В штаб-квартире Федеральной таможенной службы на Филях руководитель ФТС России
Владимир Булавин провел расширенное совещание с начальниками таможен по
актуальным вопросам деятельности таможенных органов. В зале заседаний коллегии
собрались свыше 80 начальников таможен со всей России – от Калининграда до
Сахалина.
Диалог с бизнесом:
конструктивный характер
В мероприятии также приняли участие заместитель министра
финансов РФ Илья Трунин и председатель общественного совета при ФТС России
Леонид Лозбенко.
По мнению Владимира Булавина, у руководства ФТС России и
Минфина назрела необходимость услышать из первых уст, какие проблемы волнуют
таможенников на местах, обсудить задачи, которые стоят в подведомственных
структурах и пути их решения.
В повестку дня расширенного совещания были вынесены вопросы
оптимизации процессов совершения таможенных операций в морском порту Большой
порт Санкт-Петербург и организация государственного контроля в условиях
свободного порта Владивосток. Участники заседания заслушали доклады о
совершенствовании таможенного контроля на территории Особой экономической зоны
промышленно-производственного типа «Алабуга», о путях пресечения незаконного
вывоза лесоматериалов, об обеспечении эффективного таможенного контроля и
сокращении очередей в автомобильных пунктах пропуска. Тематика выступлений
коснулась актуальной на сегодняшний день проблемы обеспечения противодействия
ввозу санкционных товаров на территорию России, а также совершенствования
контроля за перемещением международных почтовых отправлений.
Во вступительном слове Владимир Булавин особо отметил, что
совещание такого масштаба (а в зале собралось 130 должностных лиц) за последние
годы проходит впервые. Руководитель ФТС России подвел итоги работы таможенных
органов в 2016 году и первого квартала 2017 года. Он подчеркнул, что проводимые
ведомством мероприятия, цель которых – снизить нагрузку на бизнес, дали
ощутимые результаты. Итогом объединения ФТС России и ФНС России стал
выработанный единый механизм администрирования таможенных и налоговых систем,
что в значительной мере сократило время, необходимое для прохождения таможенных
процедур. Конечно, по словам главы ведомства, проблем еще остается много, их
предстоит решать. Тем не менее имеются и заметные успехи, а достигнуты они
благодаря вкладу работников всех таможенных постов, каждой таможни и
таможенного управления.
Целью столь представительного совещания, участники которого
собрались «от Москвы до самых до окраин», послужила, как отметил Илья Трунин,
необходимость выслушать о сложившейся ситуации в таможенных органах на местах,
чтобы совместно определить причины имеющихся проблем и наметить наиболее
приемлемые способы их решения.
Леонид Лозбенко сообщил, что за последнее время в диалоге с
бизнесом удалось сделать то, что не получалось сделать все последние годы –
придать ему конструктивный характер, пояснив: «Люди должны знать, каким образом
осуществляется алгоритм взаимодействия таможни и бизнеса». Так, сегодня имеется
четыре крупных общероссийских объединения: Торгово-промышленная палата,
«Деловая Россия», «Опора России», Российский союз промышленников и
предпринимателей.
Совместно с Общественным советом при ФТС России проводятся
ежемесячные встречи, разноформатные мероприятия, призванные усовершенствовать
процессы взаимодействия таможенных органов с бизнесом. Кардинальным образом
меняется работа экспертно-консультативного совета, он должен стать реальным
инструментом реализации таможенной политики.
Именно на совете определят основные направления работы,
касающиеся конкретных регионов и таможен. В конце мая на Коллегии ФТС России
будет принята программа комплексного развития службы.
– Мы исходим из принципа: простота и удобство для бизнеса,
эффективность и безопасность для государства, – добавил выступающий. – Весь
этот год и следующий будут посвящены трем важнейшим задачам: новому Таможенному
кодексу и всему, что с ним связано, реализации комплексной программы и диалогу
с бизнесом для создания Хартии добросовестных участников ВЭД. Руководителем
таможенной службы поставлена задача кратно увеличить количество представителей
низкорискового сектора.
Выступления начальников таможен прозвучали в первой части
совещания. Во второй были заслушаны доклады руководителей управлений ФТС
России.
– Мы построили разговор таким образом, чтобы, выслушав
выступления о ситуации «на земле», в своих выступлениях начальники управлений
могли дать ответы на поставленные вопросы, – подчеркнул Владимир Булавин.
