Члены Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 30 марта 2018 года
обсудили архитектуру системы прослеживаемости товаров Евразийского
экономического союза (ЕАЭС), рассмотрели отчет о реализации пилотного проекта по
введению маркировки контрольными (идентификационными) знаками шуб и меховых
изделий, приняли решение по созданию Евразийской сети трансфера технологий
(ЕСТТ). Внесены изменения в Единые фитосанитарные требования и Единый перечень
карантинных объектов ЕАЭС.
Разработчик системы цифровой прослеживаемости
товаров ЕАЭС провел презентацию ее архитектуры.
«Сегодня заседание Совета
Комиссии проходит в стенах Федеральной таможенной службы, чтобы наши
страны-партнеры могли наглядно ознакомиться с наработками ФТС в области
прослеживания грузов, – отметил Первый заместитель Председателя правительства
Российской Федерации Игорь Шувалов, председательствовавший на заседании Совета
ЕЭК. – Представленная информационная система создана в первую очередь для
обеспечения соблюдения прозрачности прохождения таможенных процедур, что
является одним из приоритетов нашей совместной работы. Мы рассчитываем на
активное сотрудничество со всеми странами Евразийского экономического союза в
этой сфере».
Была достигнута договоренность о проведении пилотных проектов в
странах Союза. Речь идет о проектах по маркировке и прослеживаемости товаров на
базе цифровой платформы товаров ЕАЭС в рамках одной товарной группы и проектах
по мониторингу транзитных перевозок через территорию стран-членов ЕАЭС,
перевозимых с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта, с
помощью навигационных пломб (интеллектуальных трекеров).
«Одной из целей
наших пилотных проектов по прослеживаемости товаров является создание более
комфортных условий для бизнеса, ускорение обслуживания транзита», – подчеркнул
Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. Он также отметил, что после
реализации пилотных проектов станет понятно, какие системы можно будет
имплементировать в странах ЕАЭС для обеспечения прослеживаемости. За счет общей
архитектуры должно быть обеспечено сопряжение национальных проектов по
прослеживаемости.
Членам Совета Комиссии был представлен отчет о результатах
реализации странами ЕАЭС пилотного проекта по введению маркировки контрольными
(идентификационными) знаками шуб и меховых изделий.
Одним из ключевых
положительных эффектов введения системы маркировки стало значительное «обеление»
рынка меховых изделий. По итогам 2017 года на рынках Республики Беларусь и
Российской Федерации в оборот было введено порядка 5,1 млн изделий из
натурального меха, что существенно превышает официальные статистические данные о
емкости рынка. Например, по официальным данным Росстата и ФТС России, за 2015
год было произведено и ввезено в Россию 376 тыс. изделий. При этом нужно
учитывать, что часть продукции по-прежнему вовлечена в теневой оборот. Еще одним
положительным аспектом введения системы маркировки является рост поступления
таможенных платежей, а также косвенно – легализация субъектов рынка.
На
сегодня пилотный проект реализуется в Республике Беларусь (с 20 марта 2016
года), Республике Казахстан (с 27 ноября 2017 года) и Российской Федерации (с 1
апреля 2016 года). Республика Армения и Кыргызская Республика планируют
подключиться к проекту в этом году.
Утверждена концепция создания и
функционирования Евразийской сети трансфера технологий. Создание ЕСТТ сформирует
в ЕАЭС эффективную инновационную инфраструктуру, обеспечит организационную
поддержку передовых форм сотрудничества государств Союза, повысит уровень
инновационной активности предприятий, обеспечит конкурентоспособность
промышленной продукции.
В соответствии с документом ЕСТТ станет площадкой,
которая позволит устанавливать бизнес-контакты и обмениваться технологиями. В
сеть войдут заинтересованные промышленные предприятия, научные организация,
высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, центры трансфера
технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также представители малого бизнеса,
заинтересованные в передаче, внедрении и адаптации существующих знаний,
результатов научных исследований, новых технологий и разработок.
ЕСТТ даст
возможность промышленникам ЕАЭС не только получить доступ к передовым
разработкам, но проконсультироваться по вопросам проведения технологического
аудита и применения законодательства по вопросам трансфера технологий. При
разработке концепции был изучен лучший мировой опыт создания и развития подобных
сетей. В документ включены согласованные принципы, форматы и механизмы
взаимодействия и функционирования в рамках сети.
В концепции также заложена
возможность создания специализированной платформы для поиска и обмена
информацией, технологиями и перечнями высокотехнологичного оборудования.
Предусматривается, что в ЕСТТ будет использован принцип размещения
технологических запросов и предложений.
Два решения Совета ЕЭК позволят
повысить уровень обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в странах
Союза.
Совет ЕЭК утвердил изменения в Единые карантинные фитосанитарные
требования, предъявляемые к подкарантинным продукции и объектам на таможенной
границе и таможенной территории ЕАЭС, а также в Единый перечень карантинных
объектов ЕАЭС. Актуализированные документы помогут предотвратить проникновение в
Союз более полусотни вредителей сельскохозяйственных культур.
Члены Совета
ЕЭК подписали Протокол о присоединении Республики Армения к Соглашению об обмене
информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания
условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.
Соглашение вступило в силу 21 октября 2016 года. Оно способствует созданию
условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала и для
защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|