Первая всемирная конференция по
регулированию электронной коммерции прошла в Китае 9-10 февраля. Первый
заместитель руководителя ФТС РФ, вице-председатель Совета Всемирной
таможенной организации по Европейскому региону Руслан Давыдов в интервью
РИА Новости рассказал о необходимости появления института
уполномоченных операторов интернет-торговли, модернизации Почты России, а
также о том, когда в России реально заработает система tax free.
— В Пекине прошла первая всемирная
конференция по вопросам регулирования интернет-торговли, что удалось
обсудить, решить, и какова позиция России по этим вопросам?
— Конференция действительно стала первым
по-настоящему крупным глобальным форумом, попыткой коллективно
сформулировать общие правила регулирования электронной коммерции.
Участвовали представители около 130 стран, лидеры международных
организаций (ВТамО, ВТО, ИКАО, Всемирный почтовый союз и др.),
таможенные службы 95 стран были представлены на уровне руководства,
собрались представители ведущих компаний интернет-торговли.
Я выступал в сессии, которая называлась
"Статус-кво: допустим ли он дальше, и если не допустим, то что делать".
Наша позиция заключается в том, что текущее регулирование электронной
коммерции уже не удовлетворяет состоянию дел в современном мире, и
необходимо выработать единые подходы к ее дальнейшему развитию и
контролю. Практически все мировое таможенное сообщество сходится во
мнении: электронную коммерцию необходимо ввести в определенные рамки.
Даже китайцы согласны с тем, что это нужно делать, но как именно — здесь
мнения расходятся. Например, глава Alibaba Джек Ма считает, что
необходимо открыть все границы, максимально упростить все процедуры,
убрать таможенные пошлины и дать возможность товарам из
интернет-магазинов свободно перемещаться по всему миру, как будто нет
таможенных границ.
В своем выступлении я сказал, что
таможенники всех стран сходятся во мнении: интернет-торговля
превратилась в новый, особый вид торговли, и ее нужно особым образом
отрегулировать. ВТамО уже согласовала в конце прошлого года в Луксоре
(Египет) принципы такого регулирования: полный и справедливый сбор
платежей, защита прав интеллектуальной собственности, борьба с
правонарушениями и с контрабандой наркотиков, безопасность торговли. Все
это должно войти в единые рамочные стандарты. Очень важны
информационный обмен и взаимодействие игроков. Это и платформы, и
логисты — почта и экспресс-перевозчики, — и таможенные органы, и другие
госорганы, которые принимают участие в разных видах контроля.
— С какими предложениями в рамках конференции выступила российская сторона?
— В Пекине мы вновь выдвинули идею
уполномоченного оператора интернет-торговли. На сегодняшний день в
России несколько десятков миллионов граждан покупают товары через
интернет. Естественно, невозможно контролировать каждого и проверять,
правильно ли заявлены стоимость или код товара. Никаких ресурсов на это
не хватит. Поэтому выход очевиден — нужно создать новый институт.
В традиционной внешней торговле есть
уполномоченные экономические операторы. Это проверенные компании,
которые вносят залог, отвечают имуществом, собственностью, и им
предоставляются определенные права на упрощение процедур и на уплату
платежей в облегченном формате. Такую схему нужно сделать и для
интернет-торговли. Эти специализированные операторы будут контактировать
с торговыми площадками и отвечать за уплату платежей.
Подчеркну: речь идет об институте
уполномоченных операторов интернет-торговли, а не об одной структуре на
всю страну. Таких организаций должно быть несколько десятков. Для
сравнения, сейчас у нас в стране 170 уполномоченных экономических
операторов. Поэтому по инициативе России создана рабочая группа при
Всемирной таможенной организации, и мы будем продолжать там эти идеи
продвигать.
— Несколько десятков операторов — это только в России?
— Конечно, это только в России. На самом
деле, не обязательно все страны должны действовать абсолютно одинаково.
Везде условия и объемы разные.
Россия стоит особняком по темпам роста
трансграничной торговли. Объемы интернет-торговли в целом у нас пока
меньше, чем в Европе, зато доля трансграничной гораздо больше. В Европе
нет таможенных границ между странами, и в большинстве случаев товары не
пересекают таможенную границу. А для России интернет-торговля — это пока
что в основном покупка товаров за рубежом: 90% — Китай, 4% — Европа, 2%
— США и 4% — остальной мир.
— А у нашего экспорта в рамках трансграничной электронной коммерции какие показатели?
