Полная версия сайта

О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза

Новости ВЭД

Правительством РФ представлен на ратификацию Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). ТК ЕАЭС должен вступить в силу первого января 2018 года. В Евразийский экономический союз входят пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Новый таможенный кодекс призван заложить необходимые основы для перехода к единому таможенному регулированию в рамках Евразийского экономического союза.

ТК ЕАЭС направлен на оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках Союза соглашений. Он предусматривает существенное изменение порядка регулирования в сфере таможенного дела, в частности, правил выпуска товаров, условий наделения лиц правом выступать в качестве декларантов, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, правил применения таможенных пошлин, налогов в зависимости от таможенных процедур, дальнейшее смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Новый ТК ЕАЭС включает 60 глав, которые объединены в 9 разделов. В отличие от кодекса Таможенного союза, Таможенный кодекс ЕАЭС передает значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на союзный уровень. Количество вопросов, которые будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом, увеличилось с 30 до 60.

Таможенный кодекс ЕАЭС существенно упрощает таможенные процедуры, переводит их в электронный формат. Новый таможенный кодекс дает приоритет электронным технологиям, отказу от предоставления без необходимости подтверждающих документов и автоматическому выпуску товара. Электронные технологии охватывают весь процесс совершения таможенных операций.

Новый ТК ЕАЭС вносит существенные изменения и в порядок взимания таможенных платежей и их администрирования таможенными органами.

Целью нововведений является полномасштабная централизация учета таможенных и иных платежей. Для этого будет реализована возможность использования авансовых платежей, вносимых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), для уплаты всех видов платежей: таможенных сборов, налогов, ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Благодаря этому сократится число необходимых для обработки документов, появится возможность производить возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в виде зачета в счет авансовых платежей в автоматическом режиме.

ТК ЕАЭС уточняет случаи, когда денежные средства подлежат возврату участникам ВЭД. Помимо признания факта излишней уплаты или излишнего взыскания, к таким случаям отнесены ошибочная уплата денежных средств на соответствующие счета, прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.

В ТК ЕАЭС выработаны новые подходы в части вопросов, касающихся применения обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Допускается возможность снижения размера обеспечения, а в отношении отдельных лиц – освобождения от его предоставления. Также допускается возможность предусмотреть в национальном законодательстве расширение применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, в некоторых случаях полностью исключив бумажный документооборот между таможенным органом и участником ВЭД.

Вступление в силу ТК ЕАЭС будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции, росту объемов торговли и развитию экономик государств, входящих в ЕАЭС.


Комментарии (0)

Навигация