Замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) России и
председатель Совета Всемирной таможенной организации (ВТамО) Руслан Давыдов
рассказал ТАСС о четырех основных функциях таможни, запуске нового Таможенного
кодекса ЕАЭС и первых итогах маркировки товаров радиочастотными метками.
— Сейчас идет слияние
информационных систем Федеральной налоговой службы (ФНС) и ФТС. Расскажите, как
протекает этот процесс, сдвигаются ли сроки, может быть, возникают некоторые
сложности?
— Слово "слияние" не очень подходит для описания
процессов организации совместной работы государственных органов. Всемирная
таможенная организация, на рекомендации которой опираются таможенники во всем
мире, предпочитает говорить об "информационном взаимодействии"
таможенных и налоговых служб. Сегодня, когда существуют облачные технологии и
механизмы распределенного хранения информации, никакого слияния в буквальном
смысле не требуется.
На самом деле информационное взаимодействие ФТС России с
налоговой службой идет с 2010 года, когда было заключено специальное соглашение
между нашими службами. Сейчас мы расширяем объемы этого взаимодействия,
повышаем его уровень и оперативность. Важно, чтобы передавалась полная и
достоверная информация, на основе которой можно было бы принимать обоснованные
решения, например о возмещении НДС.
Углубление нашего взаимодействия касается и сроков. Мы
уходим от регламентного взаимодействия и двигаемся к передаче информации в
режиме реального времени. Таможенники получат возможность работать с данными об
участниках внешнеэкономической деятельности, которые есть у налоговиков, а
налоговики — с теми же сведениями, что есть у таможенников. Это позволит
улучшить управление рисками и выстроить единую систему категорирования. Если
компания у таможенников находится в категории высокого риска, у ФНС она уже не
попадает в категорию низкого риска.
— Вы говорили о
сокращении сроков обращения информации между службами. Каких результатов в этом
направлении вы хотите достичь?
— Конечная наша цель — обеспечить доступ обеих служб к
важной информации в режиме реального времени. Сегодня у нас регламентный обмен
— раз в десять дней, а мы говорим, что это нужно делать быстрее. К примеру,
есть льготы по ликвидации и по созданию юридических лиц, они позволяют за пять
дней ликвидировать предприятие. Пока регламентный обмен информацией произойдет,
злоумышленники могут что-то натворить.
Либерализация регулирования принесла много пользы
отечественному бизнесу, но также затруднила контроль в отношении тех, кто не
работает честно. С одной стороны, мы сокращаем количество требуемых документов
и сроки выпуска таможенных деклараций, мы должны быстрее принимать решения на
основе меньшего объема данных. Значит, с другой стороны, чтобы компенсировать
эти моменты, необходимо повысить скорость и качество обмена информацией.
— В мировой практике
есть разный опыт взаимодействия налоговой и таможенной служб: где-то они
объединены, где-то работают отдельно. На ваш взгляд, как председателя Совета
ВТамО, как лучше?
— Действительно, в июле 2016 года Россия возглавила
Всемирную таможенную организацию, которая объединяет 180 стран мира. Это
произошло впервые. На мой взгляд, это событие отражает реальный авторитет
России в мире и высокую оценку зарубежными коллегами профессионализма наших
специалистов. Лидерство России в таможенной сфере — это большие возможности и
большая ответственность.
Что касается соотношения таможенного и налогового
компонентов, то после многолетних обсуждений ВТамО пришла к выводу, что
формальное объединение этих двух служб не является "ни достаточным, ни
необходимым" для эффективного администрирования доходов государственного
бюджета. Гораздо более важными являются процессы организации информационного и
оперативного взаимодействия между таможенниками и налоговиками, нацеленного на
полное, своевременное и правомерное взимание всех причитающихся платежей в
государственный бюджет.
Вопросы взаимодействия таможенных и налоговых служб каждая
страна решает по-своему. Помимо фискальной составляющей у таможенной службы
есть такие важнейшие функции как гармонизация и упрощение таможенных процедур,
создание и применение механизмов единого окна, скоординированное управление
границами, обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья граждан,
защита окружающей среды, противодействие незаконным валютным операциям и
отмыванию денег и ряд других.