— Экспорт товаров из России по
интернет-торговле пока идет слабо. Хотя процедуры для этого максимально
упрощены государством. Мы вместе с Почтой России внедрили эксперимент,
сделали упрощенный порядок экспорта по почтовой накладной ЦН23,
декларацию заполнять не нужно. Однако объемы вывоза в тысячи раз меньше,
чем ввоза.
Столь масштабная диспропорция между
ввозом и вывозом товаров в интернет-торговле тоже уникальна. Ведь
открывая рынок и оставляя его без контролирующих инструментов, мы
убиваем собственное производство, не даем развиваться нашим
производителям, дешевый зарубежный товар приходит, и на этом вся история
отечественного производства заканчивается.
— С кем вы встречались в ходе визита в Пекин, что обсуждали с китайской стороной?
— Мы провели встречу с руководством
Главного таможенного управления Китая, она была конструктивной, полезной
и продуктивной. Мы разговаривали на час больше запланированного.
Сотрудничество России и Китая в таможенной сфере многопланово,
осуществляется на центральном и региональном уровнях.
Китай остается первым торговым партнером
России. В 2017 году товарооборот показал рост 32%, он перешагнул порог в
80 миллиардов долларов во взаимном товарообороте и приблизился к
докризисному уровню (почти 100 миллиардов). Лидерами наших стран была
поставлена задача довести эти цифры до 200 миллиардов.
Мы говорили с китайской стороной, что
таможни двух стран могут быть драйверами этого роста за счет упрощения
процедур, за счет выведения части теневого оборота в белый сектор. Кроме
того, таможенная статистика указывает, что потоки товаров,
предназначенных для российского рынка, также идут через Казахстан и
Киргизию.
Контакты таможенных служб, в целом,
направлены на укрепление политического и торгово-экономического
сотрудничества с Китаем. Ну а наша частная задача — это содействие
развитию товарооборота.
— За счет чего этого можно добиться?
— Есть ряд мер — это упрощение процедур,
организация совместного контроля. У нас эти проекты уже реализуются:
"зеленый коридор", взаимное признание результатов таможенного контроля,
обмен рентгеновскими снимками инспекционно-досмотровых комплексов.
Я несколько лет не был в Китае, и
изменения заметны. Китайские компании активно взаимодействуют с
таможней. К примеру, мы посетили Huawei и Nuctech, которые помогают
таможне внедрять перспективные технологии, телекоммуникации, связь,
систему единого окна, инспекционно-досмотровые комплексы, систему
отслеживания товаров.
У китайцев есть "умные пломбы", у них
они работают на GPS, а мы планируем это сделать на основе ГЛОНАССа, уже
есть пилотные наработки. Представьте: машина, контейнер или вагон
проходят, и инспектор видит все движение товара, пломба гарантирует, что
этот груз не вскрывался, не подменялся, не перегружался. Видны все
отклонения, если они были.
В Китае довольно эффективно построено
взаимодействие государства и бизнеса в сфере развития инфраструктуры
внешней торговли. Те же Huawei и Nuctech целенаправленно работают на
развитие таможенной инфраструктуры. Это пример государственно-частного
партнерства для решения крупных национальных задач, может быть,
благодаря этому в Китае настолько заметен прогресс.
— Можем ли мы как-то обмениваться такими технологиями?
— Китайские коллеги с 2015 года провели
модернизацию, мы тоже серьезно выросли в плане информационных
технологий. Мы договорились более подробно ознакомиться с достижениями
друг друга в сфере применения информационных технологий.
— Какие еще совместные проекты обсуждались?
— Нам также интересна организация
совместного контроля с участием сотрудников представительства ФТС России
в Китае. Мы попросили рассмотреть возможность присутствия наших
таможенников еще в двух точках, в Шанхае и Харбине, сейчас наши
сотрудники присутствуют только в Пекине и Гонконге. Предварительное
согласие получено.
Еще — предотгрузочная инспекция, когда в
местах логистических терминалов находятся наши сотрудники, вместе с
китайцами контролируют загрузку, потом навешиваются "умные пломбы" — и
груз пошел. Он быстрее пересекает границу и доходит до места назначения,
и самое главное — есть гарантия того, что груз не подменялся, что там
именно тот товар, который заявлен, и по указанной стоимости.
— Будет ли под это сформирована какая-то новая система документирования?