Морской порт:
пилотный проект работает на результат [/b]
О проведении на таможенных постах Балтийской таможни
мероприятий, направленных на оптимизацию процессов совершения таможенных
операций в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, рассказал начальник
Балтийской таможни Сергей Сенько. В частности, он сообщил о пилотных проектах,
в которых участвует Балтийская таможня. Среди них: выпуск товаров до выгрузки,
прямая выгрузка на транзит, схема информационного взаимодействия в рамках
технологии «Единая проверка в едином месте», информационное взаимодействие
стивидора и СИДК.
Пилотные проекты осуществляются на основе предварительной
информации, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности.
В результате Кронштадтский таможенный пост с ноября 2016
года выпускает товары для внутреннего потребления до разгрузки судна. Пилотный
проект сократил время оформления товаров в разы – с 7 часов 38 минут до 1 часа
45 минут. Кроме того, благодаря внедрению в морском порту Большой порт
Санкт-Петербург пломбирования безрисковых транзитных контейнеров до регистрации
декларации, среднее время выпуска сократилось с 5 часов 7 минут до полутора
часов. При этом в день регистрации выпускается 94 процента транзитных
деклараций.
При обсуждении выступления глава ФТС напомнил, что в
рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия занимает лишь 140-е место по
параметру «международная торговля». Владимир Иванович отметил, что ведомству
необходимо уменьшать среднее время прохождения таможенных постов при
экспортно-импортных операциях.
Сергей Сенько, в свою очередь, уточнил, что значительная
доля времени пребывания груза приходится на стивидорные компании, а не на
таможню.
– Мы активно развиваем и совершенствуем информационные
системы и ресурсы, что позволило создать электронный реестр объектов
интеллектуальной собственности, электронное досье участников
внешнеэкономической деятельности, ввести в эксплуатацию электронный портал
«Морской порт», – прокомментировал Владимир Булавин.
«Морскую» тему продолжил и. о. начальника Владивостокской
таможни Олег Ануфриев. Он рассказал об актуальных вопросах организации
таможенного и иных форм государственного контроля в условиях свободного порта
Владивосток. Владивостокская таможня в течение двух лет являлась площадкой по
реализации пилотной технологии, основу которой составляет комплекс программных
средств «Портал Морской порт».
Докладчик перечислил преференции, которые получает бизнес в
рамках реализации проекта Свободный порт Владивосток, условно разделив их как
преимущества в сфере таможенного дела, а именно: применение резидентами СПВ
таможенной процедуры «Свободная таможенная зона» и оптимизация работы пунктов
пропуска.
Неоспоримые плюсы дает круглосуточная работа пунктов
пропуска, «единое окно» для однократного предоставления документов для всех
видов контроля, осуществление иных видов проверок силами должностных лиц
таможенного органа. К преимуществам также можно отнести пониженные ставки
страховых взносов, льготы в отношении НДС, упрощенный визовый режим, ускорение
в сфере строительства, снижение проверочной нагрузки на бизнес, судебная защита
резидентов СПВ управляющей компанией.
Докладчик в цифрах продемонстрировал динамику нахождения
товаров в морском порту Владивосток, начиная с первого квартала 2016 года по
первый квартал 2017 года.
Он высказал также ряд предложений по совершенствованию
технологии взаимодействия государственных служб и коммерческих организаций в
портах.
К слову, в текущем году планируется внедрить «Портал Морской
порт» в 51 морском терминале. Об этом сообщил Владимир Булавин. Руководитель
ФТС России напомнил, что в 2016 году такая система была внедрена в 19 морских
портах.
ОЭЗ: эффективное
таможенное администрирование – залог успешных инвестиций
О совершенствовании работы по организации таможенного
контроля и проведению таможенных операций на территории Особой экономической
зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» как способа привлечения
инвестиций в Россию и развития производства экспортно-ориентированных и
импортозамещающих товаров рассказал начальник Татарстанской таможни Альберт
Мавликов.
– Республика Татарстан по основным макроэкономическим
показателям входит в число регионов-лидеров Российской Федерации, находится на
первом месте в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата и
рейтинге инновационного развития субъектов России, – сообщил докладчик.
Он также подчеркнул, что эффективное таможенное
администрирование на территориях ОЭЗ – одна из составляющих, способствующих
повышению инвестиционной и предпринимательской активности.
– Отмечу, касаясь перспективных технологий, что Елабужский
таможенный пост включен в эксперимент по автоматической регистрации и
автоматическому выпуску товаров при экспорте, – продолжил начальник
Татарстанской таможни. – Доля автоматически зарегистрированных экспортных
деклараций составляет более 94 процентов. При этом практически нет автовыпуска.
