Организация работы по
ведению и практическому применению единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Евразийского экономического союза, контроль страны происхождения
товаров
По результатам деятельности таможенных органов в части
контроля правильности классификации товаров в 2016 году принято 39 278 решений по
классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) (на 7%
больше по сравнению с 2015 годом (36 615 решений), доначислено таможенных
платежей на сумму 6 210,3 млн. рублей (на 16% больше по сравнению с 2015 годом
(5 367,3 млн. рублей), довзыскано 5 588,9 млн. рублей (на 12% больше по
сравнению с 2015 годом (4 975,6 млн. рублей).
Сформировано 8 182 целевых профилей риска по направлению
классификации товаров (на 6% меньше, чем в 2015 году (8 671 профиль риска).
Заведено 2 005 дел об АП по классификации товаров (на 2% больше по сравнению с
2015 годом (1 968 дел об АП), доначислено таможенных платежей и наложено
штрафов по делам об АП на сумму 144,3 млн. рублей (на 27% больше по сравнению с
2015 годом (113,5 млн. рублей), взыскано – 73,9 млн. рублей (на 11% меньше по
сравнению с 2015 годом (82,8 млн. рублей).
Количество принятых
решений по классификации товаров, целевых профилей рисков и дел об
административных правонарушениях по направлению контроля правильности
классификации товаров в 2015 и 2016 годах
Сумма доначисленных и
довзысканных таможенных платежей по направлению контроля правильности
классификации товаров в 2015 и 2016 годах
В соответствии с Административным регламентом Федеральной
таможенной службы и уполномоченных ею таможенных органов по предоставлению
государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации
товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденным приказом
ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760, в 2016 году принято 1
369 предварительных решений (в 2015 году – 1 556 предварительных решений).
В 2016 году средний срок принятия таможенным органом
предварительного решения составил 24 дня (в 2015 году – 26 дней) при
установленном административным регламентом сроке принятия предварительного
решения – в течение 90 календарных дней.
В 2016 году принято 391 решение по классификации
оборудования, поставляемого в несобранном или разобранном виде (в 2015 году –
309 решений). Данное высокотехнологичное
оборудование предназначено для оснащения и модернизации ключевых отраслей промышленности страны (оборудование для
переработки нефти и газа, ввозимое ОАО «ЯМАЛ СПГ», оборудование для химической промышленности, ввозимое АО
«Газпромнефть-ОНПЗ», комплексное
оборудование для содержания и выращивания свиней, ввозимое ООО «Хог Слэт РУС»,
комплектное птицеводческое оборудование, предназначенное для содержания и
выращивания бройлеров, ввозимое ООО «Воловский бройлер», оборудование,
предназначенное для производства сельскохозяйственных удобрений, ввозимое АО
«ФосАгро-Череповец», оборудование для производства полиэтилена, ввозимое ООО
«Сибур Запсибнефтехим»).
В 2016 году подача заявления на получение решения по
классификации товара, поставляемого в виде компонентов, стала возможна в
электронной форме через личный кабинет участника ВЭД на Портале ФТС России.
Средний срок принятия решения сохранился на уровне 45 дней.
В судебном производстве находилось 1 272 дела по
классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (в 2015 году – 1 290 дел),
из них рассмотрено 716 дел (в 2015 году – 723 дела). По результатам рассмотрения
указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов
по 374 делам, что составляет 52% от общего количества рассмотренных дел (в 2015
году – 401 дело или 55% от общего количества рассмотренных дел).
Также в судебном производстве находились 52 дела по стране
происхождения товаров (в 2015 году – 72 дела), из них рассмотрено 36 дел (в
2015 году – 45 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами
были приняты решения в пользу таможенных органов по 6 делам, что составляет
17% от общего количества рассмотренных
дел (в 2015 году – 24 дела или 53% от общего количества рассмотренных дел).
В течение 2016 года в рамках работы ВТамО должностные лица ФТС
России принимали участие в работе 31-й сессии Научного подкомитета, 57-й и 58-й
сессий Комитета по Гармонизированной системе (далее – КГС), 50-й и 51-й сессий
Подкомитета по пересмотру Гармонизированной системы.
ФТС России были внесены на рассмотрение рабочих органов
ВТамО вопросы о классификации ароматизатора «Краб», некоторых товаров марки
«M&M’s», а также о возможной поправке к Пояснениям к товарной позиции 28.18 Гармонизированной системы (далее – ГС) «искусственный
корунд определенного или неопределенного химического состава; оксид алюминия;
гидроксид алюминия».
На Совете ВТамО в июле 2016 года были сняты взаимные
оговорки России и Турции на решения КГС о классификации продукта, содержащего
более 99,2% сульфата натрия, и продукта, содержащего более 98,5% сульфата
натрия.
В 2016 году на основе 6-го издания ГС были утверждены единая
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых
Государств (далее – ТН ВЭД СНГ), ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф
Евразийского экономического союза (далее – ЕТТ ЕАЭС). ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД ЕАЭС и
ЕТТ ЕАЭС вступили в силу 1 января 2017 года.
Одним из направлений деятельности таможенных органов являлся
контроль страны происхождения товаров, а также выявление и пресечение
необоснованного предоставления тарифных преференций.
В 2016 году ФТС России проводилась работа по созданию и
внедрению электронной системы верификации происхождения товаров в таможенных
органах. Использование электронной системы верификации сертификатов о происхождении товаров позволит таможенным органам
оперативно (в режиме онлайн) осуществлять проверку фактов выдачи сертификатов о
происхождении товаров, а также проверку достоверности содержащейся в них
информации.
В экспериментальном режиме таможенные органы начали
использовать электронную систему верификации сертификатов о происхождении товаров,
выдаваемых уполномоченными органами Республики Индонезии, Республики Корея,
Республики Узбекистан и Республики Парагвай.
Направлены запросы в уполномоченные органы 53 стран с
предложениями о применении электронной системы верификации сертификатов о происхождении
товаров в рамках двустороннего сотрудничества.
В целях контроля обоснованности предоставления тарифных
преференций при таможенном декларировании товаров для проверки бланка, оттиска
печати и подписи представленного декларантом сертификата о происхождении
товаров с 2016 года применяется электронная база идентифицирующих данных,
подтверждающих происхождение товаров.
В 2016 году таможенными органами принято 1 888 решений о
корректировке сведений о стране происхождения товаров, что на 14% больше по
сравнению с 2015 годом (1 653 решения). Сумма доначисленных таможенных платежей
составила 13,1 млн. рублей, что на 2% больше по сравнению с 2015 годом (12,9
млн. рублей).
Общая сумма тарифных преференций, предоставленных
таможенными органами в 2016 году в отношении товаров, происходящих из
развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской
Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила 22,9 млрд.
рублей, что на 46% меньше по сравнению с 2015 годом (42,5 млрд. рублей). При
контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима
таможенными органами в 2016 году было принято 4 284 решения об отказе в
предоставлении (восстановлении) тарифных преференций на сумму 478,1 млн. рублей
(в 2015 году было принято 4 299 решений на сумму 481,7 млн. рублей).