— Сейчас ФТС России с налоговой службой
работает над созданием единого механизма администрирования налоговых,
таможенных и иных платежей. В этой связи мы решаем также задачу
сопоставления сведений между китайскими экспортными декларациями и
российскими декларациями на товары при импорте. Это — элемент
выстраивания безопасных цепочек поставки, когда можно проследить
движение товара от точки загрузки товара в Китае до точки его выгрузки
на складе в России и дальше вплоть до реализации в розницу в магазине.
Когда на всех шагах можно будет отследить, что за товар уплачены
таможенные, налоговые и иные платежи, пошлины, акцизы, сборы, тогда
увеличатся платежи в бюджет и качество товаров будет гарантировано.
Вчера мы об этом только мечтали, сегодня информационные технологии
позволяют это сделать.
С Китаем обсуждаются и политические
треки, наши совместные и скоординированные действия в рамках ВТамО. Есть
ряд принципиальных вопросов, по которым Россия и КНР имеют общие
позиции, например, по вопросу недопущения членства Косово во ВТамО.
Позиции по сотрудничеству в рамках ШОС и БРИКС тоже во многом близки.
— Когда можно ожидать начала эксплуатации этих самых "умных пломб"?
— У нас пломбы ГЛОНАСС применяются для
транзита через Беларусь на Казахстан несанкционной продукции. Сейчас
такой проект для всего пространства ЕАЭС находится в процессе
согласования. Мы ведем переговоры с "Платоном" и с ГЛОНАССом. Китайцы в
этом вопросе нас опережают. Транзит с пломбами у них уже практически
работает, а для ЕАЭС только запускается пилотный проект. Надо это делать
оперативно. Если бы сроки зависели только от ФТС России, то я бы
говорил уверенно, но надеюсь, что в этом году проект стартует в пилотном
варианте и начнется его обкатка.
Китайским коллегам я предложил подумать
над совместным использованием их работающих технологий. Вопрос в том,
готовы ли они будут допустить нас к информации об "умных пломбах" для
решения технических проблем. Мы принципиально на GPS не будем
переходить, нужно будет подгрузить ГЛОНАСС. Должны работать обе системы,
чтобы машина с GPS шла по китайской территории, а на российской к ней
мы подключились через ГЛОНАСС, чтобы вести дальше.
— То есть совместный российско-китайский проект в этой области все же стоит ожидать?
— Относительно такого сотрудничества
есть оптимизм, но осторожный. Нужны принципиальные решения с китайской
стороны, ведь придется делиться информацией о стоимости, о компаниях.
Здесь многое зависит от того, насколько китайская сторона готова
раскрываться. Как я понимаю, там идет движение в направлении
прозрачности, упорядоченности.
Мы тоже должны определиться, на каких
основаниях мы пропускаем товар и почему признаем результаты китайского
контроля. Если потом обнаружится контрабанда, нас спросят, какие были
основания доверять зарубежным партнерам и не проводить свой контроль.
— У России с Китаем все активнее
растет товарооборот, соответственно, увеличивается нагрузка на таможню,
как вы с этим справляетесь?
— Товарооборот растет активно. Даже
после падения курса рубля в прошлом физические объемы не очень упали и
росли по отдельным группам.
ФТС России реализует комплексную
программу развития до 2020 года, мы переходим на центры электронного
декларирования. У нас уже сейчас 100% электронное декларирование,
внедряются автоматическая регистрация и автоматический выпуск — вообще
без участия человека: если риски не сработали, декларация регистрируется
и выпускается. Мы применяем современные технологии контроля, и к 2020
году таможня станет полностью электронной.
Но у нас есть проблема с пунктами
пропуска, какой нет у Китая. В обустройстве пунктов пропуска китайцы нас
обгоняют. У них построено пять пунктов пропуска на самом современном
уровне. Установлены автоматические считыватели, автоматические рамки,
весовое оборудование. Все делается качественно, по-новому, и скорость
другая. Из этих пяти современных пунктов пропуска ни один не расположен
на российско-китайской границе.
Пока есть сложности с инвестициями в
новые пункты пропуска, мы предложили китайцам проект по совместному
контролю, чтобы использовать их инфраструктуру. Если мы договоримся о
том, что наши инспекторы или представители будут в местах отгрузки, в
логистических хабах, и мы будем уверены, что груз опечатан техническим
средствами, прошел через пункт пропуска, досмотрен на
инспекционно-досмотровый комплексе, то почему бы не взять эту информацию
и не использовать ее дальше в электронном виде?