В целях содействия экспорту резидентов ОЭЗ полагаю целесообразным продолжать
работу по оптимизации критериев автоматических алгоритмов, упрощая их в
отношении добросовестных участников ВЭД – резидентов ОЭЗ, экспортирующих свою
продукцию. Также предлагаю включить Елабужский таможенный пост в эксперимент по
автоматическому выпуску товаров для внутреннего потребления.
По словам выступающего, говоря об уровне таможенного
администрирования, резиденты в первую очередь оценивают трудоемкость таможенных
операций и время их совершения.
– И здесь наши интересы, безусловно, совпадают, вопросы
упрощения и сокращения времени совершения таможенных операций в зоне
постоянного внимания таможенных органов, – подытожил Альберт Мавликов.
Экспорт леса
нуждается в законодательной защите
О проблемах борьбы с контрабандой древесины доложил глава
Иркутской таможни Юрий Русаков. Он подробно рассказал об опыте пресечения
незаконного вывоза лесоматериалов. Юрий Владимирович также отметил, что в
структуре экспорта леса 70 процентов составляют пиломатериалы, таможенная
пошлина по которым не взимается, а это в результате приводит к недополучению
бюджетом средств.
Для того, чтобы остановить нарушения, связанные с занижением
стоимости лесоматериалов, и для стимулирования их более глубокой переработки,
по мнению докладчика, нужно ввести ставку вывозной пошлины на низкокачественные
лесоматериалы низкой стоимости.
Сегодня законодательство в сфере лесопользования построено
так, что государственные органы не успевают выявить нарушения и преступления до
момента вывоза. Юрий Русаков попросил рассмотреть возможность поправки
законодательства, разрешив отказывать в экспорте при наличии подозрений в
нелегальном происхождении лесоматериалов.
Таможня намерена также добиваться и доступа к единой
государственной системе учета древесины, так как сейчас ведомство «не может
отследить где и как делалась рубка».
Пункты пропуска
требуют развития инфраструктуры
В своем выступлении начальник Дагестанской таможни Руслан
Яхьяев рассказал о ситуации на таможенных постах в автомобильных пунктах
пропуска на границе с Азербайджаном. Там существенно возросла нагрузка в связи
с ростом автомобильных перевозок из Ирана и Азербайджана в Россию, иные страны
ЕАЭС, страны Европы. Помимо оптимизации форм таможенного контроля в рамках СУР,
требуется развитие инфраструктуры пунктов пропуска на перспективном направлении
региональной торговли со странами Закавказья и Передней Азии.
После завершения выступления Владимир Булавин напомнил участникам
совещания о произошедшем прошлым летом транспортном коллапсе в районе пункта
пропуска Яраг-Казмаляр. Тогда на границе между Дагестаном и Азербайджаном
образовалась многокилометровая пробка.
– То, что эта проблема решалась на уровне двух президентов,
недопустимо, – заявил глава ФТС России. – Из этого урока надо сделать вывод.
Мобильные группы
продолжат работу и будут модернизированы
Насущную тему ввоза санкционных товаров поднял в своем
выступлении и. о. начальника Астраханской таможни Ильдар Саидов. По его словам,
часто санкционные товары попадают в Россию из-за сложностей с определением
страны-производителя: вместо страны происхождения на них указывают регион, в
который входит несколько стран, в том числе и санкционных.
Докладчик на цифрах продемонстрировал статистику результатов
проведенных в 2017 году таможенных экспертиз, направленных на установление
страны происхождения товаров.
Схематично была продемонстрирована дислокация мобильных
групп Астраханской таможни.
Деятельность мобильных групп была показана на примере
мобильной группы в МАПП Караозек, обозначены проблемные вопросы и пути их
решения.
Так, например, транспортировку санкционной продукции
осуществляют физические лица, привлечение которых к административной
ответственности не предусмотрено. Федеральными законами прямо не установлен
запрет на оборот на территории Российской Федерации санкционной продукции.
При обсуждении ситуации Владимир Булавин пояснил, что
сегодня проблема состоит в том, что партнеры РФ по Евразийскому экономическому
союзу (ЕАЭС) не присоединились к российским антисанкционным мерам.
– В результате запрещенные у нас товары проходят оформление
на территории стран ЕАЭС, а потом попадают в Россию, – уточнил глава ведомства.
– Поэтому ФТС создала 35 мобильных групп, 14 из которых действуют на
российско-казахстанской границе, и 21 – на белорусской.
