВА.
В Союзе подобные трансформаторы не производятся, они импортируются в основном из Китая, Германии и Южной Кореи.
Мера позволит снизить себестоимость микроволновых печей, производимых предприятиями ЕАЭС. Доля стоимости трансформатора в себестоимости микроволновой печи составляет 14,6%.
Совет ЕЭК утвердил план мероприятий по развитию механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС на 2018 год. Среди основных задач – утверждение эталонной модели механизма «единого окна», на который будут ориентироваться страны Союза при развитии своих национальных механизмов. Это необходимо для последующей организации взаимодействия национальных «единых окон».
«Единое окно» в странах ЕАЭС охватит весь процесс ведения бизнеса – от регистрации юридического лица, поиска партнеров, совершения сделки до выпуска товаров в торговый оборот и налогового аудита. Согласно концепции, для ведения внешнеэкономической деятельности в Союзе предпринимателю необходимо будет сделать семь шагов: зарегистрироваться в системе и сформировать личный кабинет участника ВЭД, найти партнера, заключить контракт онлайн, выполнить финансовые обязательства (оплата товаров и услуг, таможенные платежи и пр.), активизировать данные, провести мониторинг движения товаров, выполнить учет и контроль. Все шаги будут совершаться в системе.
Таким образом, «единое окно» станет первым сервисом для бизнеса, в котором предприниматели получат удаленный доступ сразу ко всем органам исполнительной власти, задействованным в системе регулирования ВЭД.
В концепции отмечается, что взаимодействие бизнеса и госорганов через механизм «единого окна» является лишь одним из сегментов процесса. «Единое окно», над внедрением которого работают сейчас страны Союза, включает в себя в том числе формат B2B. Уже в скором времени предприниматель сможет зарегистрировать бизнес, получить кредит, найти продавца товара и поставщика, подать декларацию в таможенные, налоговые органы, находясь в любой точке мира. Единственное условие – наличие доступа к Интернету.
Совет ЕЭК ознакомился с ходом работы по формированию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Также члены Совета рассмотрели вопросы, связанные с разработкой проекта Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в сфере формирования ОЭР Союза. В Протоколе определены правовые основы, принципы формирования, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка, устанавливаются сферы, которые будут урегулированы правилами функционирования ОЭР.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|