С 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс
Евразийского экономического союза, который внесет ряд изменений в работу
таможенных органов и участников ВЭД. В связи с этим таможенными органами
предпринимаются различные меры, чтобы переход к работе по новому
законодательству был максимально плавным и безболезненным для участников
внешнеэкономической деятельности. В частности, проводятся различные
мероприятия, где представители бизнеса могут узнать о новеллах Кодекса и задать
интересующие их вопросы. Особый интерес всегда вызывает тема уплаты таможенных
платежей. Нововведения в этой сфере были рассмотрены в ходе публичного
обсуждения вопросов правоприменительной практики Южного таможенного управления
по итогам 3 квартала 2017 года.
Действующим до конца 2017 года Таможенным кодексом
Таможенного союза была создана система применения таможенных платежей, в том
числе в части вопросов возникновения и прекращения обязанности по их уплате,
установления сроков уплаты, порядка уплаты. Концептуальных изменений этой
системы не произошло. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в
первую очередь устранены выявленные в правоприменительной практике проблемные
вопросы, а также нормативно закреплены отдельные положения, которые не были
прописаны в действующем таможенном законодательстве.
ТК ЕАЭС регулирует вопросы не только исчисления, уплаты,
применения обеспечения, взыскания, возврата таможенных платежей, к числу
которых относятся таможенные сборы, таможенные пошлины, налоги, но и
соответствующие аспекты применения особого вида пошлин – специальных,
антидемпинговых, компенсационных.
Положениями ТК ЕАЭС (статья 48) предусмотрена возможность
признания авансовыми платежами денежных средств (денег), внесенных в счет
уплаты предстоящих ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых,
компенсационных пошлин, и будет применяться с даты вступления в силу
международного договора, предусматривающего внесение в Договор о Союзе
изменений в части возможности зачета авансовых платежей в счет уплаты ввозных
таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (статья
447).
В новом Кодексе уточнено понятие плательщика – это декларант
или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин,
налогов. Таможенный представитель не будет относиться к плательщикам. В случае
совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта,
таможенный представитель будет нести с таким декларантом солидарную обязанность
по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых,
компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по
уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых,
компенсационных пошлин (статья 405 ТК Союза).
В ТК ЕАЭС предусмотрено предоставление отсрочки или
рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под
таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин
будут 3 видов:
- на 1 месяц под обеспечение уплаты с уплатой процентов –
для любых товаров;
- на срок до 6 месяцев под обеспечение уплаты без уплаты
процентов в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия,
технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержки
финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного
заказа; поставки в рамках международных договоров, одной из сторон которых
является государство-член; ввоза посадочного или посевного материала, средств
защиты растений, сельскохозяйственной техники, объектов племенного
животноводства; иных оснований, определяемых Евразийской экономической
комиссией;
- на срок до 6 месяцев под обеспечение уплаты с уплатой
процентов – ввоз на таможенную территорию Союза товаров для использования в
промышленной переработке.
Наличие оснований для 6-месячной отсрочки должно быть
подтверждено.
Порядок принятия и аннулирования решения о предоставлении
отсрочки будет установлен законодательством Российской Федерации о таможенном
деле.
В ТК ЕАЭС наряду с излишней уплатой или излишним взысканием
появились следующие случаи, когда таможенные платежи подлежат возврату:
- уплаченные платежи не идентифицированы в отношении
конкретных товаров,
- товары конфискованы или обращены в собственность (доход)
государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена,
если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров
ранее была исполнена, за исключением случая, когда ввозные таможенные пошлины,
налоги уплачены в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру
временного ввоза (допуска), за период, когда применялась частичная уплата ввозных
таможенных пошлин, налогов;
в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной
процедурой отказано, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов,
возникшая при регистрации таможенной декларации либо заявления о выпуске
товаров до подачи декларации на товары, ранее была исполнена;
таможенная декларация отозвана в соответствии со статьей 113
ТК ЕАЭС, и (или) выпуск товаров аннулирован в соответствии с пунктом 4 статьи
118 ТК ЕАЭС, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшая
при регистрации таможенной декларации, ранее была исполнена;
- в случаях, предусмотренных статьями 237 и 242 ТК ЕАЭС;
- в случаях, предусмотренных законодательством
государств-членов в связи с применением особенностей таможенного
декларирования, установленных законодательством государств-членов о таможенном
регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС;
- в иных случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или)
международными договорами в рамках Союза.