Такие предложения мы сделали, но нужно понимать, что в Китае процедуры обсуждения идут не быстро.
— В прошлом году по всему Китаю заработала система одного окна, как это сказывается на работе с Россией?
— В первую очередь, любое национальное
"единое окно" идет на пользу национальным компаниям. Компаниям, которые
сотрудничают с Россией, в Китае стало легче. В проекте "одно окно"
участвовали компании Nutech и Huawei — с оборудованием, с пакетным
решением, то есть это была настоящая государственная задача.
Мы тоже строим систему "одного окна", у
нас есть портал "Морской порт" для морских грузов, и он тоже существенно
помог участникам ВЭД. В мире наработано много технологических решений,
на которые можно ориентироваться. Например, в Роттердаме, Голландия, на
огромной территории порта трудится всего два человека, остальное —
роботы. Это — огромные инвестиции, в этот порт было вложено порядка 39
миллиардов евро.
Когда говорят, что таможня должна
сделать шаг вперед, нужно понимать, что требуются инвестиции, в том
числе в инфраструктуру пунктов пропуска на море, в аэропортах, на
железнодорожных переходах. В России только автомобильных пунктов
пропуска 172, и портов у нас около 20, где идет активная работа. Поэтому
и денег нужно больше, чем в других странах.
— А в сфере электронной коммерции какие новые проекты разрабатываются?
— В этом году мы с Почтой России
запустим эксперимент по автоматизированному взиманию платежей. Товары
для физических лиц стоимостью свыше 1000 евро, за которые положено
уплачивать таможенные платежи, мы будем отслеживать автоматически. Почта
будет взаимодействовать с торговыми площадками, в том числе с
китайскими, где покупатель заявил реальную стоимость. Сейчас стоимость
отправления нередко заявляется недостоверно, при разбирательстве
теряется время, возникает недовольство у потребителя. Получение
информации о цене покупки с торговой площадки поможет избежать
конфликтов. И справедливое, прозрачное и полное взимание платежей будет
осуществимо.
Все это нужно делать в автоматическом
режиме. У нас сейчас в день приходит практически миллион посылок. Их
невозможно обрабатывать вручную. Почта модернизируется. К примеру, в
Подмосковье открыт современный терминал, в Казани недавно открыли такой
терминал, где сортировочные машины на большой скорости и с большой
аккуратностью сортируют посылки. Каждый пакет находится в отдельной
ячейке, на них штрих-коды, машины это все считывают, распределяют.
По-другому с такими объемами справиться невозможно.
— Когда будет принято решение о пороге беспошлинной интернет-торговли с ЕАЭС?
— Недавно председатель правительства РФ
Дмитрий Анатольевич Медведев в Алма-Ате подтвердил, что решение о пороге
принято. До конца этого года он будет на уровне 1000 евро, с 1 января
следующего года он буден снижет до 500 евро, и с 1 января 2020 года — до
200 евро.
— У всех стран он будет равным?
— Есть оговорка, что страны могут
двигаться своими темпами, но в рамках контрольной точки. У нас и сейчас
разные пороги. В России, Казахстане и Киргизии беспошлинный порог
составляет 1000 евро. В Армении — 400 евро. Беларусь еще в 2016 году
сделала 22 евро, как в Евросоюзе. Конечно, если у нас экономический
союз, то регулирование должно быть одинаковым и по санкционной тематике,
и по порогам, и по другим чувствительным для экономики вопросам.
Вновь отмечу, что интернет-торговля —
это новый вид торговли. Для товаров физических лиц в личных целях может
быть беспошлинный порог на таможне. А товары в торговом обороте — это
предмет налогообложения. Этот вопрос входит в полномочия налоговой
службы, Минфина, комиссии по тарифному регулированию и других
государственных органов.
— Когда в России реально заработает система tax free и как таможня к этому готовится?
— У нас сейчас пять точек — три
московских аэропорта, Пулково и Сочи. Понадобятся люди, будем изыскивать
внутренние резервы и перебрасывать с других участков. Штатную
численность под этот проект нам не добавляют, мы справимся за счет
технологических решений. Задача таможне определена узкая — проставить
отметку и проконтролировать, чтобы товар, который заявлен к возврату
НДС, реально был вывезен.
В целом администрирование возврата
вывозного НДС закреплено за налоговой службой. Как известно,
принципиальные решения приняты, как только постановление правительства
выйдет — можно начинать работать.