На базе Центрального таможенного управления прошло совещание
с представителями федеральных органов исполнительной власти и их территориальных
подразделений по вопросу функционирования системы межведомственного электронного
взаимодействия в части обеспечения соблюдения установленных запретов и
ограничений.
В мероприятии приняли участие представители Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации, Федеральной службы в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы по аккредитации,
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы
войск национальной гвардии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору, территориальных органов министерств и ведомств, должностные
лица центрального аппарата Управления. Также в режиме видеоконференции в
совещании приняли участие руководители таможен, подчиненных ЦТУ.
Открыл совещание первый заместитель начальника Управления Константин
Галныкин. Он отметил, что эффективное межведомственное взаимодействие – залог
повышения качества и ускорения процесса таможенного и других видов государственного
контроля. Также с приветственным словом к собравшимся обратился заместитель
начальника Управления – начальник службы федеральных таможенных доходов
Александр Беглов.
С докладом о функционировании системы межведомственного электронного
взаимодействия в части обеспечения соблюдения установленных запретов и
ограничений выступил Павел Козлов, начальник отдела торговых ограничений и
экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов Управления. Он проинформировал
участников совещания о том, что в условиях вступления в силу с 1 января 2018
года положений статьи 80 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза,
в соответствии с которой документы и (или) сведения, необходимые для совершения
таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их
совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или)
иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных
операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем
таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов
(организаций) государств в рамках информационного взаимодействия таможенных органов
и государственных органов (организаций) государств – членов ЕАЭС, ФТС России
большое внимание уделяет вопросу повышения эффективности межведомственного электронного
взаимодействия.
В этих целях проводится активная работа по организации
электронного взаимодействия таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной
власти. В качестве технической инфраструктуры используется система межведомственного
электронного взаимодействия (СМЭВ), с помощью которой также обеспечивается юридическая
значимость передаваемых сведений.
В основу реализации перехода федеральных органов
исполнительной власти на использование СМЭВ положена разработка технологических
карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), которые представляют собой
унифицированные и стандартизированные электронные документы, регламентирующие
структуру и формат передачи документов и сведений, необходимых для проведения
таможенного контроля, а также сроки технической реализации электронного межведомственного
взаимодействия.
Техническая реализация ТКМВ осуществляется через электронные
сервисы, специально разработанные и зарегистрированные заинтересованными
органами исполнительной власти, участвующими в межведомственном электронном
взаимодействии.
Необходимость обращения к сервисам соответствующих ведомств
через СМЭВ, обусловленная заявлением в декларациях на товары (ДТ) сведений о
документах, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений,
возникает в 60 процентах случаев декларирования товаров.
К преимуществам применения межведомственного информационного
взаимодействия относятся следующие возможности совершенствования таможенного
администрирования: обеспечение совершения таможенных операций без представления
участниками ВЭД разрешительных документов как на бумажном носителе, так и в электронном
виде; увеличение скорости совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных
средств за счет использования специальных программных средств; достижение
прозрачности процессов таможенного декларирования и выпуска товаров путем
обеспечения доступности участнику ВЭД к информации о совершении таких операций
в реальном режиме времени; обеспечение необходимости применения отдельных форм
таможенного контроля в автоматическом режиме.
К настоящему времени согласно приказам ФТС России исключено требование
о представлении при таможенном декларировании товаров ряда документов,
например, лицензий Минпромторга России, сертификатов и деклараций о
соответствии, сертификатов вывоза необработанных природных алмазов, идентификационных
заключений о непринадлежности товаров к объектам экспортного контроля и т. д.,
при условии наличия сведений о них в информационных системах федеральных
органов исполнительной власти или информационных ресурсах таможенных органов (АС
«БД РД»).
Павел Козлов подробно остановился на анализе
результативности работы СМЭВ, а также на существующих проблемных вопросах.
По результатам анализа полученных статистических данных, характеризующих
результативность запросов по заявляемым в ДТ документам и сведениям,
направляемым в рамках СМЭВ на сервисы уполномоченных федеральных органов исполнительной
власти, в первом полугодии 2017 года наибольшую результативность показали сервисы
Росаккредитации по сведениям из реестров сертификатов соответствия и деклараций
о соответствии и Минпромторга России по лицензиям на ввоз/вывоз товара. Среднюю
результативность по ряду позиций имеют сервисы: Роскомнадзора, ФСБ России,
ФСТЭК России.
В то же время невысокую результативность работы имеют
сервисы: Минздрава России по сведениям о регистрации лекарственных средств; Росгвардии
по сведениям о выданных разрешениях на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из
Российской Федерации оружия и патронов к нему; Роспотребнадзора по сведениям из
национального реестра свидетельств о государственной регистрации и Росприроднадзора
по разрешениям, выдаваемым административными органами СИТЕС стран-экспортеров
на вывоз объектов СИТЕС.
В то же время по ряду позиций отмечена нулевая результативность
при направленных запросах ряда сервисов федеральных органов исполнительной
власти.
Кроме того, завершавшиеся ошибкой ответы поступали с сервисов
семи ведомств.
Отмечено, что основными проблемами при обмене информацией
через СМЭВ являются: отсутствие ряда сведений, недостаточная наполненность баз
данных ряда ведомств, отсутствие возможности получения через СМЭВ информации по
разрешительным документам, выданным уполномоченными органами Республики
Беларусь и Республики Казахстан; отсутствие в ответах по разрешениям ФСТЭК
России, заключениям независимой идентификационной экспертизы полных наименований
товаров, а также сведений, содержащихся в приложениях и низкая или нулевая
результативность отдельных сервисов.
В целях повышения эффективности работы СМЭВ было предложено
в течение 2017 и 2018 годов направлять в соответствующие территориальные подразделения
ФОИВ, а при их отсутствии – в УТОВ и ЭК ФТС России, информацию об основных
проблемах, возникающих при обмене информацией о разрешительных документах через
СМЭВ.
Отдельно обсуждалась практика межведомственного электронного
взаимодействия в приграничных пунктах пропуска и в центрах электронного
декларирования.
Источник: журнал "Таможня" №22 2017 г.