Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Год без льгот
10 августа 2017 | Новости таможни
Год без льгот Более года назад, 1 апреля 2016 года, произошли существенные изменения законодательства, которые коснулись условий хозяйствования юридических лиц, зарегистрированных в Калининградской области. В частности, поменялся порядок завершения процедуры свободной таможенной зоны. Калининградские производители больше не могут использовать таможенную процедуру реимпорта применительно к готовой продукции без уплаты таможенных пошлин и налогов для произведенных товаров, планируемых к вывозу на остальную часть ЕАЭС. Как эти изменения отразились на деятельности самой западной таможни страны, насколько повлияли на экономику региона? Об этом беседа с начальником Калининградской областной таможни Александром КОЧНОВЫМ.

– Александр Юрьевич, в прошлом году мы уже беседовали с вами о так называемой «проблеме 2016», о проделанных подготовительных мероприятиях по переходу на новые условия хозяйствования и результатах первых месяцев работы. По прошествии года какие итоги можно подвести, какие сделать выводы?

– «Проблема 2016», как вы ее назвали, стала знаковой для Калининградской области. Опасения были как со стороны предпринимателей, так и у регионального правительства и таможенных органов: выживет ли калининградский бизнес, продолжат ли свою работу производства, «завязанные» на импортные комплектующие, оправдает ли себя механизм компенсации затрат, справится ли таможня с дополнительными функциями?

Поэтому все заинтересованные стороны – ФТС России и Калининградская областная таможня, Правительство Калининградской области, Калининградская торгово-промышленная палата приложили максимум усилий для разъяснения вступающих в силу изменений, подготовки участников ВЭД к работе в новых условиях. Хотя, должен отметить, что предпринимателям ничто не мешало готовиться заранее. Десятилетний переходный период был предусмотрен Федеральным законом от 10.01.2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Однако для большинства осознание неизбежности перемен пришло за несколько месяцев до часа «Х».

– И насколько серьезными были последствия?

– На мой взгляд, наши усилия не прошли даром. Год спустя можно констатировать, что предприятия в большинстве своем сумели перестроиться на новый режим, а таможня – наладить свою работу с учетом новых требований.

На конец прошлого года в Калининградской области было зарегистрировано 3912 участников ВЭД, что составляет почти 93 процента от уровня 2015 года. Причем ежегодное сокращение этого показателя на пять – семь процентов мы фиксируем на протяжении трех последних лет. Если же принять во внимание сложную экономическую ситуацию в целом в стране и в мире, то напрашивается вывод: уменьшение числа калининградских предприятий, скорее всего, лишь в незначительной степени связано с изменениями таможенного законодательства.

На сегодняшний день у нас нет информации о падении какой-либо отрасли в целом из-за «проблемы 2016».

Тем не менее предприятиям пришлось приложить определенные усилия, чтобы успешно применять новые правила игры и выбрать для себя наиболее приемлемую схему работы в новых условиях.

– А как все это выглядит в цифровом отображении?

– Объемы декларирования товаров также сократились несущественно. В 2016 году Калининградской областной таможней было оформлено порядка 149 тысяч деклараций на товары. Это на десять процентов меньше, чем в 2015 году (тогда этот показатель был на уровне 165 тысяч ДТ). Однако если сравнивать грузооборот в регионе деятельности таможни, то в 2016 году он остался практически на уровне 2015 года – более десяти миллионов тонн.

Сокращение составило всего 4,8 процента.

Кроме того, по информации Правительства Калининградской области, сработал механизм компенсации таможенных платежей, который направлен на поддержку рынка труда в регионе: в качестве субсидий, выделенных Минфином РФ, калининградские предприятия получили порядка 26 миллиардов рублей (правда, изначально на эти цели из федерального бюджета было выделено 66,7 миллиарда рублей).

Также, по данным региональных властей, объемы товаров, произведенных в Калининградской области, остались практически на уровне 2015 года.

– А как новшества отразились на работе Калининградской областной таможни?

– Прежде всего, изменения законодательства повлияли на фактическое перечисление денежных средств в федеральный бюджет. В 2016 году мы пополнили государственную казну на 38,1 миллиарда рублей. А это в 6,6 раза больше, чем годом ранее! В 2015 году этот показатель был на уровне 5,3 миллиарда рублей. Как вы понимаете это связано с тем, что теперь вывозимые с территории Калининградской области товары необходимо помещать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с идентификацией иностранных сырьевых компонентов в готовой продукции либо без идентификации. А это влечет за собой фактическую уплату таможенных платежей.

В 2016 году количество товаров, помещенных под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», возросло по сравнению с 2015 годом: 14,8 процента против 6,5 процента. А объем реимпорта напротив сократился на 14 процентов, упав с 33,6 процента в 2015 году до 19,6 процента в 2016 году.

– Калининградским таможенникам стало сложнее работать?

