Правительством РФ представлен на ратификацию Договор о
Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). ТК ЕАЭС должен
вступить в силу первого января 2018 года. В Евразийский экономический союз
входят пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза придет на смену Таможенному
кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году. Новый таможенный кодекс
призван заложить необходимые основы для перехода к единому таможенному регулированию
в рамках Евразийского экономического союза.
ТК ЕАЭС направлен на оптимизацию таможенных операций,
дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в
рамках Союза соглашений. Он предусматривает существенное изменение порядка
регулирования в сфере таможенного дела, в частности, правил выпуска товаров,
условий наделения лиц правом выступать в качестве декларантов, таможенных
представителей, уполномоченных экономических операторов, правил применения
таможенных пошлин, налогов в зависимости от таможенных процедур, дальнейшее
смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Новый ТК ЕАЭС включает 60 глав, которые объединены в 9
разделов. В отличие от кодекса Таможенного союза, Таможенный кодекс ЕАЭС передает
значительную часть полномочий по таможенному регулированию с национального на
союзный уровень. Количество вопросов, которые будет решать Евразийская
экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом, увеличилось с 30 до
60.
Таможенный кодекс ЕАЭС существенно упрощает таможенные
процедуры, переводит их в электронный формат. Новый таможенный кодекс дает
приоритет электронным технологиям, отказу от предоставления без необходимости
подтверждающих документов и автоматическому выпуску товара. Электронные
технологии охватывают весь процесс совершения таможенных операций.
Новый ТК ЕАЭС вносит существенные изменения и в порядок
взимания таможенных платежей и их администрирования таможенными органами.
Целью нововведений является полномасштабная централизация
учета таможенных и иных платежей. Для этого будет реализована возможность
использования авансовых платежей, вносимых участниками внешнеэкономической
деятельности (ВЭД), для уплаты всех видов платежей: таможенных сборов, налогов,
ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых,
компенсационных пошлин. Благодаря этому сократится число необходимых для
обработки документов, появится возможность производить возврат сумм излишне
уплаченных (взысканных) таможенных платежей в виде зачета в счет авансовых
платежей в автоматическом режиме.
ТК ЕАЭС уточняет случаи, когда денежные средства подлежат
возврату участникам ВЭД. Помимо признания факта излишней уплаты или излишнего
взыскания, к таким случаям отнесены ошибочная уплата денежных средств на
соответствующие счета, прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.
В ТК ЕАЭС выработаны новые подходы в части вопросов,
касающихся применения обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин,
налогов. Допускается возможность снижения размера обеспечения, а в отношении
отдельных лиц – освобождения от его предоставления. Также допускается
возможность предусмотреть в национальном законодательстве расширение применения
способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, в
некоторых случаях полностью исключив бумажный документооборот между таможенным
органом и участником ВЭД.
Вступление в силу ТК ЕАЭС будет способствовать дальнейшему
углублению евразийской интеграции, росту объемов торговли и развитию экономик
государств, входящих в ЕАЭС.