Неслучайно на летней сессии ВТамО значительную часть
рабочего времени заняло обсуждение вопросов взаимодействия таможни с иными
структурами: с органами культуры — по поводу охраны культурных ценностей, с
полицией — по поводу борьбы с наркотрафиком, с банками — по поводу валютных
махинаций, с почтой — по поводу интернет-торговли, и так далее.
— Какие функции
сегодня объединяет таможня?
— Если возьмем стратегический план Всемирной таможенной
организации, то там значатся четыре основные цели. Упрощение и гармонизация
таможенных процедур для улучшения условий ведения международной торговли и
инвестиционного климата. Фискальная функция — полное, своевременное и правомерное взимание всех причитающихся
платежей в государственный бюджет. Вопросы безопасности общества, здоровья
граждан и охраны границ. Развитие инфраструктуры и институциональное развитие
таможни. В целом получается, что таможня — это уравнение с четырьмя
переменными, ключом к решению которого являются информационные технологии.
Таможня — это не только финансовый инструмент, как
показывает международный опыт. В США, Канаде и Великобритании таможня также и
силовое ведомство, где-то ее функции объединены с решением миграционных задач.
Такой подход усилился после 9/11 — 11 сентября. В Западной Европе, где пошли по
своему пути, теракты в Париже, Брюсселе и Каннах выявили слабость таможенных
служб на этом направлении. В ряде стран у таможни иные приоритеты, волнующие их
общество, например защита окружающей среды, озонового слоя, редких видов флоры
и фауны. Можно сказать, что таможня для страны — это как одежда для человека,
сшитая по индивидуальным лекалам.
Если посмотреть на многие страны с точки зрения организации
работы таможенной службы, то им, наверное, немного проще по сравнению с нами. В
России 12 часовых поясов, разные климатические зоны, уникальная протяженность
границ, все виды транспорта. На мой взгляд, исходя из общих принципов,
стандартов и рекомендаций ВТамО, мы должны искать собственные решения, которые
принесут реальную пользу нашей стране.
На самом деле, информационные технологии сегодня — это ключ
к решению всех четырех задач. Я вам гарантирую, что уже в ближайшем будущем
российская таможня изменится в сторону автоматизации. Уже внедряются технологии
автоматической регистрации и выпуска таможенных деклараций. Проверка с участием
инспектора идет только в том случае, если сработал профиль риска. В 2016 году
зарегистрировано более 300 тысяч и выпущено около 20 тысяч деклараций в
автоматическом режиме. Пока это делается в рамках эксперимента и в основном по
экспорту. Новый кодекс позволит нам делать это на плановой основе и в отношении
любых таможенных процедур.
— Когда будет принят
новый кодекс?
— На уровне Евразийской экономической комиссии и на уровне
национальных представительств стран ЕАЭС очень много делается для того, чтобы
начать работать по новому кодексу Евразийского союза с 1 января 2017 года.
Заседание Межправительственного совета ЕАЭС пройдет 28 октября. Мы ожидаем, что
там будет принято окончательное решение, и со следующего года Таможенный кодекс
ЕАЭС вступит в силу. В кодексе предусмотрены и автоматический выпуск
деклараций, и принцип единого окна, и коренная модернизация института
уполномоченного оператора — то, что сейчас мы осуществляем в России в качестве
пилотных проектов либо в узком секторе бизнеса.
— Мы к этому готовы?
— В российской таможне уже сейчас весьма высокая степень
готовности к переходу "на новый уровень".
— Как протекают
пилотные проекты по маркировке товаров? Какие успехи?
— Вместе с ФНС России мы начали с маркировки меховых
изделий. Серьезных нареканий со стороны бизнеса нет, и это тоже успех. На
первом этапе были вопросы с декларированием радиочастотных меток, они попадали
под особые меры регулирования с точки зрения шифрования. Сегодня все
разобрались и привыкли, работа идет. Пока рано подводить итоги, но сам факт
массовой закупки предпринимателями этих самых меток является недвусмысленным
сигналом к обелению рынка. Ближе к Новому году мы соберемся вместе с Налоговой
службой, бизнесом и будем решать, что делать дальше в этом направлении. Одним
из вариантов продолжения работы является маркировка фармацевтических товаров.