– Безусловно. Появились новые задачи. Возникла необходимость усиления контроля на направлении вывоза товаров из области, чтобы исключить возможность перемещения иностранных товаров на остальную территорию ЕАЭС под видом калининградских, произведенных в условиях Особой экономической зоны. На практике это означает проведение фактического контроля с наложением таможенных пломб, проверкой сведений и документов, подтверждающих статус декларируемых товаров.

Зачастую документальная проверка статуса проводится таможней дважды.

Первый раз при помещении произведенных в области товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления. А во второй раз при помещении под процедуру таможенного транзита этих товаров либо при их вывозе воздушным или морским транспортом без применения транзита.

В новых условиях хозяйствования – после 1 апреля 2016 года – даже крупные производители, например, продуктов питания, легковых автомобилей, изделий из пластмассы, а также организации, которые производят готовые изделия, не облагаемые ввозной пошлиной, выбрали способ уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов по готовому изделию, то есть без проведения идентификации и, как следствие, без обязательного заявления в таможенной декларации сведений об используемом иностранном сырье. Вместе с тем для исключения риска декларирования иностранных товаров, не подвергнутых операциям по переработке, под видом продукции калининградских производителей декларант направляет по отдельному запросу дополнительные документы и сведения, подтверждающие факт ввоза и использования иностранного сырья, а в некоторых случаях и состав декларируемой продукции.

Однако необходимость предоставления в таможню таких документов и сведений нормативно не закреплена.

Похожая ситуация складывается при помещении готовой продукции под процедуру таможенного транзита. В большинстве случаев необходимость в представлении дополнительных документов возникает при декларировании товаров, которые произведены исключительно из товаров ЕАЭС, ввезенных с остальной территории ЕАЭС, либо из сырья, выпущенного в свободное обращение.

– Вы упомянули идентификацию. Что это за процедура, есть ли трудности при ее проведении?

– Несмотря на заблаговременную и усиленную подготовку к изменениям законодательства, в ходе практической работы в новых условиях начали проявляться «подводные камни». В частности, были выявлены проблемные вопросы, связанные с процедурой идентификации иностранных сырьевых компонентов в готовой продукции.

По сути идентификация является инструментом определения размера отложенных таможенных платежей за иностранное сырье, ввезенное в соответствии с процедурой СТЗ и израсходованное в ходе производства конечного продукта, уплата которых наступает при таможенном оформлении готовой продукции, планируемой к вывозу на остальную часть ЕАЭС. Органами, уполномоченными на выдачу заключения об идентификации, являются Калининградская областная таможня и Калининградская торгово-промышленная палата.

Экспертиза по идентификации проводится как на основании представленных заявителем документов, так и с выездом на производство. В обязанности эксперта входит определение ассортимента и нормы расхода материалов, сырья и комплектующих, использованных при изготовлении конкретного изделия. Как оказалось, главная сложность заключается в необходимости идентификации компонентов, расход которых при производстве готовой продукции составляет незначительный объем.

Например, тары, упаковочных материалов, уплотнительных прокладок для палет и даже красок, которыми наносится информация на упаковку.

– И здесь возникают проблемы?

– О сложности процесса идентификации свидетельствует статистика. С 1 апреля по 31 декабря 2016 года на таможне было оформлено более 22,3 тысячи деклараций на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Из них 77 процентов без идентификации иностранных товаров в готовой продукции. Соответственно, с представлением таможенному органу заключения об идентификации оформлено 23 процента деклараций. В первом полугодии 2017 года тенденция только усилилась.

Более 80 процентов таких деклараций были оформлены без идентификации и только 19 процентов – с применением данной процедуры.

Именно на проблему идентификации региональные бизнесмены наиболее часто обращают внимание и просят помочь в ее решении в ближайшее время.

Этой теме было посвящено заседание Консультативного совета по таможенной политике при Калининградской областной таможне и ряд рабочих встреч, проведенных во исполнение его решений.

В результате при активном содействии таможни Калининградская ТПП сформулировала предложения по выработке механизма идентификации малоценного и второстепенного сырья и определения базы для начисления таможенных платежей. Эти предложения были направлены в Минфин и в ЕЭК, в чьей компетенции находится решение данного вопроса.

Также большое значение для оптимизации процедуры идентификации имеет реализация электронного взаимодействия ФТС России с Калининградской торгово-промышленной палатой в части передачи заключений по идентификации. Это позволит уйти от объемных бумажных носителей, избежать ошибок при заполнении идентификационных таблиц вручную, синхронизирует количество остатков сырья. Кроме того, мы сможем полноценно использовать возможности электронного документооборота между таможней, бизнесом и Калининградской ТПП. А это, в свою очередь, послужит повышению качества таможенного контроля и приведет к сокращению времени совершения таможенных операций.

 

Источник: Журнал Таможня №15 2017 г.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Экономика страны адаптировалась к изменениям
  • Особенности таможенного регулирования в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Пресечена попытка уклонения от уплаты таможенных платежей на сумму более 1 миллиона рублей
  • Балтийский таможенный пост Калининградской областной таможни переименован в Центральный таможенный пост
  • О грузовиках с «областной растаможкой»

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.