Прежний кодекс был принят в 2009 г.,
когда формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России
находилось в начальной стадии. И потому многие реалии, обозначившиеся
после вступления с 2015 г. в силу договора о создании ЕАЭС, учтены в нем
не были. Значительная часть полномочий таможенных органов передавалась
прежним кодексом на национальный уровень, что привело к возникновению
различий в механизмах осуществления таможенных процедур и взимания
платежей. Помимо самого кодекса в рамках ЕАЭС продолжали действовать
порядка 20 международных соглашений, которые содержали в себе ряд
противоречий. Решить эти проблемы можно было только путем разработки
нового кодекса.
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС включает 60
глав, которые объединены в 9 разделов. В отличие от кодекса Таможенного
союза он не делится на общую и специальную части. В плане дальнейшего
развития ЕАЭС кодекс играет «централизаторскую» роль, передавая
значительную часть полномочий по таможенному регулированию с
национального на союзный уровень. Количество вопросов, которые в сфере
таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая
комиссия, по сравнению с прежним кодексом увеличивается с 30 до 60.
Главное нововведение кодекса –
существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный
вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. Изменения,
которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам:
приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих
документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные
технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его
выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные
процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют
традиционный бумажный документооборот. После введения нового ТК все
будет наоборот: основные таможенные процедуры будут осуществляться в
электронном виде, а бумага будет их дублировать.
Еще одно новшество – повышение статуса
уполномоченного экономического оператора. Его могут получить
организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются
доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность
пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность
выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное
таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации,
совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе, и
т.п. Новый ТК рассматривает уполномоченных операторов не как
потенциальных нарушителей, а как партнеров государства, которые ведут
прозрачный бизнес, а потому пристального внимания со стороны
контролирующих органов не требуют. В итоге таможенники смогут не
отвлекать ресурсы на работу с законопослушными организациями, а
сосредоточиться на реальных нарушителях.
В целом таможенное регулирование теперь в
основном будет осуществлять на союзном уровне, а на национальном уровне
останутся главным образом технические моменты. Так, на союзном уровне,
не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд
технологических элементов их внутреннего функционирования, которые
относятся к национальным прерогативам.
Кодекс затронет и такую чувствительную
для многих жителей России сферу, как покупки товаров в зарубежных
интернет-магазинах. ЕЭК по новому кодексу будет определять верхние
ценовые и физические объемы беспошлинной торговли зарубежными товарами,
доставляемыми почтовыми службами, а на национальном уровне страны ЕЭАС
смогут устанавливать более низкие нормы. При этом через год после
вступления кодекса в силу объемы беспошлинных покупок за рубежом начнут
снижаться. В 2018 г., например, таких товаров можно будет закупить на
500 евро, сверх которых покупателю придется заплатить пошлину в размере
30%, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после
вступления нового ТК в силу беспошлинно можно будет приобрести товары в
зарубежных интернет-магазинах на сумму 200 евро, на покупки сверх
указанной суммы будет взиматься таможенная пошлина 15%, но не менее 2
евро за кг. Идея ограничения беспошлинной торговли через зарубежные
интернет-магазины витала давно. Ее объемы до начала кризиса были
значительны, но ввозными пошлинами эти товары не облагались и рабочих
мест в России не создавали. Правда, с началом кризиса таких покупок
стало значительно меньше, и острота проблемы несколько снизилась.
Инновационный характер Таможенного
кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение
таможенных операций, позволяет надеяться, что его введение приведет к
росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. А
передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет
способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее
качественному развитию.