Мобильные таможенные группы продолжат свою работу, чтобы не
допустить проникновения санкционных товаров на российскую территорию, но для
более эффективной их работы будут модернизированы.
Проблемы и решения
В выступлении начальника Екатеринбургской таможни Сергея
Абросимова были рассмотрены актуальные вопросы осуществления электронного
таможенного декларирования товаров на таможенных постах – в центрах
электронного декларирования. Докладчик привел показатели деятельности
Екатеринбургского ЦЭД в 2015 – 2017 годах и продемонстрировал результаты
функционирования системы управления рисками.
С итогами работы Выборгской таможни, направленной на
выявление фактов недекларирования и недостоверного декларирования перемещаемых
товаров и повышение собираемости таможенных платежей, присутствующих ознакомил
начальник Выборгской таможни Александр Ястребов.
Высказывая свою позицию по этому вопросу, Владимир Булавин
заявил: «Руководство ФТС России будет поддерживать Выборгскую таможню в ее
деятельности по наведению порядка в регионе».
В своем докладе о совершенствовании порядка осуществления
таможенных операций и проведения таможенного контроля Шереметьевской таможней
при введении обязательного предварительного информирования о товарах,
перемещаемых воздушными судами, рассказал начальник Шереметьевской таможни
Александр Повод.
Он схематично продемонстрировал статистику среднесуточного
объема декларирования, принцип предварительного информирования и этапы внедрения
предварительного информирования.
Основными проблемами, на сегодняшний день, по мнению
Александра Повода, являются: наличие правовой и технической возможности подать
пустую предварительную информацию в виде текста «СONSOLIDATED», сложность
электронного взаимодействия с иными государственными контрольными органами.
О результатах таможенного контроля за временным ввозом
транспортных средств для личного пользования и состоянии дел, проблемных
вопросах и путях их решения доложил в своем выступлении начальник Крымской
таможни Владимир Авраменко.
Таможня и Почта
России реализуют совместные проекты
ФТС России и ФГУП «Почта России» продолжают реализацию
совместных проектов, направленных на оптимизацию и ускорение таможенных
операций. При этом таможенный пост Международный почтамт Московской таможни
является основным звеном, а зачастую и лидером по внедрению перспективных
технологий, отметил в своем докладе и. о. начальника Московской таможни Алексей
Кизерев.
С июня 2016 года внедрена программа, позволяющая
осуществлять контроль частоты перемещения товаров, пересылаемых физическими
лицами для личного пользования. Вместе с тем однозначная идентификация
получателя МПО не предусмотрена актами Всемирного почтового союза. Комплексное
решение этого вопроса потребует внесения изменений в право ЕАЭС, при этом в
новом Таможенном кодексе ЕАЭС такие требования уже нашли свое отражение.
Докладчик рассказал о проектах, направленных на
усовершенствование контроля за перемещением МПО. Среди них: работа в
автоматизированном программном продукте ФГУП «Почта России (АИС СЦ), выборочный
контроль, информационное взаимодействие таможенных органов и ФГУП «Почта
России».
К ним также относится уплата физическими лицами таможенных
платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и
банкоматов, упрощенный порядок декларирования экспортных международных почтовых
отправлений, отслеживание частоты пересылки товаров МПО в адрес физических лиц.
Актуальные вопросы и
ответы [b]
Во второй части заседания начальники управлений ФТС России
обозначили насущные проблемы по различным направлениям деятельности и ответили
на вопросы участников встречи. Доклады руководителей были посвящены
эффективности работы таможенных органов, направленной на сокращение сумм
задолженности по уплате платежей и пени, актуальным вопросам обеспечения
запретов и ограничений, валютного контроля, применения системы управления
рисками в таможенных органах. Были обсуждены проблемы судебной защиты интересов
таможенных органов, кадровые вопросы, пути оптимизации расходов федерального
бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
Среди первоочередных задач – продолжение
информационно-технического обеспечения таможенных органов, повышение
эффективности работы таможни по пресечению незаконного ввоза товаров на
территорию РФ и другие.
Общаясь с журналистами, руководитель Федеральной таможенной
службы сообщил, что подобные мероприятия непременно войдут в традицию. Первое
из них уже намечено на 24 октября – в преддверии Дня таможенника.
В завершение встречи Владимир Булавин наградил должностных
лиц за безупречную службу, большой личный вклад в дело защиты экономической
безопасности Российской Федерации.
Источник: журнал "Таможня" N11 2017 г.